Что такое гильош (guilloche, гильоше, гельоше) что обозначает? горячая эмаль по гильошировке, гильошированная эмаль. Гильоширование — секреты художественной резьбы по ткани

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?
Я расскажу, как делают это.


Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош - это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, - это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.


Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования - станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например - "Розы шпинделя" (по-английски - "Rose engine").

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша - фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон

Часто кладут по гильошированной поверхности. Попробуем детально разобраться с терминами. На главном фото этой статьи характерный пример, увы жаль, что пришлось отколоть кусочки эмали, чтобы вам показать как это все получается, про реставрацию эмалей можно почитать по ссылке
Все ссылки активны, вы можете изучать ту или иную технику более детально с наглядными примерами – не стесняйтесь и не гнушайтесь знаний, они лишними не бывают!

Гильош (от фр. guilloché – узор из волнистых линий) – орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий (причем линии, повторяющие направление, строго параллельны только между собой), переплетающихся между собой. Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

В ювелирной промышленности, в производстве столового и бытового серебра, а так же в изготовлении корпусов часов нам нужно знать и понять, что такое термин гильоше и что он обозначает.

гильоширование

Гильоше (франц. guilloche от guille - «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др. Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.

В современном промышленном производстве осуществляется с помощью специальных машин типа токарного станка с вращающимся барабаном и резцом (гильоше ), работающих по заданной программе. Но похожая техника использовалась в средневековых изделиях – без станка, вручную, резцом типа гребенки. Кстати даже в производстве фарфора, во второй половине XVIII века на Севрской фарфоровой мануфактуре применяли технику «guillochage»: сквозь слой прозрачной глазури просвечивает гравированный геометрический орнамент.

Предполагается, что именно великий учёный и живописец Леонардо да Винчи, увлекшись резьбой, разработал один из первых токарных станков. Примерно через сто лет после его смерти, в начале XVII века, на основе токарного станка (скорее всего на юге Германии) создали гильоширную машину для нанесения круговых узоров. Режущий инструмент, или гравёрный резец, изготавливался из стали или иного твёрдого металла. Находчивые до инженерных решений европейцы усовершенствовали станок, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, а самое главное позволило освободить обе руки, что облегчало управление резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.

В XVII и XVIII веках токарные станки и гильоширные машины европейского изготовления проникли в дома знати и особ королевской крови. Токарная резьба сделалась излюбленным занятием в часы досуга при дворах монархов Европы. Царь Пётр I, прусские короли Фридрих III и Фридрих IV, английский Георг III, а также французские Людовик XV и Людовик XVI лично занимались токарным украшением таких предметов, как шкатулки и компасы, которые мы и поныне видим в музеях. В мастерских этих монархов трудилось множество искусных токарей. Токарным делом увлекались не только мужчины, но и женщины, даже у королевы Виктории был станок. Именно в эту эпоху, эпоху увлечения механизмами, люди создали прекраснейшие образцы тонкой токарной работы.

Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII – XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.

Считается, что вершины объединения гильоширования и горячих эмалей добился . На самом деле, есть удивительные образцы из Дании, как минимум на полвека старше.

Мастера гравировали золото и серебро «лучами», «муаром», «колоском» или «волной», а затем покрывали тонким слоем прозрачной эмали нежных оттенков: розовых, палевых, голубых. После полировки эмаль «играла огнем» и рисунок менялся в зависимости от угла падения лучей света. Этот прием имел свое название: «tour a guillocher» (франц. «гильоше с поворотом»).

Красоту ручной обработки гильоше невозможно повторить примитивной имитаций штамповкой или . Хоть и получается красиво, но не передается красота и игра света настоящей гильошированной поверхности. Процесс гильоширования (а в старину абсолютно!) очень трудоемкий и дорогой. В наше время не каждая известная фирма по производству ювелирных изделий или часов может позволить себе содержание такого работника, как мастера гильошировщика .
Полезные статьи.



2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вновь о редких техниках: гильоширование. Советы, рекомендации, схемы.

Техника выжигания по ткани (гильоширование) позволяет изготовить множество изделий для украшения одежды и интерьера: платочки, салфетки, аппликации, панно и т. п. Наиболее интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т. е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани.

Инструменты

Основным инструментом в технике гильоширования является выжигатель. Его назначение - обеспечить нужную температуру на конце иглы, которой и производится выжигание. Выжигатель должен обеспечивать регулировку температуры иглы, т.к. для разных тканей необходима разная температура.

Петлю, которая входит в комплект выжигателя, заменяют специальной иглой, которую несложно изготовить. Для этого используют нихромовую проволоку диаметром 0,6-1 мм. Игла может крепиться к выжигателю пайкой или винтами. Для пайки иглы применяется припой ПОС 61 и кислотный или канифольный флюс. Размер иглы от острия до места крепления её в выжигатель составляет примерно 30 мм.

Игла должна нагреваться до температуры, достаточной для прожигания и оплавления ткани. Регулировка температуры острия иглы осуществляется регулятором выжигателя. Иглу затачивают надфилем и полируют мелкой шкуркой.

Для установки нужной температуры иглы необходимо сделать несколько пробных резов на выбранной ткани при различных положениях регулятора выжигателя.

«Рабочим столом» для данной техники является полированное стекло толщиной 3- 5 мм. Размеры стекла определяются размером изготавливаемого изделия. Во избежание порезов рук края стекла должны иметь фаски. Если фасок нет, торцы стекла необходимо покрыть изоляционной лентой.

Вспомогательные инструменты

Вспомогательными инструментами являются пинцет, ножницы, кусачки, набор бульков (металлические шарики для придания объема лепесткам при изготовлении цветов), резцы и ножи для гофрирования, подушечки из резины, леска толщиной 0,2-0,4 мм, длиной 15- 25 см, или проволока таких же размеров, кисточки, трафареты из картона или фольги.

Материалы

  • Ткань - любые синтетические ткани (ацетатный шелк, нейлон, капрон, трикотин, подкладочная ткань, плащевка и т. п.), однотонные, набивные, с люрексом;
  • проволока (для цветов);
  • картон различной толщины или металлическая фольга для изготовления трафаретов;
  • копировальная бумага;
  • калька;
  • х/б ткань и лезвия для безопасных бритв, которыми снимается окалина с иглы в процессе работы;
  • клей ПВА и «Момент».

Приемы работы

Внимание! Перед началом работы внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к выжигателю.

В процессе работы не касайтесь иглы во избежание ожога!

  • При работе игла должна быть строго перпендикулярна поверхности стекла. След иглы на ткани должен быть точкой, а не линией.
  • Включив прибор в сеть, проверяют работоспособность иглы, прислоняя ее к х/б ткани. Должен остаться коричневый след иглы. При работе иглу необходимо периодически вытирать х/б тканью для снятия окалины, т. к. окалина снижает температуру иглы. После 30 мин. работы выключить прибор из сети и аккуратно почистить иглу либо лезвием, либо мелкой шкуркой, не нарушая её целостности.
  • Обрабатываемый материал (обязательно проглаженый, чтобы не было складок) укладывают на стекло и сверху размещают трафарет, плотно прижимая его к ткани и к стеклу. Можно использовать груз.
  • Нагретой иглой обводят контуры трафарета, следя, чтобы ткань прожигалась. В зависимости от плотности и толщины ткани регулируется температура иглы. Нельзя тянуть ткань из-под трафарета, т. к. можно испортить работу.
  • Для соединения (сваривания) 2-З и более слоев ткани иглой прожигают точки с интервалом 1- 2 мм, прижимая пальцем место прокола, что обеспечивает точечную сварку слоев ткани.
  • При изготовлении панно используют кусочки набивных тканей, вырезая (выжигая) отдельные элементы и затем прижигая их на фон из синтетической ткани.

Изготовление трафаретов

Материал трафарета определяется тиражом изделий. Можно использовать тонкий картон, фольгу, ватман и т. п.

Рисунок изделия переводится через копировальную бумагу на материал, из которого будет изготовлен трафарет, острыми ножницами (желательно маникюрными с загнутыми лезвиями) или скальпелем вырезают трафарет.

Круглые отверстия пробиваются пробойниками (остро заточенными трубочками) или прожигаются нагретым металлическим стержнем нужного диаметра, например, гвоздем.

После изготовления трафарета мелкой шкуркой убираются все заусенцы. Трафарет не должен иметь заломов и изгибов, должен плотно прилегать к тканям, из которых будут изготовлены изделия.

Если изготавливаемое вами изделие симметрично, то можно сделать трафарет на половину изделия и при работе его переворачивать.

Технология изготовления бабочек

Технологию изготовления мы покажем на примере очень простого рисунка бабочки.

На рис. 1 представлен трафарет бабочки.

На рабочий стол (стекло) положите флизелин и сверху ткань, которая будет составлять основу бабочки. Наложите трафарет (рис. 2) и выжигайте ткань по периметру трафарета и по пробельным местам, В процессе выжигания ткань прочно соединится (сварится) с флизелином.

После этой операции вы получите контур (основу) бабочки (рис. 3). Далее из разноцветных кусочков также с подслоем флизелина выжигайте по трафарету пробельные места (рис. 4).

Затем возьмите ткань другого цвета по размеру несколько больше размеров полученной бабочки, положите на стекло, поверх расположите основу бабочки (рис. 3), и точками с интервалом 1- 2 мм пройдите по всем пробельным местам и по периметру (рис. 5). Далее в пробельные места точками прижигания прикрепите приготовленные детали (рис. 4).

Отступите от периметра бабочки на 1,5 - 2 мм и маленькими зубчиками обведите периметр для получения каймы. На тельце бабочки проведите иглой поперечные полоски. Можно украсить крылья бабочки отверстиями, прожженными иглой (рис. 6).

Из тонкой проволоки или лески сделайте усики, на концах приклейте бусинки или бисер, вклейте их в головку бабочки между слоями ткани.

Изнаночную сторону бабочки промажьте клеем ПВА, сложите крылышки и закрепите прищепкой, дайте клею высохнуть и снимите прищепку. Крылышки останутся приподнятыми. Готовую бабочку можно за тельце приклеить к открытке с поздравлением или прикрепить иголкой к тюлевым занавесям на окнах.

Технология изготовления панно «Сирень»

Трафарет цветка (рис. 9) желательно изготовить из тонкой жести (баночка из-под пива или «Колы»), так как он должен выдержать несколько сотен тиражирований. Для удобства в работе трафарет имеет хвостик. После изготовления цветка хвостик у цветка удаляют. Трафареты листьев и вазы (рис. 7, 8, 10) можно изготовить из тонкого картона или ватмана. Ветки для букета лучше взять с куста сирени (в любое время года).

Материал

Для изготовления цветков подходит любая тонкая синтетическая ткань трех-четырех цветов: белая, розовая, сиреневая (желательно разных оттенков).

Для изготовления листьев требуется ткань зеленого цвета мягких тонов.

Для вазы подойдет любая плотная синтетическая ткань, цвет должен гармонировать с букетом.

Фоном для приведенного на фото панно служит черный бархат на синтетической основе. Можно использовать и другой цвет, на котором будут хорошо смотреться цветки и листья сирени.

Приготовленные куски тканей нужно нажелатинить. Рецепт: две чайные ложки (без верха) пищевого желатина залейте холодной водой (полстакана) на час, затем долейте стакан водой до краев и в металлической посуде подогрейте до полного растворения желатина. Предварительно разглаженные лоскуты ткани разложить на клеенке. Нанесите на них горячий раствор желатина так, чтобы ткань пропиталась раствором, на этот лоскут положите следующий, снова нанесите раствор и так далее. Затем каждый лоскут ткани, не выжимая, подвесьте на веревке для просушки.

Изготовление цветков

Положите ткань нужного цвета на стекло, сверху разместите трафарет и, прижимая его к ткани, обведите иглой выжигателя по контуру трафарета. Таким образом подготовьте необходимое количество цветков. Для изображенного на фото букета потребовалось примерно четыреста двадцать цветков.

Далее каждому цветку придайте объем: разместите цветок на резиновой подушке, пробульчите лепестки, переверните лепесток и пробульчите середину. Изготовленные цветки для удобства в дальнейшей работе разложите по цвету в отдельные коробочки.

Изготовление листьев

На стекле разместите зеленую ткань более светлого оттенка, наложите трафарет, прижмите его и обведите иглой выжигателя по контуру трафарета. Вы получите среднюю часть листа (Рис. 7). Далее размещаете на стекле ткань более темного оттенка, накладываете сверху приготовленную среднюю часть листа и точками прижигаете ее по контуру (Рис. 11). Точками обозначаете среднюю линию листа и жилки и выжигаете лист полностью (рис. 12). Если затруднительно выжечь контур листа от руки, можно изготовить трафарет (рис. 8) листа и выжечь по нему. Листья должны быть различного размера и конфигурации.

Изготовление вазы

В приведенной композиции ваза выполнена из плотной синтетической ткани по трафарету (Рис. 10).

Компоновка композиции

После изготовления всех деталей можно приступить к компоновке композиции. Внимательно посмотрите либо на живые ветки сирени, либо на открытки, чтобы правильно скомпоновать цветки на ветке.

Фоновую ткань разместите на стекле большого размера и начинайте формировать композицию. Работайте с помощью пинцета. Прижигание к фону проводите только тогда, когда вам понравится композиция. Начинайте с размещения вазы и веточек. Вазу прижигайте по контуру, затем клеем «Момент» аккуратно приклейте веточки к фону. Далее вокруг каждой ветки формируйте из цветков разного цвета грозди сирени, каждый цветок прижигайте по центру, затем прижигайте по контуру листья. Фоновую ткань с готовой композицией приклейте к листу плотного картона, поместите в рамку со стеклом.

Книга Т. Н. Андрианова, О. Н. Макарова - Декоративное выжигание по ткани

Гильоширование – это довольно молодой вид рукоделия, который является не чем иным, как техникой выжигания по ткани. Она появилась только в 80-х годах прошлого века, и, тем не менее уже достаточно популярна!

Тонкости процесса

Гильоширование представляет собой технику выжигания узора. Делается она с помощью специального аппарата. Чаще всего рукодельницы выжигают по шелку или по любым другим синтетическим тканям. Все дело в том, что работать с натуральными не получится, ткань должна плавиться, но не гореть.

Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

Что нужно знать для освоения техники гильоширования

Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

Чтобы освоить гильоширование, вам будет нужен прибор для выжигания. Также для работы необходимы другие инструменты: ножницы, пинцет, альбом с плотными листами бумаги, наждачная бумага для очистки иглы в процессе работы.

В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

Мастер-класс по гильошированию

Если вы хотите научиться данной технике, то для вас будет полезен мастер класс по гильошированию.

Перед началом работы вам необходимо будет выбрать подходящий эскиз. Если вы хотите нарисовать его самостоятельно, то желательно за основу взять картон.

Подберите синтетическую ткань, которая хорошо плавится и просвечивается. Тщательно прогладьте ее, сложите пополам, прикрепите к краям картона, где нарисована схема для гильоширования.

Приобретите специальный копировальный столик с подсветкой, которым обычно пользуются художники. По своей сути, он является стеклянным коробом с матовой стеклянной поверхностью, внутри которого встроены лампы.

С помощью этого столика вы можете начать выжигание по ткани. Для этого положите на стеклянную поверхность с подсветкой эскиз, а на него – ткань. Начинать работу нужно будет с середины изделия, это позволит избежать смещения в дальнейшем.

Возьмите выжигатель, включите его в сеть. Для начинающих гильоширование может быть весьма сложным, не забудьте проверить готовность иглы к работе на кусочке ткани. Сделайте пробные надрезы, и установите нужный для вас уровень температуры, используя регулятор напряжения.

Во время работы держите выжигатель так, чтобы кончик иглы был прямо перпендикулярен стеклу. Слегка дотрагиваясь иглой до ткани, делайте сквозные прорези. Двигая иглу, натягивайте ткань на том месте, где вы делаете прорез.

В процессе выжигания рисунка на горячей игле будет оставаться слой расплавленной ткани. Из-за этого ширина надреза будет становиться с каждым разом все больше, и качество работы ухудшится. Поэтому не забывайте наблюдать за кончиком иглы, периодически очищать его с помощью наждачной бумаги, кусочком натуральной ткани или лезвием.

Научившись данной технике, вы сможете осуществлять следующие процессы:

  • резка ткани сплошной линией;
  • выжигание маленьких отверстий;
  • формирование разрезов разной величины;
  • формирование точки любого размера;
  • спаивание нескольких слоев ткани с использованием элементов узора;
  • создание элементов для украшения, среди которых – точки, обколка, бусинки;
  • обработка краев изделия «зубчиками » и «фестонами ».


Также можно соединять элементы ткани «мережкой ».

Делать это можно двумя способами:

  • Линии контура нескольких слоев ткани выжигаются одновременно. По образованной линии разреза получается образование плотного сварочного шва.
  • «Точечная сварка ». С помощью иглы осуществляются легкие касания к нескольким слоям ткани так, чтобы в том месте, где вы касаетесь, ткань оплавилась, но при этом не было сквозного отверстия.

С помощью этих двух способов можно изготавливать различные изделия: салфетки, воротнички одежды, кружева для отделки, декоративные платочки, и даже картины, созданные гильошированием. Поверьте, с помощью этой техники можно изготовить массу всего интересного.

Мастер-класс по гильошированию с пошаговым фото «Гербера»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для школьников среднего и старшего возраста, для педагогов, родителей, воспитателей.
Использование: в качестве подарка, для украшения интерьера и картин.
Цель: расширение знаний о приёмах изготовления цветов в технике выжигания по ткани на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- обучать приемам работы с тканью, новым способам изготовления цветов из ткани;
- развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление;
- воспитывать аккуратность, эстетический вкус, интерес к работе с тканью;
- учить красиво, эстетически грамотно оформлять композицию, учитывая форму, величину, цвет.

Немного о гильошировании

Гильоширование (выжигание по ткани) - техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Автором оригинального метода обработки тканей, получившего название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Впервые метод был разработан в 1980-е годы в Рыбинске, а в 1990 году было получено авторское свидетельство на изобретение. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым, а также получила благодарственное письмо от Энне Бурды, создательницы журнала «Burda Moden».
Гильоширование стало популярно в России и за рубежом. С его помощью можно изготовить изделия с применением аппликации: салфетки, панно, закладки, открытки, записные книжки, кружевные изделия в стиле ришелье и т. д.
Для гильоширования подходят только синтетические ткани, так как они при нагревании не горят, а плавятся и становятся клейкими: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шёлк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Инструментом гильоширования является аппарат для выжигания по дереву или паяльник с небольшими доработками.
В гильошировании наряду с синтетическими тканями широко используется шелк. Он обладает прекрасной клейкостью, что так важно для создания интересных работ.
Это редкий вид декоративно-прикладного творчества, таит в себе большие возможности. Ажурные воротнички и платочки, салфетки и шторы, выполненные по новой технологии, украсят окружающий вас мир.
Гильоширование (выжигание по ткани) – современный и увлекательный вид рукоделия. Его преимущество состоит в том, что на изготовление изделия требуется значительно меньше времени, чем на изделие, выполненное в технике вышивки. Круглую салфетку диаметром 15–20 см или воротник средних размеров можно выполнить за 1,5–2 часа.
Выжигание по ткани основано на свойстве тканей из химических волокон – плавиться и склеиваться под действием высокой температуры.
Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и конечно же цветы.

Гербера – латинское Gerbera - семейство Астровые.
Герберы растут в Южной Африке, на Мадагаскаре, а так же в тропической Азии. Поражает красота и разнообразие окраски Гербер, они могут быть любым цветом, кроме синего.
Выращивают Герберы во всём мире, как красивоцветущие декоративные растения - на срезку, как комнатные цветы и как садовые растения.
Впервые Герберы были описаны в 1737 году голландским ботаником Яном Гроновиусом и названы им в честь своего коллеги, немецкого врача и ботаника Трауготта Гербера, который занимался исследованием лекарственных растений в России и был директором Аптекарского огорода, позднее - он был назван ботаническим садом. Встречается и другая версия происхождения названия - от латинского herba – трава.
Хрупкие Герберы, привезенные из далекой Африки, не прижились в Европе. Но в 1878 году шотландским золотоискателем Робертом Джемсоном был найден необычный цветок, оказавшийся новым видом Герберы.
Селекционеры занялись скрещиванием Гербер, и было получено множество различных видов. Но цветы все же были очень восприимчивы к болезням и гибли. И только к середине прошлого века, селекционерам все же удалось повысить устойчивость растений к болезням и получить цветы с большими соцветиями эффектных окрасок.
Сейчас эти удивительные цветы радуют нас своей простотой, скромностью и в тоже время необыкновенной красотой и изящностью.

Легенда о гербере
Нимфа лесная когда-то жила,
Гербой красавица эта звалась.
Очень красива! Восторг вызывала!
Глядя на нимфу, душа расцветала!

Нравилась всем и ловила лишь взгляды,
Вдруг поняла, что другое ей надо…
«Как утомляет всё это вниманье,
Я бы хотела другого признанья!

Стану цветком незаметным и скромным,
Непритязательным, радости полным.
Светлым, открытым и для настроенья…»
Стала герберой... Прошло превращенье.
автор Наталия Ушенина
Необходимые материалы для изготовления: подкладочная ткань для цветка (в нашем случаи розовая) – 50Х50 см, ткань кристалон черного (зеленого или желтого цвета) для сердцевины цветка – 5 Х 30 см, ткань креп атлас зеленого цвета – 5 Х 10 см, проволока для стебля диаметром 2мм, креповая бумага зеленого цвета, плоскогубцы, клей ПВА, выжигатель, стекло, железная линейка, ножницы, шаблоны из аллюминевой фольги, кусочек мыла или мела, стеклянный пузырек диаметром 2 см.


Изготовление цветка начинаем с изготовления сердцевины. Для этого берем ткань кристалон черного цвета шириной примерно 3 – 4 см и длинной 25 – 30 см. Так как сердцевина у Гербер бывает и желтой и светло зеленой, то можно взять эти цвета. Укладываем полоску на стекло и при помощи выжигателя и железной линейки обрезаем края полоски со всех сторон. На лицевой стороне полоски, в длину проводим линии отступив от верхнего и нижнего краев по 5 - 7 мм. Укладываем полоску на стекло и при помощи выжигателя делаем нарезку в технике «Лапша» в середине нашей полоски, т.е. между прочерченными линиями.


Техника «Лапша». На ткани проводятся две в горизонтальные параллельные линии на определенном расстоянии. При помощи железной линейки и выжигателя соединяем две эти параллельные, проводя линии перпендикулярные им. Каждая последующая линия проводиться параллельно, ниже предыдущей на расстоянии 1 – 2 мм. Таким образом, нарезаем по всей длине полоски до необходимого размера (длины).
Получившуюся полоску складываем пополам в длину, соединив противоположные края полоски выжигателем через каждые 3 – 4 см. Заготовка сердцевина готова.


Верхний край проволоки загнуть при помощи плоскогубцев на 5 мм (если проволока тоньше, то ее сложить пополам). В образовавшуюся петлю вставляем край заготовки сердцевины и зажимаем плоскогубцами.


Закручиваем нашу заготовку вокруг проволоки фиксируя ее выжигателем. Обязательно следим за тем, чтобы нижний край заготовки ложился ровно и не смещался, образуя «шляпку»


Край заготовки хорошо фиксируем выжигателем. Боковой стороной иглы выжигателя оплавляем нижний край получившейся «шляпки – сердцевины», для прочности и для того чтобы она не потеряла форму.


Стебель с сердцевиной готов.


Приступаем к изготовлению соцветия. Подкладочную ткань складываем в двое, укладываем на стекло и при помощи выжигателя и шаблона лепестка, вырезанного из алюминиевой фольги (размер лепестка 1,5 х 5 см), вырезаем лепестки.


Шаблон плотно прижимаем к ткани и иглой выжигателя обводим его со всех сторон, стараясь не допускать смещения. Иглу выжигателя держим перпендикулярно стеклу, так края будут ровными и красивыми. Убираем шаблон и поддев вырезанный лепесток краем шаблона, снимаем его со стекла и откладываем в сторону. Шаблон укладываем снова на ткань, располагая его как можно ближе к уже вырезанному. Таким образом, вырезаем 40 – 46 лепестков.
Обрабатываем нижний край лепестка. Боковые стороны загибаем в центр лепестка и фиксируем при помощи выжигателя (иглой выжигателя ставим точку на краю лепестка после сражу прижимаем пальцем, чтобы края склеились между собой)



Обрабатываем таким образом все лепестки.
Основа для соцветия. При помощи монеты вырезаем выжигателем круг диаметром 2 см. Складываем его пополам и при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон. Затем деталь выворачиваем. Основа для соцветия в форме конуса готова.


Крепим лепестки к основе. Прикладываем лепесток к основе и припаиваем его выжигателем к основе, т.е. ставим выжигателем точку и затем прижимаем пальцем.
Внимание! Так как оплавленная ткань горячая, работу надо проводить осторожно, так как можно обжечься.


Рядом с первым лепестком укладываем следующий лепесток и прижигаем его таким же образом, что и первый. Таким образом крепим и последующие лепестки первого ряда, размещая их рядом друг с другом. Второй ряд крепим так же как и первый, располагая лепестки второго ряда между лепестками первого (в шахматном порядке). Так крепим все лепестки, в шахматном порядке в последующих рядах, пока все лепестки не закончатся. Соцветие готово.


Переходим к изготовлению малых лепестков. От куска ткани отрезаем полоску длиной 30 – 40 см со скощенным верхом, одна боковая сторона которой равна 1,5 см, а другая 2,5 см.


Отступив от нижнего прямого края 2 – 3 мм нарезаем нашу полоску на лепестки шириной 4 – 5 мм на всю оставшуюся высоту и до конца полоски.


Получилась полоска с узкими лепестками


Берем стеклянный пузырек диаметром 2 см и накручиваем на него полоску с малыми лепестками, начиная с меньшего края в 1,5 см, нижний край уравниваем


При помощи выжигателя скрепляем нижний край малых лепестков в четырех местах (полностью по окружности весь край фиксировать не надо), главное зафиксировать начало и конец полоски.


Малые лепестки готовы.


Переходим к сборке цветка. На стебель с готовой сердцевиной надеваем заготовку с малыми лепестками и при помощи выжигателя аккуратно фиксируем их на сердцевине цветка несколькими точками.



центре заготовки соцветия делаем выжигателем отверстие и одеваем его на стебель фиксируя с изнаночной стороны выжигателем.


Из креп атласа зеленого цвета сложенного вдвое вырезаем круг диаметром 2,5 - 3 см (для этого модно использовать 5-ти рублевую монету). Изготавливаем чашелистик. Складываем его пополам и при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон. Деталь разворачиваем, складываем снова пополам, совмещая уже обрезанные края и также при помощи линейки, по сгибу отрезаем под углом от края к центру по 2 мм с обеих сторон.


Получилась деталь в форме конуса срезанная с четырех сторон. Затем деталь выворачиваем.


При помощи выжигателя верхний край чашелистика оформляем волнистой линией. В вершине чашелистика делаем отверстие выжигателем.


Чашелистик надеваем на стебель и аккуратно фиксируем при помощи выжигателя – иглой проводим между чашелистиком и изнаночной стороной соцветия и сразу же прижимаем детали друг к другу. Так же можно использовать клеевой пистолет или клей «Титан».

Top