Занятие по лепке для подготовительной группы. Лепка «Я с моим любимым животным»

В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке.

Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр.

Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.

На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка.

В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам.

Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны.

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе.

Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого количества цветов (однако сам воспитатель должен их называть). Это дает им возможность узнавать и запоминать больше цветов. Особое значение в сенсорном развитии детей, обогащении их сенсорного опыта и на основе этого овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

В первой младшей группе детей следует познакомить со свойствами глины, пластилина. Лепка привлекает детей новизной материала. Ребенку третьего года жизни легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом. Планируя занятия по лепке, следует большинство занятий отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, ранее показанными педагогом.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной.

В средней группе на занятиях по изобразительной деятельности следует развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину. Дети уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали. Детям пятого года жизни доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В старшей группе в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек.

В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе

«Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка).

Программное содержание:

1. Учить детей вдвоём выполнять общую работу: договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок, их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом.

2. Закреплять умение передавать движение персонажей.

3. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца, видеть результат своей работы.

Коррекционные задачи:

1. Развитие зрительного и слухового восприятия, общей и мелкой моторики.

2. Совершенствование словаря.

3. Развитие познавательных интересов.

Материал: большой лист белого картона, на котором сделана горка, и несколько ёлок (зимний двор); сюжетная картинка с изображением зимних развлечений детей; пластилин и дополнительный материал (маленькие веточки, хвоя, нитки и др.); подставки для фигурок из белого картона или плотной бумаги.

Предварительная работа: чтение стихов о зиме, загадки о зимних месяцах, дидактические игры «Назови признаки зимы» и «Назови действия».

Ход занятия:

Вводная часть.

Беседа с детьми о том, чем они любят заниматься, во что играть зимой на улице. Рассматривание картины «Зимние развлечения». Указывая на тех или иных персонажей, спрашивать об их позах, движениях. Например: «Расскажите о положении тела, рук и ног у сидящей на санках девочки» и т.д. Объяснить задание: вдвоем вылепить двух детей, которые делают снеговика, играют в снежки или катаются на санках. Детей нужно вылепить в зимней одежде. Вылепленные фигурки расположить на общей подставке так, чтобы было понятно, что они делают или во что играют. Напомнить, что, договариваясь об общей работе, надо выслушать желания каждого, а потом решить, кто будет лепить.

Воспитатель лепит одну фигурку и показывает ее. Дети рассматривают образец воспитателя. Затем педагог показывает способы выполнения лепки.

Практическая работа с детьми.

В процессе лепки побуждать детей чаще советоваться друг с другом, обсуждать свою работу, оказывать друг другу помощь. Посоветовать использовать дополнительный материал для придания большей выразительности персонажам.

Физкультминутка:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры.

(Имитация движений зимних забав: катание на лыжах, коньках, игра в снежки.)

Продолжение практической деятельности.

Индивидуальная работа с детьми.

В конце занятия предложить детям объединить их работы в одну общую композицию «Зимние развлечения». Расставить вылепленные фигурки на зимнем участке так, чтобы было понятно, чем занимаются персонажи. Обсудить с детьми, как лучше сгруппировать персонажей, где их расположить, чтобы всем было интересно их рассматривать.

Анализ детских работ: обыграть работы детей.

«Шығармашылық» Білім беру саласы

Образовательная область «Творчество»

Лепка

Айы

месяц

Тақырыбы

Тема

Мақсаты

Цель

Сентябрь

Ознакомительная ОУД

Грибное лукошко

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке.Совершенствовать технику лепки.Развивать чувство формы и композиции.Закрепить умения и навыки детей.

Витрина магазина-овощи,фрукты

Совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «витрина магазина».Использовать оригинальные приемы лепки.Развивать способность правильно передавать пропорциональные соотношения.

Парк с фонтанами

Инициировать творческие проявления детей при моделировании поделок на основе готовых(бытовых) форм.Показать способы создания фонтанов-скульптур путем дополнения готовой формы лепными элементами.

Октябрь

Кто сказал «мяу»?

Закрепить умение лепить,передавая пропорции,соотношение фигур по величине.Развивать чувство композиции.

Колобок(сюжетная)

Закреплять умение лепить базовую форму для поделки,соблюдая формы и пропорции.Добиваться выразительности образа и динамичности композиции.Закреплять умение соединять части.

Дымковский конь(народно-прикладная)

Продолжать приобщать к искусству дымковских мастеров.Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке.Учить лепить с натуры,передавая форму,строение,величину и пропорции.

Тостаган,ожау

Учить детей лепить национальную посуду,соблюдая пропорции и форму предметов.Продолжать знакомить с казахским орнаментом.Закреплять навыки лепки.

Ноябрь

Лягушонка в коробчонке.

Учить детей лепить миниатюры.Продолжать знакомить с видами рельефной пластики(барельеф,горельеф).Показать возможность создания горельефа в спичечной коробке.Развивать мелкую моторику.

Красивая посуда для кафе.

Учить лепить красивые и в то же время функциональные предметы.Познакомить с новым способом лепки: из колец.Воспитывать эстетический вкус.

Дымковская игрушка:барыня.

Закрепить умение лепить по мотивам народной игрушки,лепить полые формы(юбка барыни),соблюдать пропорции фигуры.

Орлы на горных вершинах

Познакомить с техникой лепки орла.Закрепить знания о горах,строение тела птицы.Закрепить навыки:скатывание цилиндров,сплющивание,вытягивание.

Декабрь

Красивый подсвечник.

Учить детей лепить подсвечник, передавая его декоративные особенности.
Учить самостоятельно выбирать наиболее рациональный способ лепки, использовать прием вытягивания, отжимания, прищипывания, сглаживать поверхность изделия пальцами. Учить соединять части прижатием, примазыванием.

Зайчик

Познакомить детей с несколькими приемами лепки зайца.Вызвать желание отразить образы зайцев в лепке.Учить контролировать свои действия при передаче пропорций фигуры животного.

Елочка

Учить детей лепить елочку модульным способом.Шарики расплющивать в диски по определенному размеру.Накладывать диски поочередно(от большого к маленькому).Воспитывать у детей любовь к окружающей среде.

Дед Мороз спешит на елку.

Вызвать интерес к сказочным образом,учить передавать их в лепке,используя полученные умения.Развивать творчество детей.

Январь

Зверюшки на новогоднем празднике

Закрепить у детей умение передавать замысел лепки,учить лепить фигурки зверей,выделяя их характерные признаки.Упражнять в использовании разных приемов лепки.

Филимоновский петушок

Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки.Учить лепить фигурку из целого куска,вытягивая и прищипывая мелкие детали.Развивать умение сглаживать неровности вылепленной фигуры.

Черепаха

Учить лепить животных,передавая характерные особенности формы частей тела,пропорций.Закрепить умение применять знакомые приемы лепки.

Божья коровка Пятнашка

Учить детей лепить по мотивам знакомых сказок.Учить выделять в широком сюжетном потоке единственный фрагмент,оживлять сказочные персонажи в лепке.

Февраль

Девочка катает снежный ком

Продолжать учить детей лепить фигуру человека в зимней одежде в несложном движении,плотно скреплять части фигуры,использовать стеку для прорисовки штрихами меха на одежде.

Домик

Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков,накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой.Закрепить умение пользоваться стекой.Развивать воображение и творчество.

Животные Казахстана:барашек

Продолжать лепить из нескольких частей,правильно их располагая,соблюдая пропорции,владеть приемами прищипывания,приглаживания.

Учимся лепить птиц

Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.Побуждать к самостоятельному поиску приемов декоративного украшения.

Март

Сувенир для мамы

Учить детей сравнивать разные способы изображения,передавать полуобъемное изображение,использовать стеку для отделки формы.Продолжать освоение рельефной лепки.

Декоративная тарелка.

Учить детей лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом,используя приемы раскатывания между ладонями,сплющивания,оттягивания и уравнивания краев.

Чудо-цветок

Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства.Продолжать варианты изображения разных венчиков и отдельных лепестков цветов.Развивать чувство ритма и композиции.

Наши космонавты

Учить лепить фигуру человека конструктивным или комбинированным способами,поставить задачу:передать движение космонавта.Формировать умение планировать работу по реализации замысла.

Апрель

Космодром

Учить детей создавать конкретные пластические образы, преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения космического корабля. Развивать пространственное мышление.

Ветер по морю гуляет.

Создавать сюжетные композиции по сюжету сказки,познакомить детей с новым приемом лепки-цветовой растяжкой (вода-небо),обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники.

Герой сказок-Алдар Косе

Уметь лепить фигуру человека,передавая характерные черты героя казахских сказок-Алдара Косе,учить использовать стеку для передачи мимики лица.

Яблонька

Воспитывать у детей интерес к природе,желание ее лепить,развивать эстетическое восприятие,умение передавать строение дерева,развивать мелкую моторику.

Май

Барельеф-цветы

Продолжать освоение техники рельефной лепки,создавать уплощенные фигуры цветов,украшать налепами и контррельефными рисунками.Формировать умение планировать работу по реализации замысла.

Ягодка

Учить лепить из соленого теста разные формы,передавая особенности.Повышать сенсорную чувствительность,развивать умение предвидеть результат.

Паук Пафнутий

Учить детей создавать образы по представлению и по замыслу.Развивать воображение,пространственное мышление.

Лепим буквы и цифры

Закрепить представление о начертании печатных букв и цифр.Учить лепить разными способами,ориентировать на поиск разных вариантов оформления.

У детей влияет на речевой центр, известно сегодня всем без исключения. Удивительно доступным и благодатным вариантом деятельности в этом направлении считается лепка. В подготовительной группе именно поэтому занятиям с пластилином, глиной или солёным тестом уделяется столько внимания. Во время выполнения работ с этими удивительными материалами дети выражают своё отношение к миру, реализуют творческий потенциал.

Польза занятий с пластилином

Лепка в подготовительной группе способствует расширению знаний об окружающем мире, помогает формировать первые начальные понятия о физических свойствах материалов, о формах предметов, их окраске.

Воспитатели обязательно рассказывают что-то новое о том, что собираются предложить вылепить детям. Во время начального вступительного слова педагоги привлекают к беседе и самих ребят. Таким образом, лепка в подготовительной группе помогает расширить словарный запас малышей, учит выражать свои мысли не только через созданные образы, но и словесно.

В процессе работы задействуются различные мышцы пальцев и кистей рук, что в дальнейшем помогает ребятам без особых проблем обучаться письму во время занятий в школе. Замечено, что те дети, для которых лепка в подготовительной группе в детском дошкольном учреждении и дома была любимым делом, в школе пишут намного аккуратнее, ровнее и с большим удовольствием, чем те, которые пренебрегали данными занятиями.

«Пластилиновое» конструирование

Кроме традиционных творческих заданий по созданию объёмных фигур, существуют и другие способы работ с этим волшебным материалом. Например, конструирование из пластилиновых деталей - это тоже лепка.

Занятие в подготовительной группе по созданию машины, автобуса, тачки для перевозки грунта, навоза, кирпичей, помогает малышам познать азы конструирования объектов, которые передвигаются при помощи колёс. Правда, для такой деятельности маленьким мастерам понадобятся оси для крепления колёс. Это могут быть спички с обломанными серными кончиками, зубочистки со сточенными острыми концами или отрезки проволоки с закрученными кончиками.

Начальные строительные навыки на занятиях по лепке

Очень полезно давать малышам практические навыки, которые могут им пригодиться в дальнейшей взрослой жизни. Например, можно предложить детям «построить» дом. Соорудить здание из пластилиновых брёвен, сложить из кирпичей или собрать из цельных «плит» также поможет лепка.

Занятие в подготовительной группе с пластилином, в основу которого положено развитие строительных навыков, может начаться с изготовления стройматериалов: стен, кирпичей, брёвен. Уместно воспользоваться при «строительстве» не только пластилином, но и, например, целлофаном в качестве стекла, применить картон для имитации стен.

для детей

Очень нравится малышам создавать предметы обихода. Поэтому есть смысл предложить детям вылепить из пластилина кроватки, диванчики, столы и стулья, кресла и даже телевизор.

Увлекательна и полезна лепка из пластилина для детей кукольной посуды. Мало того, что начинающий мастер создаёт предметы различной формы, ему предоставляется возможность украсить собственные творения орнаментом, используя «пластилиновое рисование». Наносить узоры можно при помощи маленьких шариков, «колбасок» - прямых или изогнутых. Также украшать предметы можно рельефом, применяя способ надавливания или путем царапания поверхности острой палочкой или стеком.

Картины из пластилина

Настоящими шедеврами детского творчества являются Ребятам очень нравится изображать в этой технике сюжеты сказок, картины природы. Интересна в этом плане лепка «Осень».

Подготовительная группа детского сада может самостоятельно создать пейзаж, используя природные материалы: разноцветные листья, веточки для имитации стволов деревьев, семена растений. Нередко для этого направления в художественном творчестве применяют крупу, макаронные изделия.

Украшения для дома

Всем людям нравится не только сам процесс создания чего-либо, но и ощущение нужности и значимости созданного. Поэтому возможность практического применения вылепленного играет в творчестве немаловажную роль.

Висячая композиция из осеннего пластилинового листа, настоящих желудей, рябиновых гроздей (как природных, так и сделанных самостоятельно), может стать милым украшением окна, зеркала или стены. И стоит всего лишь приложить немного фантазии и терпения, чтобы получилась вот такая роскошная лепка «Осень».

Подготовительная группа может выполнить и настольную композицию по этой тематике, которая прекрасно впишется в интерьер прихожей или детского уголка.

Осенняя пластилиновая композиция с грибами

Более простой для детей считается фигурная лепка. Грибы в подготовительной группе следует вылеплять более натуралистично, чем это делается в средней и младшей группе. Уже не стоит ограничиваться яркими мухоморами или подосиновиками с ровными округлыми шляпками.

Лепка «Грибы» в подготовительной группе предполагает более разнообразные варианты: опята, сыроежки, лисички, рыжики. У них шляпки имеют самые разные формы. Некоторые грибы следует лепить из цельного куска пластилина, а не прикреплять отдельно изготовленную шляпку.

Интересно также показать детям игру цвета, в некоторых случаях даже переход одного оттенка в другой. А ещё следует обратить внимание начинающих скульпторов на то, что в природе края грибных шляпок могут быть неровными, как бы слегка надорванными.

Фрукты и ягоды из пластилина

Чем больше взрослеют дети, тем более усложняется тематика занятий по вылепливанию ягод и фруктов. Если в младших группах можно было ограничиться обычными шариками, которые и имитируют плоды, то теперь им следует предлагать изготовить более сложные по форме и цвету объекты.

Так, например, лепка «Фрукты» в подготовительной группе может поставить перед ребятами цель изготовить яблоко с плодоножкой и листиком, с одним бочком зелёным, а другим - красным. Достаточно сложно детям сформировать лимон или яблоко с выемкой в районе плодоножки.

Интересным заданием будет создание композиции-натюрморта в вазе. Гроздь винограда, сливы, ягоды клубники - всё это вполне доступно для детского творческого исполнения.

Овощи из пластилина

Знакомство с окружающим миром невозможно без получения начальных знаний о растениях. Очень эффективными в этом плане являются занятия, связанные с работой с пластилином. Лепка «Овощи» в подготовительной группе включает в себя беседу о том, что выращивают люди на дачах и огородах, какие растения дают урожай весной, какие - летом, а какие плоды радуют нас осенью.

На этих занятиях следует обратить внимание детей, что овощи различаются по вкусу, способу применения, количеству витаминов, содержащихся в них, а также сделать упор на то, как важно людям употреблять в пищу эти дары природы.

Для того чтобы получить хороший результат на занятиях по вылепливанию овощей, следует уточнить, что все овощи имеют разные формы: круглые ровные, округлые сплюснутые, овальные, с острым кончиком, с выемкой в месте плодоножки, с бороздками на боках либо с маленькими пупырышками. Также необходимо указать на цвет плодов, заметить, что некоторые овощи окрашены неравномерно, имеют белый кончик или полоски. Во время лепки можно предложить добавить к самим плодам зелёные части растений.

Свистулька, подставка под яйцо или карандашница в виде птички

На занятиях по лепке можно предложить детям изготовить собственноручно подарок, который будет приятно получить и маме, и бабушке, и папе, и братишке либо сестрёнке. Прекрасно для достижения этой цели подходит лепка птицы. В подготовительной группе чрезвычайно важно прививать малышам чувство значимости того, что они делают, связывать их творчество с практическим применением в жизни. Поэтому нужно учить их лепить не просто птичку, а, например, свистульку или карандашницу, подставку под яйцо или солонку.

Для этих целей следует использовать дополнительные материалы: пластиковый стаканчик, свисток, старую солонку. Особенность данного вида творчества заключается в том, что в процессе лепки ребёнок берёт за основу какой-то предмет и пластилином скрывает его, придавая ему форму птицы. Важно сделать это максимально аккуратно, так, чтобы необходимые отверстия остались рабочими.

Интересным вариантом в этом виде творческой деятельности может стать лепка не из пластилина, а, например, из солёного теста, обычной или полимерной глины. Обжигать (при необходимости) готовые изделия можно в микроволновой печи, в несколько приёмов, периодически доставая вещь и остужая её. В "микроволновке" нужно установить режим "разморозки" на минимальную температуру и время в одну минуту. Тогда вещица сможет послужить достаточно долго, не деформируясь. После отвердевания нужно будет изделие раскрасить и покрыть лаком - это уже можно будет сделать на занятиях по изобразительному творчеству.

Хотя птичек дети начинают лепить ещё в раннем детстве, в подготовительной группе следует прививать уже более сложные и важные навыки. Очень полезно обучать детей придавать форму сразу всему куску исходного материала, а не вылеплять отдельно голову, хвост, тело с тем, чтобы потом соединить всё вместе. Конечно, не все дети и далеко не сразу научатся этому, но ставить перед ними такую цель следует уже сейчас. Во время занятия можно познакомить воспитанников с и предложить им выполнить работу в этом стиле.

Ручка, ножка, огуречик - вот и вышел человечек!

Лепка человека в подготовительной группе может быть также связана с дымковской игрушкой. Лучше всего работать начинать с женского образа, так как девушка или "барышня" обычно изображается в длинном, до земли, платье, что намного упрощает процесс. Использовать для изготовления следует глину - именно этот материал является традиционным для дымковской игрушки. Но нет ничего страшного и в том, чтобы попробовать свои силы с помощью пластилина.

Изготовить человека реалистично в этом возрасте невозможно. Поэтому не стоит ставить перед малышами невыполнимой задачи. Пусть человечек будет "мультяшный", совсем непохожий на настоящего. Важно в этом виде творчества дать ребёнку возможность фантазировать, используя уже имеющиеся навыки. Очень нравится детям лепить сюжетные композиции на тему известных мультфильмов и сказок - так пусть творят в своё удовольствие!

Занятия по работе с глиной, пластилином, солёным тестом - это благодатная почва для воспитания разносторонне развитой личности. Здесь есть место и для развития речи, и для пополнения словарного запаса, и для получения знаний об окружающем мире, искусстве. И, естественно, для возможности реализовать творческий потенциал.

Название: Конспект НОД по лепке «Веселые танцоры»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида»
Месторасположение: город Саранск, Республика Мордовия

Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе
«Веселые танцоры»

Программное содержание:

Обобщить представления детей по лексической теме «танец».

Познакомить с наследием известных художников, затронувших в своих работах тему танца.

Познакомить детей с простейшей классификацией танцев:

— народный, классический (балет), эстрадный;

— групповой, индивидуальный.

— детский, взрослый и т. д.

Определить степень овладения приемами лепки:

раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, отщипывание, примазывание, сглаживание.

Побуждать детей к передаче фигуры человека в движении в соответствии с замыслом комбинированным способом лепки:

— туловища рук и ног пластическим способом с использованием стека,

— головы, шеи и др. деталей – конструктивным способом.

Побуждать к объединению двух и нескольких работ в единое целое;

Развивать фантазию, развивать познавательные процессы, глазомер.

Совершенствовать умение передавать пропорции тела человека (соотносить по величине, длине, форме, цвету).

Развивать речь детей на уровне слова, словосочетания и предложения, Активизировать в речи слова «танец», «танцор», «танцовщица», «балерина», «хоровод» и др.

Развивать крупную и мелкую моторику, ловкость, развивать музыкальный слух, танцевальность.

Воспитывать художественный вкус, трудолюбие аккуратность, силу воли.

Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре разных народов.

Оборудование:

Пластилин, доски для лепки , подставки для поделок, стеки, бумажные салфетки, схемы лепки фигуры человека.

Демонстрационный материал:

Картины, слайды, изображающие танцующих людей, репродукция

Э. Дега «Голубые танцовщицы». Фигурки пляшущих людей, готовые работы из пластилина (образцы), кукла.

Слайды «Мордовский танец-хоровод», «балет», «эстрадный танец», «танцующая балерина».

Музыкальное сопровождение:

Железнова «Мы ногами топ-топ-топ…»,

Песни: «Королева красоты» (Муз. А. Бабаджанян, сл. А. Горохов), «Бразильская ламбада», мокшанская народная песня «Луганяса келуня» («На лугу березонька»).

Игровые задания:

1. Эмоциональный настрой детей:

(Дети стоят в кругу).

— Сегодня я хочу предложить вам музыкальную загадку:

Звучит музыка — «Луганяса келуня» («На лугу березонька») — мокшанская народная песня.

— Ребята, пока вы слушали, я видела, что лица ваши менялись. Что вы чувствовали? Почему? Что это за музыка? Какой характер у этой песни?

— Предлагаю вам исполнить под нее танец.

После исполнения танца дети садятся на места.

— Мы сейчас исполняли народный танец. У каждого народа есть свои национальные танцы.

Народные танцы исполняют под народную музыку, в национальных костюмах. Наши девочки тоже надевали мордовские костюмы, когда выступали.

— С первой загадкой вы справились.

— А теперь 2 загадка зрительная.

Картины, слайды, изображающие танцующих людей, фигурки пляшущих людей.

Кто изображен? Кто такие танцоры?

— Как вы догадались, что это танцующие люди, ведь музыки нет?

(По характерным позам).

— Верно, ведь танцоры передают мысли и чувства через выразительные пластические движения тела.

— Например, в балете балерины и танцоры разыгрывают целые действия – спектакли, и зрителям все понятно без слов.

— Посмотрите на картину французского художника Э. Дега «Голубые танцовщицы». Обратите внимание на положение их рук, тела. Кажется, что балерины вот-вот оживут и начнут танцевать перед нами.

— Какие танцы мы исполняли на праздниках?

2. Основная часть.

— Как вы думаете, что мы сегодня будем лепить?

— Верно, мы сегодня будем лепить танцующих девочек и мальчиков.

— Перед тем, как приступить к работе, необходимо размять пальцы рук.

1). Пальчиковая гимнастика.

Сегодня даже наши пальчики будут танцевать.

(Сначала на одной руке, затем на другой).

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали пальчики плясать.

Повертелись, поплясали

И нисколько не устали.

Сначала на одной руке, затем на другой.

2). Алгоритм выполнения работы:

— Я предлагаю лепить фигурку танцующего человека комбинированным способом: (Схема)

— Вот длинный цилиндр (валик), стеком мы сделаем на цилиндре два надреза с обеих сторон. Это будущие руки и ноги. Их мы должны скруглить и слегка вытянуть. Если получились очень длинными, можно обрезать лишнее стеком.

— Из куска пластилина белого цвета скатываем большой шарик для головы и маленький для шеи. Соединяем их вместе и присоединяем к туловищу, как показано на схеме. Останется слегка согнуть ноги внизу, чтобы получились стопы, либо выполним туфли из шариков.

— Затем дополняем готовую фигурку волосами (косички, бантики), платьем и т. д. Лицо дополняем глазами, ртом, носиком.

— Кто мне скажет, как выполнить косичку у девочки? (Скрутить из двух тонких жгутиков «веревочку»).

— Как выполнить юбочку девочке? (Ленточным способом, сплющив столбик).

— Для волос мальчика нужно скатать шарик, сплющить его и примазать к голове.

3). Самостоятельная работа детей.

— Девочки могут лепить девочек, а мальчики — мальчиков. Затем готовые работы можно соединить в танцующие пары, либо в хоровод.

Дети рассказывают, какого цвета пластилин следует взять для изображения мальчика (синий, коричневый, из белого сделать кисти рук) и девочки (белый).

— Приступаем к лепке .

— Я вижу, что фигурки практически готовы. Чтобы не уставать, я приглашаю вас потанцевать. Можете найти себе пару, или объединиться в группу.

Педагог помогает детям, у которых возникают трудности в работе. При необходимости показывает на кукле соотношение частей тела.

4). Танцевальная пауза.

Танцуем под песни: «Королева красоты», «Ламбада», Железнова «Мы ногами топ-топ-топ…».

3. Заключительный этап работы.

1). Дети доделывают работы:

— Ребята, вспомните, когда вы танцевали, как двигались ваши руки и ноги.

— У ваших пластилиновых танцоров можно тоже развести руки в стороны, одну руку поднять вверх, а другую опустить вниз т т. д.

— Дети, сидящие за одной партой, могут объединить своих танцоров в пару или хоровод.

2). Выставка работ.




— Внимание-внимание, в старом парке открылась танцплощадка!

Дети размещают свои работы на выставке – «танцплощадке».

Звучит музыка, дети имеют возможность рассмотреть всех танцоров, отметить фигурки, выполненные наиболее выразительно.

4. Итоги работы.

— Ребята, что вам сегодня особенно понравилось? Запомнилось?

— Как вы сегодня поработали?


Top