Римские легенды. Десять наиболее распространенных мифов о древнем риме - записки макса вазанова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

1. История возникновения древнеримской мифологии

2. Пантеон римских богов

3. Мифы Древнего Рима «Ромул и Рем. Основание Рима»

4. «Семь царей Древнего Рима»

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В основе мировоззрения древних римлян лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над миром. Это способствовало возникновению культа самого Рима и формированию так называемого «римского мифа», отражающего легендарную римскую историю. Сюжеты «римского мифа» исследователи подразделяют на три группы. Первая связана с основанием римского государства легендарным героем Энеем, вторая -- с возникновением самого Рима и так называемым «временем царей».

Третья группа сюжетов «римского мифа» связана с установлением и ранним этапом существования римской республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой во имя славы и процветания Рима. Римляне расценивали такое самопожертвование не только как проявление патриотизма, но и как исполнение воли богов, которые предначертали Риму главенствующее положение в мире.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРИМСКОЙ МИФОЛОГИИ

Существует несколько мнений об этапах развития Римской мифологии. Некоторые историки за основу берут книги жрецов «Индигитаменты», которые рассказывают нам о безличных вредоносных или благодетельных силах - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: -- камень, Марс -- копье, Веста -- огонь.

Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн -- Фавна, Помон -- Помона), в обращении к богам «бог или богиня». Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Современные исследователи ведут споры касаемо этой теории, так как составителями «Индигитаменты» были жрецы, а не народ. Со временем греческому и этрусскому влияниям стали отводить все меньше внимания, акцентируя его на самобытности римской культуры.

Формирование древней римской религии развивалось параллельно с процессом объединения общин, на котором основано возникновение Рима. Боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин -- курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот.

На развитие Римской мифологии повлияли такие факторы:

· Демократизация общества дала возможность плебеям становится жрецами. Это не позволяло развиваться касте. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны чтить богов, так как они являлись основной частью их общины. Но, в то же время могли думать, говорить и писать о них все что угодно, вплоть до отрицания их существования

· Победоносная римская агрессия, стоившая народу немалых жертв, оправдывается мифом о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами

· Знакомство с более развитыми культурами и религиями

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 -- начала 5 в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь -- на покровительство Венеры, Антоний -- Геркулеса и Диониса), на бессмертие душ и на особые места их пребывания после смерти. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены -- с богинями. С установлением империи «римский миф», в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

2. ПАНТЕОН РИМСКИХ БОГОВ

В отличие от большинства древних народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали мифов о них -- об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях. Римляне сознательно отказывались придавать своим богам какой-либо облик и характер. Часто неопределенными оставались даже их пол и имя. По словам Яна Парандовского именно этот принцип и возвышал римлян над всеми остальными древними народами, которые мифами порочили честь богов.

Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона. Они хранились в тайне коллегией жрецов. Когда, по мнению оракулов, знамения были угрожающими, тогда жрецы по приказанию сената искали в этих книгах совета. Считалось, что богов Врагов Рима можно переманить на свою сторону с помощью формулы evocatio. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы -- Юпитер Капитолийский.

Существует предположение, что некогда у римлян бытовал миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери», «ворота». Он был богом входа и выхода, а также всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось в виду, что одно лицо обращено в прошлое, другое -- в будущее.

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление -- независимо от своей значительности -- имеет особого бога-покровителя. В римском пантеоне существовали бог посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так далее.

Римляне, подобно всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди животных -- волка, среди птиц -- орла и дятла. Богом полей, лесов и пастбищ, покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус» -- значит» волк»). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи, поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.

Сильван -- бог леса и дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва» -- «лес». Он не имел официального культа, но был популярным среди рабов и крестьян. Его благодарили за исцеление болезни, неожиданную удачу.

Вертумн - бог всяческих перемен -- смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека.

Фоне - бог водных источников.В его праздник -- фонтаналий -- колодцы украшали цветами, а в источники бросали цветочные гирлянды

Помона - богиня созревающих древесных плодов. Ей была посвящена священная роща.

Среди богов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и Пикумн -- покровители брака и рождения. Кроме того, считалось, что Пилумн изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля навозом (другое его имя -- Стеркулин, что значит «навозный»).

Фортуна также первоначально была покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе -- символ неустойчивости счастья.

Покровительницей домашнего очага была богиня Веста. Неугасимый огонь в храме поддерживали жрицы Весты -- весталки. Домашнему очагу покровительствовали также особые божества -- лары. Лары покровительствовали также добрососедским отношениям.

3. МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА «РОМУЛ И РЕМ. ОСНОВАНИЕ РИМА»

римский бог культ мифология

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея -- Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.

Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь -- ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке, чтобы утолить жажду, подошла волчица, у которой недавно родились волчата. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.

Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.

4. «СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА»

Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали «квадратным Римом».

Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и великолепием. У него была свита особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил связку прутьев с воткнутой в середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.

Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного им города, он разделил всех жителей, которые могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а члены сената -- патрициями, в отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных мест и зачастую совершенно неимущего.

Для того, чтобы укрепить связи с соседними племенами, Ромул направлял к ним посольства с предложениями заключить брачные союзы женщин из этих племен с его подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот «подозрительный сброд». Но хитроумный Ромул решил настоять на своем и залучить к себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел распустить слух о том, что на его земле найден зарытый алтарь бога Посейдона.

Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, должен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.

ВЫВОДЫ

Римская империя вела многочисленные и, как правило, победоносные войны. Под своей властью она объединила огромную территорию. Но завоевывая и покоряя различные народы, римляне впитывали их культуру, в том числе религиозные представления и мифологию.

В конце концов в римский пантеон вошло несметное количество богов самого разного происхождения, религия древних римлян утратила свою цельность и самобытность и через некоторое время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анун Р., Шейд Д., Цивилизация Древнего Рима: Учебник - М. : АСТ, Астрель, 2004. - 176 с.

2. Гурычева М. С., Народная латынь: Учебник - М. : ЛКИ, 2008. - 210 с.

3. Кочкарева А. Г., Рыжкина З. А. Древние сказания: [Электронный ресурс]/ Кочкарева А. Г., Рыжкина З. А., Режим доступа: http://www.foxdesign.ru

4. Моммзен Т., Легенды Рима: [Электронный ресурс]/ Моммзен Т., Режим доступа: http://rome-history.info/2008/02/rimskaya-mifologiya/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Периоды развития религии Древнего Рима. Место религии в жизни древнего римлянина. Жестокие нравы Древнего Рима, его религия, полная крови и жестокостей. Пантеон - храм всех богов. Боги Древнего Рима, их характеристика, сфера влияния и ключевые функции.

    презентация , добавлен 03.12.2015

    Политеистический характер религии древних египтян, обожествление фараона. Мифологические воззрения Месопотамии, ведическая религия Древней Индии. Особенности зороастризма, манихейства, тенгрианства, брахманизма. Религии Древней Греции и Древнего Рима.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Юпитер как бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Яростный и неукротимый бог войны Марс, почитаемый как отец великого и воинственного римского народа. Боги Древнего Рима, их характеристика, сфера влияния, ключевые функции.

    презентация , добавлен 07.04.2016

    Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Как и во что верили древние римляне, их легенды, сказания и обряды. Общая характеристика древнеримских Богов, культ мёртвых и домашних божеств. Обрядовая сторона - главная особенность римской религии и мифологии. Появление и развитие раннего христианства.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Культ природы в мифологии и верованиях древних славян. Образы богов праславянского пантеона. Истоки славянской мифологии. Классификация мифологических персонажей. Культ солнца и огня у древних славян. Славянские религиозные верования и язычество.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2011

    Юпитер как бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Янус в римской мифологии. Богиня брака и рождения, материнства Юнона. Диана - богиня растительного и животного мира. Богиня плодородия Венера. Бахус как бог виноделия.

    презентация , добавлен 17.02.2012

    Рассмотрение особенностей религии и мифологии Древнего Египта, этапы ее развития. Характеристика общих признаков местных культов. Анубис как хозяин царства мертвых, покровитель бальзамировщиков. Знакомство с богами Древнего Египта: Ра, Осирис, Сет.

    презентация , добавлен 19.02.2013

    Особенности религии древнего Рима. Культ Весты, охранительницы и защитницы домашнего очага. Герои римского мифа. Идеализация бедности и осуждение богатства как важные слагаемые римского мифа. Описание семейных верований Рима как анимистической религии.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Историческое взаимодействие искусства и религии. Влияние религии на античную культуру. История становления античной религии на примере Древней Греции и Древнего Рима. Боги Древней Греции и Рима. Схожесть древнеримской и древнегреческой религии.

Дошедшие до нас легенды и мифы Древнего Рима , находящиеся как литературные произведения на стыке мифологии и религии по смысловой нагрузке прежде всего были направлены на подержание политики, гражданского долга и моральных устоев общества. Говорить о древнейших мифах Рима достаточно затруднительно, ибо они были доступны лишь жреческому сословию и дошли до нас виде «Индигитаментов» — сборника жреческих преданий, толкований и сказаний. Жрецы любые события реальной жизни преломляли через каноны этой книги и доносили до правящей верхушки в виде предсказаний и пророчеств.

Первые легенды Древнего Рима

Бесспорно, одной из первых легенд и сказаний Древнего Рима, дошедших до наших дней, и подвергшихся минимальному эллинистическому влиянию, можно считать сказание о сотворении Рима. Сегодня это одно их самых знаменитых и хорошо известна всем любителям истории. После получения протектората над Грецией и ее колониями римские боги начинают отожествляться с греческими и значение жрецов общественной жизни, и их влияние на республиканский сенат резко падают. Однако если боги Древней Греции в большей мере относились к части духовной культуры, то в Риме они становятся неотъемлемой частью повседневной жизни.

Это возрастание влияния на бытовую сторону существования многие исследователи культов Античности относят к более тесным контактам с , где даже поесть было невозможно без упоминания божественного начала в их правителе – фараоне. Без божественного благословления в Риме не начинались сельскохозяйственные работы. Без посещения оракула, толкующее расположенность или противление богов, не заключались сделки. С началом имперского периода все верховные диктаторы, а потом императоры являлись земными наместниками богов, героями и каким- то непотным образом и сынами религиозных культов. Конечно такое влияние не могло не найти отражения в легендах и мифах древнего Рима.
Греческое влияние в мифологии можно заметить проникновением эллинистических изустных историй в . Правда этот симбиоз сопровождался романизацией греческой религии. Зевс был переименован в Юпитера, Афродита стала Венерой, а Арес превратился в Марса. Однако это влияние не коснулось древнейших римских легенд, в частности сказания о Ромуле и Реме. Впрочем, это легко объясняется тем, что что римский календарь вёлся от сотворения столичного города. В более поздних сказаниях Виргиния об основании Рима тема чудесного спасения близнецов и их вскармливания бездуховным животным трактуется историками как идея божественного предназначения к мировому господству. При этом во многих мифах рефреном проходит мысль о том, что римская политика, система правления, общественные отношения одобрены свыше и являются самыми справедливыми.


Эллинистическая мифология древнего Рима

Эллинистическое влияние на легенды Древнего Рима видно уже в первом мифологическом повествовании о создании Рима. Ромул и Рем – братья близнецы были внуками Энея, одного из троянцев, спасшихся при Одиссеем. Корабль Энея долго блуждал по Средиземному морю, пока не был выброшен на побережье Апеннинского полуострова. В мере высадки был основан город Альба-Лонга. А бросил близнецов в Тибр младший сын Энея – Амулий бывший родным дядей Ромка и Рема.
Именно об этих событиях повествует мифологическая поэма «Энеида», написанная «мантуанским лебедем» — Вергилием на границе старого и нового летоисчислений. Говоря о легендах и сказаниях Древнего Рима периода первых римских императоров нельзя не вспомнить о , имя которого сохранилось до наших дней благодаря написанным им 142 книгам «История от основания города». Несмотря на историчность этого произведения, в нем нельзя не заметить достаточной доли мифологизации реально существовавших личностей.


Если написанные Публием Овидием Назоном «Наука любви» и «Метаморфозы» относятся скорее к религиозно-нравственным произведениям, то его знаменитые «Фасты» являются историческим трудом. Эта «календарная» поэма насквозь пронизана мифами и легендами Древнего Рима, которые приукрашали реальную жизнь живших в те времена правителей и политиков.
Секст Аврелий Проперций вошел в римскую историографию как друг Вергилия и Овидия. Им написаны 4 элегические поэмы, причем в четвертой книге элегий, посвященных его , литературоведы отмечают значительное влияние сказаний Древнего Египта.
Римские сказители и поэты заимствовали богов не только у греков. Их культура была конгломератом культурных традиции всех народов Средиземноморья. Причем римляне не просто копировали подвиги легендарных персонажей, а осмысленно приписывали их древнеримским героям.

Колизей, изначально именуемый Амфитеатром Флавия, - это, наверняка, самый знаменитый амфитеатр в мире. Он же является и самим большим по размерам памятником древности: шутка ли, этот древний «стадион» мог вместить 50 тысяч зрителей! А имя, под которым этот памятник архитектуры сейчас известен нам с вами, вовсе не так старо: оно «приклеилось» к арене только в Средневековье и происходит от названия расположенного неподалеку Колосса Бога Солнца (Colosso del Dio Sole). Но не стоит пытаться найти эту гигантскую статую – ее больше нет. Мнения историков о ее судьбе расходятся: статую разрушило или землетрясение в Риме в V веке, или же вестготы под предводительством АларихаI, захватившими город в 410 году.

Но вернемся к Колизею. Слава Колизея была такова, что со временем его имя обросло множеством анекдотов и мифов , неожиданных, кровожадных, даже местами омерзительных, а поэтому и чрезвычайно любопытных!

Вот, к примеру, древние римляне верили, что молодожены должны были непременно провести первую брачную ночь с оружием кого-то из гладиаторов под рукой. А еще считалось, что эпилептик излечивался от своей болезни, если выпивал кровь павших на арене Колизея. Кстати, только в первые три месяца после открытия Колизея на его арене погибли 2 000 гладиаторов и 9 000 зверей! Можно смело предположить, что и у молодожен, и у эпилептиков было из чего выбрать «сувенир» на память.

Ошибочно думать, что гладиаторами были исключительно мужчины. На потеху римской публики сражались и женщины gladiatrices, и экзотические звери: слоны, носороги, гориллы и даже жирафы. А примерно в 200 г. н.э. император Септимий Север положил конец участию «прекрасных дам» в кровожадных схватках не на жизнь, а на смерть.

Но от этого бои гладиаторов не стали менее зрелищны: как-то на суд придирчивого – но недалекого - зрителя был представлен спектакль с участием прирученных морских котиков… Тот же самый Септимий Север как-то приказал соорудить на арене Колизея кита в натуральную величину, изо рта которого во время, как принято сейчас говорить, шоу вырывались медведи, о существовании которых древние римляне тоже вряд ли подозревали.

Успех подобных спектаклей был оглушительным! Как и в наши дни, века назад поблизости от Колизея вдоль улиц расклеивали афиши с анонсом следующего шоу. Хоть, как предполагают историки, стоимость билета была велика, некоторые политики, чтобы расположить к себе простой люд, раздавал билеты даром. Но на этом сходства уклада жизни Древнего Рима с современными нравами не заканчивается!

Воистину, Колизей в древности был самым настоящим стадионом . На входе у посетителей проверяли билеты и указывали полагаемое каждому место – ни дать, ни взять нынешние абонементы! Продавались даже изготовленные в честь гладиаторов сувениры, а публика поддерживала своих любимцев, разворачивая красочные «транспаранты» цвета костюма бойца, кому симпатизировала!

А вот право решать судьбу поверженного гладиатора принадлежало исключительно императору, а никак не публике. И хоть мы много раз видели в кино, как император поднимал большой палец вверх, чтобы даровать помилование, или, наоборот, опускал его вниз, чтобы лишить воина жизни, на самом-то деле в Древнем Риме использовали совсем иную «систему знаков»: открытая ладонь означала жизнь, а сжатая в кулак рука была сигналом к казни. Кстати, если гладиатор убивал своего врага, не дождавшись приговора императора, то владыка имел право приговорить ослушавшегося к смерти.

Кстати, о владыках и народе: многие ошибочно полагают, что плебс , по-итальянски plebe, -это, в отличие от богатых и знатных патрициев (patrizi), - сплошь бедняки, но это не совсем так. Плебс – это лишь часть бедного населения Древнего Рима, ведь в их числе встречались и вполне зажиточные жители, которые, впрочем, не могли «купить» себе место среди тех, кто считался знатным по происхождению.

Тога – еще один стереотип, упорно навязываемый обывателю живописными голливудскими фильмами. Утверждать, что римляне одевались в тоги равносильно уверенности в том, что шотландцы носят исключительно традиционный килт. Богатые римляне вовсе не каждый день носили тогу, напротив, эта мужская туника считалась исключительно парадной одеждой.

Ну, и напоследок, неожиданный сюрприз: знали ли вы, что в Древнем Риме в IV веке самым распространенным языком была вовсе не латынь, а … древне-греческий?! Римляне говорили и на латыни, но в разговорной речи использовали так называемую вульгарную латынь, на основе которой затем и сформировались современный итальянский, французский и другие языки, а в письменной речи использовали классическую латынь.

Ну, что же, после такого экскурса в историю вы сможете не только со знанием дела критиковать голливудские фильмы, но и прослыть эрудитом среди товарищей в турпоездке в Рим!

До скорого или a presto, как говорят в Италии!

Ваша,
dolcevita007

Палатин считается главным среди основных семи холмов Рима, так как именно на этом месте возник Вечный город. Легенды гласят о том, что здесь были вскормлены волчицей два мальчика-близнеца, один из которых – Ромул – стал основателем Рима и первым древнеримским царем. На холме были найдены следы строений 8 века до н.э., относящихся к эпохе появления первых городских поселений.

Вид с Палатинского холма

Хочется верить, что археологами на Палатине были обнаружены следы хижины, где когда-то жил Ромул. Хотя прямых доказательств этому нет, специалисты косвенно подтверждают такую возможность. Но как бы там ни было, территория Палатина начала заселяться раньше других римских холмов. И это – факт!

Легенды и мифы

Существует несколько версий происхождения названия холма. Наиболее приемлемым считается почитание древними народами божества Палес – покровителя пастухов. Интересно, что по одним источникам – Палес воспринимался как бог, а по другим – как богиня. В древние времена на Палатине находились пастушьи хижины, обычные пастбища и культовые сооружения, где совершались обряды и жертвоприношения. Примечательно, что во многих языках слово «дворец» связано со словом «Палатин». В частности, в средние века царские дома в России именовались палатами. Может быть они ассоциировались с роскошными императорскими дворцами, воздвигнутыми когда-то на холме?












Интересный миф связан с хижиной Ромула — легендарного основателя Рима. Само глинобитное строение с соломенной крышей, тщательно оберегаемое и восстанавливаемое на протяжении нескольких веков, сгорело дотла при первом римском императоре Октавиане Августе. Место, где мог стоять дом, обнаружили при раскопках в середине прошлого столетия по отверстиям в туфе, предназначавшимся под установку опорных стоек. Положение «следов» относительно холма и типичное для хижин латинян размещение несущих опор в плане склонило археологов к мысли, что найденные артефакты относятся к жилищу Ромула.


Артефакты, найденные при раскопках на палатинском холме

Другое предание гласит о том, что у подножия Палатина находилась пещера, где волчица вскормила Ромула и Рэма . Рядом росла смоковница и бил источник. При раскопках девятилетней давности археологи обнаружили Луперкал. Грот украшен незамысловатой мозаикой и мрамором. Предполагается, что это и есть та самая пещера волчицы (лупы), хотя есть мнения, что римляне здесь поклонялись не ей, а божеству, одно из имен которого произносится как Луперк. В переводе оно звучит – «защитник от волков». В честь него раз в год проводились так называемые Луперкалии.


Лепнина на домах жителей Палатинского холма


Сохранившиеся барельефы Палатинского холма

Еще одна легенда Палатина связана с лестницей Кака (Scale di Caco или Scalae Caci). В ней рассказывается о победе Геркулеса над уродливым, огнедышащим сыном Гефеста (Вулкана). Пока Геркулес спал на берегу Тибра, Какий украл у него коров и спрятал их. Но мифологический герой не только смог отыскать пропажу, но и сразился с великаном, убив его и разрушив пещеру уродца. Лестница Кака, скорее всего, находится на том самом месте, где и могли происходить события. Найти ее можно между Домом Ливии и предполагаемой хижиной Ромула.


Вы думаете, что это все? Нет, конечно же. Говорят, что на Палатине долгое время рос тёрн в том месте, куда вонзилось копье основателя Рима – легендарного Ромула. Он метнул его при выборе места для основания нового города с другого холма – Авентина – с такой силой, что вытащить оружие ни у кого так и не получилось. Слишком глубоко оно вошло в землю. Копье пустило корни, в результате чего и появился тёрн, ставший подтверждением того, что Вечному городу – быть! И мы это видим!


На просторах Палатинского холма

История Палатина

Размещение поселения на Палатине было выгодным со стратегической точки зрения. В те времена народ вынуждено выбирал территории, максимально защищенные от чужаков. К вершине Палатина вел лишь один подход по пологому склону, а остальные его стороны были обрывистыми. В окружении холма, к тому же, находились болота, препятствующие внезапному нападению врагов. Подобное расположение давало возможность несложной обороны, а присутствие поблизости Тибра позволяло снабжать Рим водой до тех пор, пока не появились акведуки.


Обрывистые склоны Палатинского холма сегодня

Ромул очертил границы будущего города. Позже Палатин был обнесен стеной, в которой разместили ворота:

  • Римские – вели к виа Нова;
  • Мугонские – стыковались с виа Сакра;
  • еще одни, название которых неизвестно, — соединяли Палатин с Большим цирком вблизи Лестницы Кака.

В республиканский период Палатин превратился в престижный район, который начали заселять известные римлянам полководцы и ораторы, государственные деятели и писатели. Их дома украшались пышно, с особым изыском.
Во времена Империи холм превратился в императорскую резиденцию с шикарными дворцами, своего рода – элитный центр.
Сегодня Палатин представляет собой скопление частично сохранившихся археологических объектов – бывших роскошных Домусов. Среди них самым скромным строением можно назвать жилище Августа – первого римского императора. Кстати, он не выбирал Палатин местом своего проживания. По утверждениям некоторых историков, в частности Светония, Октавиан здесь родился. Он стал основателем императорских резиденций, первым построив дворец на холме.



В средние века Палатин использовали в качестве каменоломни . Роскошные постройки частично или полностью были разрушены. Камни нашли свое применение в строительстве замков и базилик, сооружении гробниц и статуй.
К середине 19 века холм превратился в скопище руин, поросших густой растительностью. Здесь сохранились лишь Фарнезские сады и Villa Mils, о которой мало что известно.




Современные туристы могут видеть остатки императорских дворцов благодаря усилиям Наполеона III, который в 1861 году приобрел северный участок холма у Франциска II – неаполитанского короля. Французский император приложил немало усилий, чтобы добиться разрешения римских властей на проведение раскопок. Но с 1870 года итальянцы смогли вернуть Палатин в свои владения.




Найденные артефакты при раскопках холма Палатин

Содержимое раздела - мифы, легеды и саги, эпосы и былины, каноны и апокрифы религий со всего мира.

Легенды и сказания древнего Рима

Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы. Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания. Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами.

По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами.

На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.


Top