Как воспитать ребёнка уверенным в себе. Как воспитать ребенка уверенным в себе

Ряд приемов от интернет-психолога Александра Ватолина.

И снова, как и в статье Как повысить уверенность в себе , я разделяю воспитание в себе уверенности на две части: внутреннюю и внешнюю. Конечно, делений может быть значительно больше и в одном из тренингов я приводил его, но для упрощения пока можно воспользоваться этой системой при воспитании в себе уверенности.

Как воспитать в себе уверенность (внутреннюю)

1. В качестве первого упражнения для воспитания в себе уверенности, найдите того, кем Вы восхищаетесь. Это должен быть эталон уверенности для Вас и желательно одного с Вами пола. Может быть, это будет герой из книги или из фильма, возможно, Ваш родственник, друг или знакомый, главное - Ваше восприятие этого человека, как уверенного в себе. Его или ее надо представить максимально ярко и вжиться в его роль. Сделайте это упражнение несколько раз, в течение дня и Вы почувствуете, как усиливается Ваша уверенность в себе.

2. Также можно воспитать в себе уверенность , представляя себя абсолютно уверенным, как будто Вы уже натренировали уверенность, как будто результат уже достигнут Вами. Сделайте проекцию этого образа где-нибудь в комнате. Представьте абсолютно точно, как Вы выглядите, как Вы двигаетесь и другие детали. И вживитесь в свой образ. Встаньте в этот образ. Оденьте его, словно костюм, на себя и сами станьте этим образом.

3. Определенно точно в каждом человеке присутствует звериное начало. Наши эмоции, наше

поведение, наше тело в значительной степени ближе к животным, чем мы даже можем представить. Для того чтобы воспитать в себе уверенность мы можем приближаться к этому звериному началу, когда этого потребует ситуация и побеждать. Представьте того зверя, который олицетворяет для Вас силу и уверенность и станьте на время с ним.

4. Эту технику для воспитания в себе уверенности я узнал недавно. Она подобна предыдущим 3-м техникам, но на этот раз Вы вживаетесь не в человека и не в зверя, а в природную стихию. Для этого можно представить себя штормом, ураганом или извержением вулкана и вобрать в себя силу любой стихии!

Как воспитать в себе уверенность (внешнюю)

Чтобы воспитать в себе уверенность не только внутри, но и по внешним параметрам, обратим внимание на голос.

1. Человек, который протягивает гласные, выглядит намного увереннее. Чтобы мое утверждение не выглядело голословным, Вы можете проверить его тут же. И вообще рекомендую проверять каждое утверждение на практике. J Включите запись на компьютере или на диктофон на мобильном телефоне и зачитайте на него один и тот же отрывок текста (можно для примера взять отрывок из данного текста). Прочитайте сначала так, как Вы читаете и говорите обычно, затем второй раз попробуйте тянуть гласные звуки (тянуть, но не затягивать, здесь также важна мера). Если Вы подберете правильный темп, то речь будет выглядеть неторопливой, более веской и уверенной, что способствует и общему воспитанию в себе уверенности.

2. Если Вы будете выделять в речи звук «Р», в голосе появится мощная энергетика и уверенность, которая привлекает и приковывает внимание.

3. Старайтесь говорить на одном уровне громкости. Как правило, к концу фразы заканчивается воздух, и фраза звучит заупокойно, что не придает уверенности говорящему. Если же темп, благодаря затягиванию гласных замедлен и фраза говорится на одном уровне, то впечатление уверенности усиливается многократно.

Человек, уверенный в себе, способен свернуть горы. Он не боится быть собой, проявлять свои истинные , пробовать что-то новое, совершать неправильные поступки, меняться и хотеть большего. Стрессы, неврозы, общественное осуждение, чувство вины и осознание собственного несовершенства для него не страшны, ведь уверенный в себе человек умеет отвечать за свои жизненные выборы. , если это чувство никогда не было близко? Легко! И перед вами 7 шагов к успеху.

Уроки психологии: 7 шагов для воспитания уверенности в себе.

Шаг 1. Найти свою «норму»

В обществе слишком много норм и правил, которые предписывают вам, каким надо быть? «Женщине нужно реализоваться как матери», «настоящий мужчина должен зарабатывать 100 тыс. в год», «хороший человек заботится о слабых» и т. д. Стоп! Правила повсюду, их не изобретает разве что лентяй. Неужели вы сможете стать хорошим для всех? Поймите, у каждого своя правда, а людям всегда нужно что-то осудить. Единственный способ не потерять себя – это . Ответить себе на вопрос: кто вы? Что важно именно для вас? И какой вы хотели бы видеть свою жизнь? Все, что не входит в границы вашей нормы, – игнорируйте!

Шаг 2. Принять свою «темную сторону»

Хватит осуждать свои негативные качества и черты, от этого их не убавится! Человек так устроен, что имеет как хорошее, так и плохое по своей природе. Честно и искренне примите собственные , позвольте им существовать внутри вашего эго и иногда влиять на поступки. Когда вы примите себя без осуждения, то поймете, что гораздо эффективнее – не порицание, но созидание. Развивайтесь, создавайте новые полезные привычки и качества – и вы укрепите внутренний стержень своей уверенности.

Шаг 3. Учиться гибкости восприятия

Насколько вы привязаны к своим привычкам, людям и планам на будущее? Жизнь непредсказуема, она может выкинуть любой фортель в самое неподходящее – и вы потеряете контроль над собой, поддавшись минутным эмоциям и негодованию. Что выделяет уверенного в себе человека среди остальных? Он готов к любым непредвиденным ситуациям, умеет быстро перестраиваться и гибко реагировать на смену планов. Как развить в себе гибкость? Совершать непредвиденные поступки и расширять собственный опыт!

Шаг 4. Изменить окружение

Какие отношения связывают вас с другими людьми? Насколько ваши близкие уважают вас, ценят, помогают? Возможно, вы отдаете другим гораздо больше, чем получаете реальной отдачи? Хватит относиться к себе без уважения! Окружите себя только теми людьми, которые действительно ценят и поддерживают с вами связь. Быть может, вы сами препятствуете их заботе, по собственной инициативе взваливая все на себя? Тогда прекратите, позвольте другим тоже поучаствовать. Нет ничего приятнее, чем разделить груз забот с людьми, которые вас любят.

Шаг 5. Учиться быть открытым

Что делает нас уверенными? Принадлежность к чему-то, любовь окружающих, признание и взаимная симпатия. Но как добиться расположения чужих людей, без риска остаться непонятым? Все просто: открываться первому! Если вам одиноко, если нет друзей, любимого человека или круга доверия, начните излучать это в мир, делясь бескорыстно. Помните, чем больше человек отдает, тем больше он обретает. И прежде чем наслаждаться плодами, нужно сдобрить почву.

Шаг 6. Ставить задачи и побеждать

Вкус победы, решение сложной задачи, чувство, когда ты поставил и добился ее – вот то, что поднимает собственную до небес! Как давно вы ставили себя в неуютные условия, превозмогали собственную лень и плохое только ради того, чтобы решить задачу и показать, кто хозяин положения? Не поддавайтесь унынию и праздности, жизнь слишком коротка, чтобы родиться и все пропустить, потому что не было времени, сил или подходящих условий. Помните, вы сами создаете свои условия и свой . Так попробуйте что-то новое, совершенствуйтесь!

Шаг 7. Не позволять чувству вины управлять вами

Мы часто можем быть слишком критичными по отношению к самим себе, а все это лишь результат неправильного воспитания, когда человека буквально затравливают словами «ты должен», «я тебя родила, так заботься обо мне», «без меня ты никто». Хватит лелеять чувство вины, считать себя несовершенным и всем обязанным. Это прекрасный способ манипулировать вами и вашими действиями. Чужая агрессия, чужие претензии – все это не ваше. Если вам помогали, если в вас что-то вкладывали, это делали по собственной инициативе. Вы не должны идти против себя, иначе это не помощь, а прямое вымогательство. Цените свою личность, заботьтесь о себе и знайте, что вы достойны помощи и подарков судьбы.

Просто потому, что вы чего-то в этой жизни стоите.

Многие исследователи утверждают, что главная задача родителей в воспитании ребенка - это вырастить уверенную в себе личность. Мы раскроем мамам и папам 9 секретов, которые помогут вырастить уверенного в себе, успешного и счастливого человека.

Конечно, маленькие дети нуждаются в большом количестве поощрения и похвалы независимо от того, учатся они ползать, бросать мяч или рисовать. Но дети также очень быстро привыкают к этому: тогда похвала становится для них чем-то обычным и каждодневным. Еще один нюанс - малыши очень сильно чувствуют, когда родители преувеличивают ("Это самая высока башня из кубиков, которую я когда-либо видел!"). Из-за этого кроха может начать игнорировать комплименты родителей.

Не хвалите ребенка в тех случаях, когда он делает то, что должен делать . Если чадо чистит зубы или бросает свою рубашку в корзину для грязного белья, например, достаточно простого "спасибо". Попробуйте предложить ребенку конкретную рекомендацию: вместо того, чтобы расхваливать рисунок своего малыша, вы можете указать на то, как хорошо он использовал тот или иной цвет.

2. Не жалейте своего ребенка

Когда ребенку больно или он находится в подавленном состоянии - это естетсвенно, если вы его поддержите. Но в том случае, когда чадо находится в расстроенных чувствах из-за того, что его не пригласили на вечеринку по случаю дня рождения или когда футбольный тренер посчитал нужным не выпускать его на поле, считая его не готовым, не стоит делать никаких поблажек и проявлять жалость.

Дети должны знать, что потерпеть неудачу - это нормально . Также являются нормальными ощущения грусти, тревожности или гнева, утверждают психологи. Таким способом малыши учатся добиваться успеха, преодолевать препятствия, не имея возможности избежать их.

Это особенно важно для маленьких детей: они должны иметь возможность играть и рисковать, не чувствуя, что их родители будут критиковать или исправлять за неправильные действия. Также психологи советуют родителям делать небольшие ошибки в тех или иных действиях. Видя, что даже взрослые ошибаются, малыши чувствуют себя намного увернней.

3. Позвольте ребенку принимать решения

Когда ребенок имеет возможность делать выбор с самого раннего возраста, он будет более уверен в собственных силах . Конечно, дети любят, когда принимают решения за них, но излишний контроль может быть подавляющим. Предлагайте чаду несколько вариантов на выбор, например, не спрашивайте своего трехлетнего ребенка, что он хочет на обед. Лучше предложить ему выбор из нескольких вариантов блюд, чтобы он сам мог определить, что он будет есть.

При этом нужно постараться донести до ребенка то, что главный выбор все же за вами. Например, если дочь отдает предпочтение в одежде брюкам, а волосы любит стричь под мальчика, то это ее выбор. А вот отказываться от курсов иностранного языка она права не имеет - здесь решение примают родители.

4. Воспитывайте оптимизм и целеустремленность

Если ваш ребенок чувствует себя подавленным от разочарований, помогите ему стать более оптимистичным. Но вместо того, чтобы искать светлые стороны в поражении, лучше рассмотрите конкретные пути решения по улучшению ситуации . Если ваш школьник в числе отстающих по технике чтения, объясните ему, что каждый развивается в своем темпе, и предложите тратить некоторое свободное время на улучшение своих навыков чтения. Если дитя подавлено, потому что не получило ведущую роль в пьесе, не говорите: "Зря они так. Я думаю, что ты звезда!" Вместо этого скажите: "Я вижу, как ты разочарована. Давай вместе придумаем план, как ты сможешь увеличить свои шансы на получение нужной роли в следующий раз."

5. Поощряйте хобби ребенка

Дайте ребенку возможность заниматься широким спектром занятий: так у него появится возможность выбрать то, что ему ближе всего по душе. Поощряйте свое чадо, когда он находит то, что действительно му нравится. Дети, у которых есть хобби - будь то динозавры или приготовление пищи - очень гордятся своим опытом и, скорее всего, они будут успешным и в других областях своей жизни.

Необычные хобби могут быть особенно полезными для детей, у которых есть трудности адаптации в коллективе. И задача родителей воспользоваться этим и подвести свое чадо к тому, чтобы свести его ближе с ровестниками. Например, если ваш сын любит рисовать, но большинство мальчиков в его классе любит спорт, то ему можно посоветовать рисовать спортивные рисунки, потом из них сделать художественную книгу и показать в классе.

6. Содействуйте в решении возникших задач

Психологи утверждают, что даже маленькие дети в состоянии договориться, если они что-то хотят получить . Поощряйте это качество у своего ребенка. Есть исследования, в которых доказано, что даже четырехлетние дети могут решить свои проблемы самостоятельно.

Например, ребенок приходит к родителям и жалуется, что кто-то из детей отобрал у него игрушку на детской площадке. Вместо того, чтобы бежать и отбирать игрушку, предложите крохе самому придумать способ, как получить ее обратно. Если дитя предложит отобрать, то спросите у него, что может случиться, если он так и сделает. Затем спросите: "Можешь ли ты придумать несколько других способов получить игрушку обратно?" Дети в таких случаях выдают массу идей, при этом некоторые из них довольно зрелые. Чадо даже может ответить: "В одиночку играть намного скучнее, чем вместе".

7. Научите ребенка помогать другим

Дети чувствуют свою важность, когда помогают другим , будь то помощь в одевании малышей в младшей школе или дарение подарков детям из детских домов. Психологи утверждают, что это чувство очень важно для детей. Также нужно, чтобы у ребенка была своя часть посильных домашних обязанностей. Дитя должно воочию убедиться в том, что решение взрослых задач требует определенных усилий.

Чрезмерная требовательность, строгость и завышенные ожидания взрослых способны создать комплекс неполноценности у ребенка любого возраста. В результате дети просто смиряются с постоянным недовольством папы и мамы и подсознательно стараются застраховать себя от подобных эмоций самым простым способом — избегая действий: ведь так риск ошибиться практически исчезает. Уверенность в себе «растет» из чувства защищенности: если малыш знает, что в трудный момент родители придут на помощь, научиться верить в собственные силы ему будет совсем не сложно. Так, например, расхожий совет «не вмешиваться в детские конфликты» мы иногда воспринимаем слишком буквально. Нужно ли стоять в стороне, когда вашего трехлетнего карапуза обижает пятилетний? Задача родителей как раз в том, чтобы разрядить обстановку, изолировать хулигана, не допустить драки и слез — иными словами, защитить малыша и объяснить ему, что когда-нибудь он обязательно сможет сам справиться с подобными сложностями. Вы не просто предотвратите ссору, но и «напитаете» ребенка необходимой долей уверенности. Все очень просто: если вы сами верите в собственных детей, то и они рано или поздно поверят в собственные силы. Так что же мешает развитию уверенности у детей?

Что мешает успеху?

Повышенная тревожность. Родитель, который боится всего на свете (проблем, неудач, осуждения), вряд ли сможет вырастить уверенного в себе человека. Ребенок впитывает нашу тревожность, как губка, а значит, придется изменить отношение к себе и миру и научиться получать от жизни настоящее, не омраченное тревогами удовольствие. Не получается? Отправляйтесь к психологу: давно пора вдохнуть полной грудью и передать свою уверенность ребенку.

Система сравнений. Все дети крайне болезненно реагируют на родительские выступления вроде: «Посмотри, какая Леночка молодец — и отличница, и музыкой занимается, и маме помогает». Ребенок слышит что-то вроде: «Тебе никогда не стать таким же успешным». Сравнивая его с другими, вы, во‑первых, ставите под сомнение его уникальность, а во-вторых, даете понять, что другие дети нравятся вам гораздо больше. Постоянные сравнения формируют у детей страх «быть недостаточно хорошим», который остается с ними навсегда. Всю жизнь он будет стараться быть «не хуже», и всегда найдется кто-то более успешный и талантливый. По‑настоящему уверенные в себе люди не оглядываются на чужие достижения, а исходят исключительно из собственных желаний и возможностей.

Негативные утверждения. Если на любое начинание ребенка вы реагируете фразами: «У тебя не получится» или «Что-то вышло не очень», — ни о какой успешности даже говорить не приходится. Разумеется, вы хотите уберечь его от неудач и разочарований, но давайте позволим своим детям пробовать свои силы так, как им самим кажется правильным. Да, не все дети станут великими художниками, но, если сын хочет рисовать, просто поддержите его в этом стремлении. Великие цели он поставит перед собой, когда вырастет, а пока пусть пробует то, что интересно ему самому. «Если хочешь, давай попробуем», «Я в тебя верю» — вот что слышат от мамы с папой дети, которые потом вырастают уверенными в себе людьми.

Фиксация на ошибках. Родители, которые с маниакальной точностью готовы перечислять детям их ошибки и прегрешения, уверены, что действуют строго в интересах ребенка. Но на самом деле они просто тешат свое эго и взращивают в ребенке чувство вины за бесконечные неудачи. «Недохваленные» в детстве дети, став взрослыми, начинают в буквальном смысле гоняться за похвалами, а не получая их, чувствуют себя очень неуверенно. Научитесь понимать и здраво оценивать возможности и, главное, потребности своего ребенка — и тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы — значительно больше. И, кстати, не отделывайтесь дежурным «молодец» — скажите, что именно вам нравится и почему. Больше идей о том, как воспитать в ребенке уверенность в себе. Советы родителей успешных детей


Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Ирина (33 года) и Антон (10 лет): «В детстве каждое новое дело вызывало у Антона слезы и крики «не получится». Я купила две куклы-перчатки: вышло так, что в «трудные моменты» не я прошу его сделать что-то, а ослик и мишка. С ними он чувствовал себя на равных — страх неудачи исчезал!»

Степан (35 лет) и Миша (4,5 года): «Сын был самым младшим на площадке, другие дети не хотели с ним играть. Я понимал, что Мишка чувствует себя отверженным. Однажды я принес бумажного змея, запускать который захотели все малыши, и еще пару раз придумывал общие игры. Отношения наладились!»

Наталия (39 лет) и Лена (12 лет): «С нашими «я не смогу» я боролась личным примером. «Я никогда не научусь рисовать», — рыдала дочка, и я тоже пошла на занятия к ее педагогу. Нас с ней это сплотило, а дочка убедилась, что и у меня не все сразу получается. Сейчас Лена уверена в собственных силах».

Как справиться со страхами

Анастасия (44 года) и Иван (18 лет): «В седьмом классе мой сын стал очень болезненно реагировать на достижения других — с завистью рассказывал, как учитель кого-то похвалил, как приятель победил в олимпиаде. Я посоветовала ему поближе пообщаться с ребятами, которым он так сильно завидует. Ивану никто не отказал — довольно быстро он понял, что и у суперуспешных детей тоже случаются ошибки и неудачи. Просто они умеют не застревать на них, идти вперед. Ване это помогло перестать бояться неудач».

Маша (45 лет) и Вика (22 года): «В Викином детстве мы с ней придумали тайный пароль «Пух сможет!» (это ее прозвище). Шептали его, когда страшновато, когда что-то не получалось, когда были сомнения в своих силах. Смешно, но работает до сих пор: недавно Вика сдавала важный экзамен, и мы снова, не сговариваясь, обменялись эсэмэсками с «паролем».

Маргарита (37 лет) и Вероника (12 лет): «В первом классе дочка до слез боялась всего на свете: общаться с детьми, отвечать у доски, сдавать тетрадь. Я посоветовалась с классной руководительницей и решила просто забрать Нику из школы на пару недель: дома вместе делать все, что вызывает у нее панику. Учительница приходила к нам два раза в неделю и оценивала результаты. Благодаря спокойной обстановке, дочка справилась с проблемами».

Марина (30 лет) и Денис (8 лет): «У меня очень робкий сын, да и я была такая же в детстве — родители многовато критиковали. Я решила, что сделаю все иначе, и стала хвалить Дениса почаще. За то, что поел сам, что помыл руки — да за все! Не могу сказать, что он очень уверен в себе, но по крайней мере неудачи его больше не обескураживают».

Дмитрий (37 лет) и Костя (13 лет): «Сын всегда боялся делать доклады, читать стихи — все выступления были мучением, он не мог закончить ни одной фразы. Психолог посоветовал курсы ораторского искусства. Месяц занятий — и парня как подменили: недавно занял первое место в областном конкурсе чтецов».

Антон (45 лет) и Саша (15 лет): «Саня — в очках, нерешительный, часто попадал в драки, его дразнили. Мы отдали его в секцию самбо — думали, научится защищаться. Результат был неожиданный: наоборот, сына там научили не лезть в драку, с достоинством и уважением относиться и к себе, и к противнику. Это повысило его самооценку, травля закончилась».

Анжела (38 лет) и Лариса (14 лет): «В пятом классе у дочки возник конфликт с новой учительницей — она придиралась буквально ко всему! Дочка очень переживала. Все взвесив, я безоговорочно приняла сторону дочери. Как только я перестала убеждать Лару, что, возможно, дело в ней, она воспряла, перестала быть жертвой, учительница это почувствовала и оставила дочь в покое. Верьте в своих детей, ведь если не вы, то кто же?»

Как развить лидерские качества

Как развить лидерские качества — развитие уверенности у детей

Евгения (28 лет) и Маша (8 лет): «Моя дочка, кокетка и модница, очень переживала, что в детсадовской группе девочки каждый день меняют наряды и хвастаются этим. Денег на обновки не было, но я изучила видеоуроки в Интернете, и мы стали каждый день менять прически. Маша тоже освоила эту премудрость, так что все «принцессы» вскоре начали выстраиваться к ней в очередь за сложными косичками».

Алина (35 лет) и Ксения (16 лет): «У второклассницы Ксюши не было подруг в школе, она была застенчивая, робкая. А потом в нашу школу перевели Ксюшину двоюродную сестру Олю, она на три года старше. Летом девочки отлично общались, стали дружить и в школе. Ксюшин «статус» сначала повысился просто благодаря Оле, а потом еще и оказалось, что дочка учит одноклассниц новым играм, о которых узнала, рассказывает о новых книгах, приносит их почитать. Старшая подружка помогла ей раскрыть себя!»

Герман (44 года) и Артем (19 лет): «Мы тяжело переживали Темин подростковый возраст: он отказывался учиться, съехал на двойки, хамил и ночи напролет играл в компьютерные игры. Летом, буквально от отчаяния, я взял его с собой на работу в рекламное агентство. «Сдал» в отдел разработки, попросил — пусть он хоть что-то делает, хоть кофе вам варит. Через месяц оказалось, что стажер неплохо разбирается в дизайнерских программах, действительно может сделать что-то полезное, а главное, хочет учиться дальше. Сын понял, что работать по‑настоящему, видеть результат, стремиться к успеху интереснее, чем быть двоечником».

Александра (40 лет) и Марина (15 лет): «Сама я не образец женственности: люблю рыбалку, походы, хожу в джинсах. Так же воспитывала и дочь, но лет в 13 лет она пришла в слезах, сказала, что не хочет быть пацанкой. Я поняла, что просто навязала ей свой образ жизни. Она сменила секцию туризма на танцы, научилась красиво двигаться, перестала стесняться. Я боялась, что мы отдалимся друг от друга, но, кажется, только сейчас Марина начала мне доверять».

Ульяна (38 лет) и Аня (11 лет): «Анин папа — фотограф, фотоаппарат ей подарил уже в три года. Недавно в школе проходил конкурс, и дочка принесла на него свои снимки — фото кошки, сестренки, какие-то композиции из «Лего». Они всем так понравились, что подружки стали просить Аню их поснимать, устроили девичник с переодеваниями, выпустили стенгазету. Аня, которая раньше скептически относилась к этому занятию, поняла, что кое-что умеет лучше всех!»

Есть ли у вас свои секреты о том, как воспитать уверенность в себе?

Что такое “сильная личность”?

“Психологически сильная личность” - у каждого возникает в связи с этим понятием ряд ассоциаций: уверенность, спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля, эмоциональное равновесие, умение выдерживать стрессовые ситуации, самообладание, умение выбрать оптимальное решение в сложный момент. Все эти качества являются различными гранями психологически сильной личности, а само это понятие - составным, то есть состоящим из палитры этих достойнейших качеств характера.

Конечно, каждый хотел бы обладать всем этим набором качеств. Более того, мы всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и быть рядом в жизни и общаться всем хотелось бы в первую очередь именно с такими людьми. Психологически сильный и уверенный в себе человек легко производит благоприятное впечатление, его уважают, его одобрения и дружбы ищут, его личностный ранг высок, его первым повышают по служебной лестнице. Обладание хорошей уверенностью и внутренней силой само по себе является магическим средством для эффективного влияния на окружающих. Люди чувствуют силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже часто уступают свои интересы “без боя”.

Однако, не погрешу против истины, если скажу, что на 100 % всегда и везде уверенных в себе людей не бывает. Я при случае проводил опросы и спрашивал сильных, прекрасно владеющих собой людей, лидеров по натуре, с которыми мне довелось общаться, как же они ощущают себя в важные моменты своей жизни, перед встречей со значимыми людьми или перед публикой в моменты всеобщего внимания?

И все они признавались, что почти всегда волнуются и даже испытывают внутреннюю дрожь перед этим. Поначалу для меня это было полным откровением, через какое-то время я стал уже угадывать их ответ. Приведу известный исторический факт. Французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Европы, выдающаяся личность и сильнейший духом человек, наводивший одним своим именем восторг на друзей и ужас на врагов - и тот однажды упал от страха в обморок, когда ему надо было выступать перед своим войском с приветственной речью.

Любому человеку хорошо знакомо чувство неуверенности в своих силах, страха перед другим человеком или ситуацией. Откуда же это в нас? Это состояние нерешительности и неуверенности еще можно было понять, если бы от нас каждый день зависела наша жизнь, судьбы близких людей, если бы каждый день мы решали “быть или не быть” или несли бы ношу непомерной ответственности перед человечеством. Но в обычной повседневной жизни? При встречах с другими людьми, в работе и общении? Думаю, каждый легко вспомнит целый набор ситуаций, когда в груди появлялся легкий холодок, в душе неприятное “скребыхание”, колени начинали подрагивать, ладони потеть, а голос дрожать и выдавать наше волнение и неуверенность с головой.

При любой мало-мальски значимой ситуации сомнения, нерешительность и отсутствие уверенности мешают нам сделать то, на что мы способны и легко сделали бы, если бы не эти наши “враги”. Вспомните, как жалели вы, что смутились и не произвели достойного впечатления на начальника при приеме на работу или при разговоре о повышении заработной платы. Или не сумели отстоять свое достоинство и дать отпор агрессору, хотя все шансы это сделать были.

Были ситуации, когда в компании вы так и не рискнули привлечь на себя внимание и выступить с заранее приготовленным тостом на торжестве или другой речью? Или растерялись, когда с вами заговорил очень интересный и привлекательный человек противоположного пола, и не сумели блеснуть присущим вам умом и эрудицией? А может, вы даже не рискнули к этому человеку подойти? Все это синдромы слабости и неуверенности в себе, в той или иной степени присущей каждому человеку.

Да, мы вооружены методикой “Разумного пути”. Методика хорошо помогла бы справиться даже Бонапарту с подобными ситуациями - через снижение избыточной их значимости и избавление от идеализаций по поводу своей собственной значимости и совершенства, живи он в нашу эпоху.

Целью настоящей публикации является получение дополнительных инструментов для того, чтобы сохранять внутреннее достоинство и производить наилучшее впечатление на людей в сложных жизненных ситуациях.

Разберемся вначале, в чем заключен психологический механизм внутренней слабости и неуверенности? Почему это часто проявляется именно на людях, на публике, перед аудиторией или даже перед одним человеком? Разобраться в этом нам необходимо, во-первых, для того, чтобы лучше знать, представлять и видеть со стороны свои собственные психологические мотивы и механизмы, и, следовательно, получить возможность влиять на эти механизмы своей волей, а не только идти у них на поводу. А во-вторых, чтобы лучше знать мотивы поведения других людей.

Это страшное слово “самооценка”...

В психологии существует понятие - “самооценка”. То есть то, как человек оценивает сам себя в какой-либо конкретной области. Каждый, хотя бы примерно, может выставить себе оценку по любому качеству или умению. Например, самооценка по привлекательности. Или по сексуальности. Или по профессионализму. Или самооценка по интеллектуальным способностям. Сумма таких самооценок составляет интегральную самооценку, или, по-другому говоря, самоуважение к себе как к личности в целом. Самооценка может быть высокой - тогда человек выглядит как сильный и уверенный. Самооценка может быть низкой - тогда человек выглядит слабым и неуверенным.

Она может быть завышенной - тогда обладатель ее воспринимается нами как самоуверенный человек, то есть слишком уверенный, без достаточных на то оснований. Самооценка может быть заниженной - тогда мы видим, что человек явно себя недооценивает и достоин большего самоуважения. Самооценка непостоянна в течение жизни. Особенность самооценки в том, что она зависит от мнений и оценок других людей нашей персоны. Если от мнения других зависит сильно - тогда самооценку можно назвать зависимой или неустойчивой. Если не очень сильно - самооценка у человека независимая (в целом) и устойчивая.

От уровня самооценки зависит наш психологический комфорт. У любого человека есть потребность ощущать себя не хуже, а то и лучше себе подобных. Потребность оценивать и получать подтверждения, что он равный среди равных, а в чем-то и превосходит других людей. Получать уважение и подпитывать собственное достоинство. Это механизм получения психологического комфорта. Если самооценка вырастет в результате похвалы - человек испытывает душевный комфорт и удовлетворение. Если самооценка человека уменьшается под воздействием негативной оценки другого - это царапает, вызывает дискомфортное душевное состояние.

Вот иллюстрация влияния оценок окружающих на нашу самооценку - из “Случаев” Даниила Хармса (“Как неожиданное известие огорошивает людей, к нему неподготовленных”):

Писатель: Я - писатель!

Читатель: А по-моему, ты г…о!

Писатель несколько минут стоит, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.

Художник: Я - художник!

Зритель: А по-моему, ты г…о!

Художник качается и неожиданно умирает, рухнув на пол. Его выносят.

Композитор: Я - композитор!

Слушатель: А по-моему, ты г…о!

Композитор тяжело дышит и осаживается на пол. Его выносят.

Хармс, конечно, сгущает краски, но ненамного. Посочувствуем тяжелой доле людей искусства и продолжим.

Людей с абсолютно устойчивой к другим мнениям самооценкой не бывает, даже если это человек зрелый, опытный и солидный. Знаете по себе - как бы мы ни говорили, что нам все равно, что о нас говорят - это лукавство. Мы часто стремимся услышать, узнать, что же думают, говорят и как оценивают нас другие люди, какое впечатление мы на них производим? Потому что мнение других людей для нас важно. Мы хотим завоевать доверие людей, их любовь, их уважение - это неотъемлемое стремление, потребность любой человеческой личности.

Мы хотим узнать, что понравились, произвели впечатление, что нас положительно оценили. Мы одновременно и ищем этой оценки и боимся ее, потому что понимаем, что можем наткнуться на то, что не хотели бы услышать. И чаще, как раз, мы слышим о себе не восторженные отзывы, а подколки, замечания, негативные оценки. Да, да! По статистике - чаще, чем положительные. Догадываетесь, почему? Потому что сделать замечание и поругать другого человека многим гораздо приятнее, чем похвалить.

Ведь когда ты отмечаешь какой-либо недостаток у другого человека, ты одновременно говоришь себе, что уж я то лишен этого недостатка. А если и не лишен, то тем более - не я один такой. И ты слегка поднимаешься в собственных глазах, “греешь” собственную самооценку, и хоть немного, а самоутверждаешься за счет другого человека. Таким образом, несмотря на поиск нами одобрения и положительных оценок, натыкаемся мы чаще на замечания и негативные оценки себя, своей личности, своих поступков.

Итак, не бывает людей, которые не испытывают волнения и неуверенности. Но бывают люди, которые хорошо умеют демонстрировать уверенность и владение собой, вроде В.В. Жириновского, которого непрошибаемая уверенность в себе вывела его на вершины политической власти. Как же все-таки быть более сильным и уверенным перед лицом сложных ситуаций и значимых людей? Здесь существует два аспекта.

Первый - быть.

Второй - казаться.

Напрашивается противопоставление первого и второго. Хочется патетически воскликнуть: “Надо быть, а не казаться!” Но не стоит торопиться – это очень взаимосвязанные понятия. Одно сильно влияет на другое. Поясню.

Если вы научаетесь быть уверенным и сильным, то неизбежно вы начинаете и казаться таковым. Как ни странно, верно и наоборот: если вы научаетесь казаться таковым - это помогает и почувствовать ощущение силы и уверенности внутри себя. Внутреннее помогает подправиться внешнему и наоборот, внешнее “вытягивает” внутреннее. Вы можете спросить, как же внешний уверенный вид может повлиять на внутреннее состояние, это же разные вещи?! Влияет. Работают физиологические механизмы, стремящиеся сравнять одно с другим. И если вы за счет силы воли и самоконтроля за телом сохраняете достойную внешность, этим физиологическим механизмам ничего не остается делать, как влиять на внутреннее состояние. Проведите такой эксперимент. Сядьте ссутулившись, поникнув головой, безвольно свесив руки и попробуйте сказать:

Я очень сильный и уверенный в себе человек!

Ничего не выйдет. По своему внутреннему ощущению и фальшивому голосу вы почувствуете, что врете! Тело уже родило соответствующее состояние - усталости, забитости и слабости. Теперь сделайте наоборот. Встаньте прямо во весь рост, гордо расправьте плечи, голову поднимите выше, грудь подайте вперед, мощно вдохните и изреките:

Я очень слабый, маленький и неуверенный...

Опять ничего не выйдет. Так слабые не говорят. А если получилось - значит, вы уже стоите совсем в другой позе.

Как люди понимают, считывают и трактуют для себя наше состояние? По внешним признакам уверенности и неуверенности в себе. Поговорим конкретнее.

Тело и движения. Напряженное тело приводит к телесной несвободе и скованности. Напряженные мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы. В результате скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный же в себе человек раскрепощен и естественен в движениях, в отличие от неуверенного, который боится движений, стоит, как истукан или повторяет одни и те же заученные жесты.

В таком человеке чувствуется страх - не дай бог мне привлечь еще больше внимания других, чем я уже имею. Поэтому очень важно научиться расслаблять свое тело и сбрасывать лишние напряжения и зажимы. Для этого просто мысленным взором время от времени просматривайте свое тело, расслабляйте все, что можно расслабить, чтобы только не упасть. Плюс к этому хорошо помогает сбрасывать мышечное напряжение несколько глубоких вдохов и выдохов.

Осанка. Прямая осанка трактуется людьми как признак уверенного в себе человека, сутулая - признак неуверенного. Сутулый человек своей осанкой как бы “сообщает” другим: “Мне неловко перед вами, и мне вообще-то сейчас сжаться и спрятаться хочется, вы уж извините, что я тут ваше внимание забираю”. Поэтому необходимо взять за правило жить с “царственной осанкой”, причем даже не обязательно перед публикой - тогда это войдет в хорошую привычку.

Для этого при ходьбе или стоя приучите себя “подвешивать” на ниточку, как марионетку, за затылок, устремляясь всем телом вверх. Перенапрягаться в этом порыве не стоит - это не должно выглядеть неестественно. Плечи же, чтобы не сутулились, “надевайте” на “плечики”, как пиджак - вверх и назад - и оставляйте их в этом положении. Сначала тело будет возвращаться в привычную для него норму, но регулярно вспоминайте про правильную осанку и формируйте в себе эти новые привычки, и тогда старые привычки вытесняться.

Голова и лицо. Оптимальное основное положение: голова чуть приподнята, а доброжелательное, улыбчивое или готовое к улыбке выражение лица говорит людям: “Я – хороший, ты хороший”. Это, конечно, располагает к любому человеку, увеличивает доверие. Возможны варианты: просто спокойное, бесстрастное, ничего не выражающее лицо, или даже несколько агрессивное -тоже говорит об уверенности владельца, однако такое выражение лица скорее всего не будет способствовать доброжелательному отношению. Хотя в некоторых случаях это годится, когда ситуация не предполагает улыбчивости участников. Или если важно внушить уважение, основанное на легком страхе перед вами.

Скованность может проявляться и в поворотах головы. Если человек вместо поворота головы скашивает глаза, чтобы посмотреть в сторону - это воспринимается как внутренняя напряженность.

Голос. Прерывающийся, сдавленный, слишком тихий голос с робкими интонациями сразу выдает неуверенность человека. Поэтому хотя бы за секунду до того, как вы открыли рот, представьте, что и каким голосом, с какой силой, интонацией, эмоциональным наполнением вы хотите сказать и тогда вы будете более застрахованы от предательских “петухов” в своей речи.

Взгляд. Взгляду уделим особое отношение. Вы, наверное, замечали, что взгляд в глаза иногда вызывает легкую неловкость между людьми? Срабатывает тот же самый механизм оценки и самооценки. Человек чувствует, что его оценивают - и оценивают прямо в эту самую секунду, да еще и так неопосредованно эта оценка происходит! И он не выдерживает этой ситуации, этого психологического напряжения и отводит взор. Особенно, если ситуация явно напряженная или конфликтная.

Когда другой явно тебя ненавидит - тогда часто уже просто невозможно выдержать уничтожающий, “размазывающий” взгляд этого человека. Этот страх прямого взгляда изначально имеет биологическую природу. В животном мире взгляд имел два значения. Первое - это агрессия и вызов, например, когда два самца меряют взглядом взаимную силу, свой взаимный ранг. И второе - сексуальное привлечение: самец и самка, взглядом выполняющие предварительную и отборочную для сексуальных игр функцию. У человека эти значения, агрессия и привлечение, тоже сохранились, но, в связи с более тонкой организацией душевного мира, добавилось еще много оттенков и полутонов.

Интересные факты. Коты часами могут сидеть напротив и внимательно пялиться друг другу в глаза, иногда угрожающе подвывая - пока не сцепятся в схватке или кто-то из них не ретируется. Крысы тоже выясняют отношения таким же образом, правда они не воют и не дерутся, но дело у них иногда заканчивается летальным исходом - одна из крыс издыхает от перенапряжения и истощения. А в местах скопления горилл единственная возможность выжить - застыть и ни в коем случае не смотреть самцам в глаза, иначе придется выдержать поединок за право обладания гаремом.

Для внимательного человека глаза его собеседника многое могут сказать. Если собеседник взор прячет, это также выдает его неуверенность перед людьми и страх перед ситуацией, поскольку это фактически вариант ухода, убегания от внимания других людей. Пряча взор, вы, сами того не желая, сообщаете другим, что вам некомфортно смотреть в глаза людей. И это опять будет трактоваться как ваша слабость и неуверенность.

Взгляд хоть и в глаза - но суетливый и бегающий, создаст впечатление, что вы не можете долго спокойно выдерживать взоры другого и также портит мнение о вас. Поэтому взгляд должен фиксироваться на лицах слушателей, если их несколько, не менее чем на 3 – 4 секунды. Фиксировать взгляд не обязательно именно в глаза, а достаточно на лицах - поскольку контакт глаза в глаза является энергетически очень заряженным и может сильно отвлекать самого от темы. Поэтому, если расстояние больше двух метров, лучше смотреть на точки лица слушателя, то есть попеременно на нос, лоб, брови, губы, подбородок, по контуру головы. И это будет восприниматься, за счет эффекта скрадывания расстоянием, как взгляд прямо в глаза, что и требуется.

Упражнения для уверенного взгляда

Если вы беседуете один на один, то лучше контролировать взор помогут так называемые “треугольники”, по которым не спеша может перемещаться ваш взор попеременно на три точки.

1. Деловой треугольник: для людей, с которыми вы в деловых отношенияхсоциальных ролях), точки - глаз, другой глаз, нос (или губы), и опять глаз, глаз, нос и т. д.

2. Дружеский (или светский) треугольник: для людей, с которыми вы в дружеских или приятельских отношениях. Здесь уже позволяете (поскольку друг, все-таки) более широкую зону охвата взором – глаз, глаз, пуговица на груди.

3. Интимный треугольник - для людей, с которыми вы в интимных отношениях или претендуете на личностное сближение. Это уже получится слегка фривольный треугольник: глаз, другой глаз, область гениталий - и вновь глаз.

Если же ваш взгляд в беседе с человеком будет долго, без движения сконцентрирован на одной точке его лица - зрачке, брови, переносице, “третьем глазе” - он (взгляд) будет воспринят как тяжелый, гипнотический или даже агрессивный. Если в вашу задачу входит продемонстрировать свою силу - используйте это.

Упражнение под названием “метро”. Вы наверное замечали, что люди, сидящие напротив друг друга в метро, частенько украдкой разглядывают друг друга? При этом, если случайно их взгляды сталкиваются, то глаза, как правило, моментально “отпрыгивают” в сторону: сразу вдруг “заинтересовывает” реклама на стенах вагона или что-нибудь еще очень “важное”, типа шнурков ботинок оппонента. Это и понятно: у нас же не очень-то принято смотреть просто так на человека, тем более незнакомого, и, конечно, это вызывает взаимную неловкость.

К слову: в отличие от России, в Европе гораздо более свободно люди могут встречаться открытыми заинтересованными взглядами и заводить так мимолетный разговор или даже длительное знакомство. И никакой неловкости при этом не испытывают. Это признак большей внутренней свободы и самоуважения, чем у нас.

Так вот, упражнение для тренировки - возьмите себе за правило при встрече взглядами в вагоне метро не отпрыгивать сразу в сторону, а спокойно принимать взгляд другого человека, и даже искать такую возможность. При этом вовсе не обязательно смотреть с вызовом, можно смотреть доброжелательно и с интересом. Мигать во время контакта глаз не запрещается - это физиологическая реакция, а вот улыбаться, то есть фактически пытаться заработать его хорошую оценку - не стоит. Упражнение не в том.

Сразу скажу, что в реальности находить человека, готового быть в контакте глазами больше, чем одну секунду, будет непросто. Но и секунды будет достаточно - пусть не вы, а он первым отводит взор. Если же повезет и встретится человек, готовый к более длительному контакту глазами - замечательно, вам повезло - проверьте и потренируете свой взор, психологическую уверенность и устойчивость. Когда партнер уже отвел глаза, можете засчитать себе “плюсик”. Если вы будете продолжать тренироваться, не исключено, что он почувствует более сильное неудобство, забеспокоится и даже покинет вагон при первой возможности. Поэтому разрешите ему все-таки доехать до дома.

Разрешите и себе когда-то и проиграть, если партнер сильнее вас во взоре. Проигрывать достойно тоже надо уметь - спокойно и без чувства вины и собственной слабости. Это всего лишь игра - как и жизнь - и не обязательно вы все время должны выигрывать. Если чувствуете, что не выдерживаете взгляд, вспомните, что смотреть не обязательно прямо в глаза. Достаточно выбрать какую-либо точку на лице (бровь, губы, нос, лоб, ухо) - на таком расстоянии (мы уже говорили) скрадывается точность взора. Это упражнение делается до тех пор, пока вам не станет совершенно легко и ненапряжно смотреть в глаза незнакомым людям, и вы даже научитесь получать от этого удовольствие.

Могут ли быть от этого упражнения неприятности? Могут. Как и от жизни в целом. Поэтому соблюдайте правила техники безопасности - когда не надо практиковать это упражнение:

1. Если время уже больше девяти часов вечера, а у вас в планах доехать до своего дома, а не дома попутчика. Или если вы в вагоне почти одни с человеком напротив, это может быть воспринято им примерно так же.

2. Если напротив вас сотрудник органов правопорядка, а у Вас нет с собой документов или в сумке бомба.

3. Если напротив человек не совсем трезвый, или психически нездоровый, или совсем пожилой.

4. Если напротив вас гость с горячих южных гор - там свои “взгляды на взгляды”. Причем эти представления более близки к прямоте биологического мира, и ваш взор может перевозбудить гостя. В этом случае вы рискуете получить вместо этого упражнения другое, более сильное: разборку на тему “Что так глядыш?!” или неприятное объяснение “Как, дэвушка, пачэму нэ хочэшь?!”

Во всех остальных случаях это упражнение безопасно. В крайнем случае, захотят познакомиться, в этом случае действуйте по обстоятельствам. Нравится человек - знакомьтесь. Не очень - найдите какое-нибудь, не задевающее его самолюбие, объяснение. Например, объясните ему корректно, что он вам тоже нравится, но у вас другие планы. Или воспользуйтесь готовой “отбивкой”, чтобы донести до человека, что происходит и оправдать для него ваше действие. Скажите ему, что вы смотрели на него, потому он похож на вашего одноклассника. Наконец, можно честно признаться, что вы выполняли упражнение, которое задал чудаковатый ведущий тренинга. Человек получит для себя объяснение этим странностям и успокоится.

А вот и случай из жизни. Марина, одна из участниц тренинга, ехала в полупустом вагоне метро и поначалу и не думала делать никакие упражнения, тем более, что был уже поздний вечер. Она просто читала книгу. Вдруг напротив нее уселись двое развязных молодых людей и стали довольно бесцеремонно и громко обсуждать ее достоинства и недостатки, посмеиваясь и подталкивая друг друга локтями. Короче говоря, ребята были в том веселом кураже, когда все моря по колено, а все девушки твои. Марина, естественно, напряглась, и хотя продолжала делать вид, что читает книгу, чувствовала себя не очень уютно. Это продолжалось несколько остановок, а ребята все не утихали, а даже наоборот, вели себя все более и более бесцеремонно.

И поскольку Марина не знала, что делать в этой ситуации, она решила: буду делать упражнение “неотрывный взгляд”. Марина внутренне собралась, настроилась, демонстративно закрыла книжку, убрала ее в сумочку, подняла взгляд и стала спокойно и открыто смотреть на парней. Что тут началось… она сама не ожидала такого эффекта. С лиц друзей постепенно сползли улыбки, смешки затихли, они перестали друг друга подталкивать, тема женских достоинств Марины сразу как-то увяла, и ребята явно почувствовали себя скованно и совершенно не в своей тарелке. Марина продолжала молча смотреть - и через две остановки парни в спешке покинули вагон, сделав вид, что им уже пора выходить.

Есть еще секрет, как выдерживать любой, даже самый тяжелый взгляд. Пользуйтесь приемом “Кто в клетке”. Как он расшифровывается? Мы уже знаем, что мы смущаемся и испытываем неловкость по причине того, что слишком озабочены собой, из-за повышенного внимания в этот момент к своей персоне, что нас “выбивает” оценка другого человека. И тогда - необходимо переформировать свое внимание так, чтобы внутри себя не дать другим нас оценивать. Представьте себе, что вы приходите в зоопарк, и неожиданно сами оказываетесь в клетке - и вдоль вашей клетки ходят люди (или, не дай бог, обезьяны) и рассматривают вас, едят мороженое, смеются, читают таблички, показывают пальцем. Ведь надо же оправдывать их ожидания, понравится, показать им что-нибудь интересненькое, побегать, попрыгать, покривляться, они же деньги за вход заплатили.

А вдруг я не смогу этого сделать, вдруг не понравлюсь, а меня за это еще и кормить перестанут... Некомфортная ситуация, не правда ли? Только почему же вы и в жизни часто ощущаете себя перед другими как в клетке? Лучше мысленно поместить в эту клетку их! И тогда уже вы будете наблюдать их жизнь, повадки и способы размножения, а не они. И ваше внимание будет направлено уже не на то, как вас оценивают (и тогда автоматически вы почувствуете психологический дискомфорт и скованность), а на оценивание самому этих людей. И тогда вы будете чувствовать себя гораздо более свободно и комфортно. По-другому говоря, вы смещаете фокус внимания с себя - на человека, которого вы рассматриваете. И наблюдаете за ним, думаете про него.

Вот глаза какие интересные…

А какого они цвета?..

А куда он едет?..

Наверно, нелегко ему живется?..

Интересно, кем работает?..

А что у него в личной жизни?..

Надо же, смущается почему-то...

В результате, если вы честно все это время думаете про него и подстраиваетесь под этого человека, ваше внимание занято делом и не занято мыслями о том, что у вас самих что-то не так. Не могу сказать, что управлять своим вниманием - это очень просто. Но это реально, даже без особой тренировки. А с тренировкой можно достичь очень хороших результатов в управлении своим вниманием и, фактически, собой и своим поведением.

Этот прием - “Кто в клетке” - или смещение фокуса внимания, можно применять в любых других ситуациях, когда вам важно произвести достойное и уверенное впечатление на людях, в кабинете начальника, при знакомстве и общении с новыми людьми. Однако внимание при этом необходимо распределить уже между ним и собой. Пусть большая часть вашего внимания будет занята интересом к другому человеку, а меньшую часть направляйте время от времени на быстрое мысленное “сканирование” и легкую коррекцию своего тела, поведения, лица, голоса - все ли в порядке? Образ “сканирования” помогает лучше понять, как распределять в этом случае свое внимание во времени: ОН, ОН, ОН - Я (тело, глаза, голос) и опять ОН, ОН, ОН...

Очень важно научиться одновременно и говорить с человеком, и держать с ним контакт глазами. А это непросто еще и потому, что глаза другого, бывает, перетягивают на себя внимание и мешают сосредоточиться на мыслях и речи. И все-таки держать контакт глазами необходимо, если рассчитываете произвести достойное, сильное и уверенное впечатление.

Сравните впечатление от человека, который смотрит в глаза (по одному из указанных выше алгоритмов) и впечатление от человека, глаза которого избегают встречаться с вашими, хотя он находится рядом с вами, беседует, слушает и говорит. А смотрит он постоянно мимо вас, на стену. Или вниз на ваш письменный стол. Или выше вас, на картину. С таким человеком затруднен контакт, глаза же, как известно, “зеркало души”. Он либо чувствует неловкость (что скорее всего), либо делает вид, что вас не замечает (что странно для человека, с которым вы не успели испортить отношения).

Вот еще одно упражнение для освоения умения удерживать контакт глаз и говорить одновременно. Выполняется вдвоем с товарищем. Расположиться напротив друг друга на расстоянии примерно полметра, установить контакт глаз и читать попеременно по одной строчке стихов: строчку он, строчку вы. Стихи любые: “У лукоморья…”, “Однажды в студеную зимнюю пору…”, “В лесу родилась елочка…”. Причем стихи должны быть разные - “у вас своя свадьба, у него своя”. Сбились - начинаем сначала и так много раз. Главное - добиться легкости все делать одновременно - держать контакт глаз, говорить свой текст, сразу же слушать и слышать его текст, помнить и не сбиваться со своего текста. Успехов!

“Нулевая оценка”

В актерском мастерстве уверенное и достойное поведение принято раскрывать через понятие “нулевая оценка”. Все мы в жизни немного актеры, поэтому это понятие очень хорошо нам пригодится. Но сначала несколько слов о том, что такое этап “оценки” у актеров. Это любая реакция на какой-то сигнал или раздражитель: на слова, действия партнера по сцене, новую ситуацию и т. д. Оценка - это выданная актером эмоция, слово, мимика, жест, движение, реплика по принципу “стимул-реакция”: нажал на кнопку, получи результат. Оценка актера - это способ преподнесения своей роли, своего персонажа.

Например, на известие о том, что враг объявил войну, актер, играющий роль короля, может выбирать из несколько возможных оценок (реакций) в зависимости от характера своего персонажа. Если он выдал испуг или страх, зритель понимает, что король - слабачок. Если актер смеется, зритель видит другой характер: может быть это торжество воина, смелость, может быть это бравада, может быть недалекость и глупость этого короля. Если король (актер) дает оценку “гнев”, зритель увидит вспыльчивость, несдержанность и взбалмошность этого персонажа. Оценка может быть подана и через изменение чего-либо в поведении актера. Например, если король во время этого судьбоносного известия чистил корону и слегка замедлил свои движения - это тоже оценка.

Существует особый вид актерской оценки: “нулевая оценка”. Это полное отсутствие всякой реакции на стимул или раздражитель. То есть абсолютная невозмутимость, каменное выражение лица, никакого изменения в поведении и намека на то, что сейчас что-то произошло. То есть “нулевой оценкой” актер дает зрителям понять:

А для меня нет никакого раздражителя, для меня это ничего не значит, это никак меня не задевает и для меня этого не существует...

В нашем примере, если король на известие о войне выдает “нулевую оценку” и полную невозмутимость, в эти секунды он выглядит как король сильный, мудрый, уверенный и расчетливый во главе мощного государства.

Таким образом, актеры способом “нулевой оценки” играют любую сильную личность, и, что характерно, такого супермена играть проще всего потому, что он играется всего лишь одним актерским приемом. Вспомните любого супермена, от Шварцнеггера до Бодрова-младшего. Вспомните: есть ли у них хоть какая-то выраженная в течение всего фильма человеческая эмоция: смех, улыбка, печаль, гнев, возмущение, радость, горе, удивление, раздражение? Тем более испуг, страх, робость? Эмоций нет абсолютно! Если бы эти оценки, реакции, эмоции у них проявлялись бы, это был бы уже не супермен, а какой-то другой персонаж.

Прием “нулевой оценки” можно прекрасно использовать в сложных жизненных ситуациях. Когда вы не знаете, как реагировать - делайте “нулевую оценку”. Знайте, что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек. Представьте, что на вас “наезжают”. Если вы взрываетесь или притупляете взор, или приниженно улыбаетесь - все это говорит агрессору, что он достиг того, чего хотел. Вы уже догадываетесь, чего он хотел? Правильно, подтверждения, что его слова вас задели - это и есть искомый им результат. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная невозмутимость - этим вы ему сообщаете: “Ты слаб, чтобы задеть меня”. Это оптимальная и беспроигрышная первоначальная реакция, сразу дающая вам преимущество.

Еще пример. Вы ошиблись в выступлении перед большим количеством публики. Какая импульсивная обычная реакция? Смущение. Извинение. Попытка оправдания. В результате ваш ранг как сильного и уверенного человека падает.

Кстати, интересно наблюдать за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются. А ответственность на них немаленькая во время прямого эфира - их видят миллионы телезрителей. Именно реакция диктора на ошибку многое говорит о его опыте и профессионализме.

За “этапом оценки” у актеров следует, как правило “этап действия”. За эту секунду – другую, когда вы делаете “нулевую оценку”, у вас есть возможность выбрать это последующее действие. И далее уже возможны варианты достойного и сильного ответа. Какие? Это большая тема, поэтому оставим ее на потом.

Развитие темы воспитания психологической силы и уверенности планируется в следующем номере журнала. В заключение могу пригласить заинтересованных в развитии и самосовершенствовании записаться на тренинг “Эффективное влияние и искусство побеждать”, который проходит в Центре “Разумный Путь”.


Top