Доплата к пенсии военным прокурорам судебные решения. Когда прекратится дискриминация военных пенсионеров? Категории сотрудников, имеющих право на получение прокурорских пенсий

Система образования как самостоятельный институт сохраняет относительную устойчивость и преемственность даже в самые критические моменты общественных перемен. И дело здесь не в каком-то извечном консерватизме системы образования, а в том, что она обладает внутренними закономерностями своего развития. В то же время система образования в силу относительной самостоятельности и инерционной стабильности может оказаться в противоречии как с потребностями общества, так и с планами молодого поколения. Такое противоречие возникает тогда, когда развитие системы образования отстает от изменений в потребностях государства и населения. Кроме того, существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования. Можно выделить ряд конфликтов, которые постоянно сказываются на развитии системы образования. Это - противоречия между потребностями общества в кадрах и профессиональными склонностями молодежи, между задачей подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, что предполагает специализацию, и потребностями передачи культуры, где узкая специализация противопоказана. Это также противоречия между новыми потребностям общества и сложившимися организационными структурами в системе образования, между имеющимися финансовыми возможностями общества и потребностями образования и др. Когда подобные противоречия, неизбежные в эволюционном развитии, резко обостряются, а их неразрешенность ведет к кризисной ситуации, становятся необходимыми реформы образования. В России с большим или меньшим успехом было проведено уже несколько из них. Последняя реформа образования, начатая в середине 80-х годов, растянулась на десятилетия, ибо по многим параметрам – материальным, финансовым, организационным, кадровым, идеологическим – она не была подготовлена. Можно сказать, что современный этап реформы, порожденной серьезными противоречиями, разворачивается на фоне обострения противоречий во всех других социальных институтах и порождает новые проблемы и противоречия.

Смена государственно-политического и социально-экономического строя в России создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий получения образования и профессии каждым молодым человеком в соответствии с его интересами и способностями. Система образования сегодня фактически лишена условий для своего нормального функционирования. Причины этого: длительное отсутствие современной нормативно-правовой базы образования, многолетний остаточный принцип финансирования, декларативный характер определения сферы образования как приоритетного социального института. Принятие новых правовых актов (законов об общем и высшем образовании, «Национальной доктрины образования», «Федеральной программы развития образования» и др.) является лишь основой для реализации федеральной политики в сфере образования, но пока не привело к ожидаемым результатам. В последнее десятилетие не только обострились прежние, но прибавились и новые проблемы: выявились большие различия между социальными группами в отношении к профессиям, углубилось неравенство шансов на получение образования детьми из разных слоев населения, более половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на получение глубоких знаний, не осознают их инструментальной ценности как «личностного капитала», вариативность выбора типа и формы образования во многом имеет характер «нового мифа» об образовании.


Есть ли основания полагать, что в нашей стране рыночные отношения могут стать фактором гуманизации не только школы, но всего общества? Ответ не прост, ибо все зависит от стратегического выбора модели общества и образования, которую мы хотим получить в результате реформ. Первая модель – консервативная: если общество ориентируется лишь на экономические показатели роста национального дохода, рентабельности, конкурентоспособности, то и система образования рассматривается только как сфера производства кадров. В этом случае в обществе целенаправленно будет готовиться узкая группа элиты – специалистов с высокой квалификацией, которые затем получат доступ к рычагам власти в экономике и политике. Что же касается образования широких масс населения, оно будет консервироваться на невысоком уровне. В качестве придатка к этому трудящиеся слои получат эрзац - культуру, так называемую массовую культуру.

Если же общество выбирает вторую - либеральную модель образования, то в ней функционирует другой механизм селекции. Он включает в себя большее разнообразие каналов подготовки учащихся, формальную и неформальную иерархию типов школ, открытые и латентные (скрытые) ценностные ориентации различных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости и т.п. Задача социологии образования – исследовать эти новые механизмы и в любом варианте выявлять опасные тенденции движения к недемократической модели образования, которые проявляются сегодня в России. Обновляющаяся школа (средняя и высшая) должна стать общественно-государственным институтом, т.е. открытой системой, культурным очагом общества, в механизме действия которого заложено участие общественности.

Прорыв России в XXI век прежде всего связан с опережающим развитием образования, достижением высокого уровня и качества среднего образования. Однако школа в России, являющаяся в последние годы чуть ли не единственным стабильным фактором социализации, все с большим напряжением решает эту задачу. Неоднородность современной школы (экспериментальные, профильные школы, лицеи, гимназии государственные и частные) обусловила разделение учебных заведений на массовые и элитарные и, более того, противопоставила их. Все это в сочетании с растущим социально-экономическим расслоением учащихся создает множество интеллектуальных, нравственных, психологических проблем. Одна из них в том, что происходит отход государства и общества от всеобщего среднего бесплатного образования, хотя под давлением общественности и прежде всего родителей внесены поправки в Закон РФ «Об образовании». Так, если в 1992 г. в 10 класс пришло 65% окончивших основную школу, то в 1993 г. - на 10% меньше. Параллельно шло сокращение приема в начальную профтехшколу. В результате «на улице» осталось в 1993 г. более 200 тыс. пятнадцатилетних подростков, в основном из необеспеченных семей. Данные же о различиях в социальном составе семей учащихся по двум типам школ в 21 городе России говорят, что обычные гимназии и лицеи доступны не всем детям, около 60% опрошенных взрослых опасаются, что основанием расслоения учащихся будет степень достатка родителей. За истекшее десятилетие тенденция не изменилась.

Другая опасность заключается в том, что предпринимаемые попытки изменить тип образования, закрепляя его содержание только на основе государственных стандартов, без введения новых предметов и интегративных курсов, мало что способны действительно обновить и могут обеспечить лишь очередную смену лозунгов при сохранении сложившейся модели образования. Так, обучение информатике в школе дает знания о пользовании компьютером, но не обеспечивает выхода в образовательное информационное пространство, условием пользования которым является принципиально иной профессиональный уровень подготовки педагогов. Гуманизация и гуманитаризация образования, возведенная Законом РФ «Об образовании» в статус принципов государственной образовательной политики, также может быть реализована только на основе содержания, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Пока же более половины учителей школ по-прежнему видят цели образования только в получении современных научных знаний, при этом меньшинство понимает сущность науки как элемента культуры. Формирование качественно новой педагогической среды является не только условием открытости ее инновациям, но и основанием их реализации. Для социологов сегодня важно организовать мониторинг инновационной деятельности в школах и ее социальных последствий.

Принцип регионализации образования породил ряд новых проблем, связанных с его содержанием. Ясно, что образовательные программы должны содержать знания культуры общечеловеческой, российской и того этноса, который проживает в регионе. Но возникает проблема их оптимального сочетания, особенно в многонациональных регионах. В национальных школах русский язык становится факультативным, происходит отрыв нового поколения от русской и, следовательно, от мировой культуры. Политические амбиции местных лидеров проявляются в их стремлении к созданию «чисто национальных» систем образования.

Неоднозначным оказался процесс приватизации государственных школ и вузов и тем более принятие закона «О разгосударствлении в образовательной сфере». Передача учреждений образования с федерального уровня на региональный ухудшила их материальное положение, особенно в экономически слабых регионах, облегчила их переход в частные руки по решению местных властей, которые более зависимы от местных коммерческих структур. Это привело к массовому закрытию дошкольных учреждений, дворовых дошкольных клубов и учреждений начального профессионального образования.

Остаются необходимыми качественные изменения в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессионального образования молодежи в первую очередь. До крайности обострилось противоречие между перспективными потребностями общества и сегодняшними интересами молодежи, которой все труднее решать проблему своей профессиональной подготовки и трудоустройства. Она вынуждена приспосабливаться к положению, сложившемуся на рынке труда и в системе профессионального образования. В условиях экономического кризиса в среде старших школьников теряют престиж основные профессии сферы производственного труда, становятся популярными занятия, связанные с коммерческой деятельностью и возможностями получить рабочее место в частном секторе. Произошло резкое падение престижа учебных заведений системы начального и среднего специального образования. С другой стороны, сокращение бюджетного финансирования, отсутствие мер поддержки отраслей и предприятий привели к закрытию многих профтехучилищ. Колоссальные средства были потеряны, и в то же время именно эта организационная структура системы образования больше, чем другие, оказалась не соответствующей новым требованиям.

Многие проблемы присущи также высшей школе, насчитывающей сегодня 600 государственных и 350 негосударственных вузов. Главная из них – качество выпускаемых специалистов, неудовлетворенность социальных ожиданий выпускников. Принцип выживания любой ценой заставляет специалистов искать работу не по профилю, часто не требующую высшего образования. Так, из выпускников высшей школы устраивается на работу по специальности лишь половина. Еще одна группа проблем, обусловленная переходом общества к рыночным отношениям, связана с приватизацией вузов, сдачей площадей в аренду при нехватке их для учебных занятий. Трудное материальное положение вынуждает вузы принимать кого угодно из абитуриентов, если они могут оплатить будущее обучение. О высшей школе так же, как и о средней, можно сказать, что она становится каналом социального расслоения, служит фактором его переноса на молодое поколение, углубляет общественное неравенство.

Наисерьезнейшая проблема лежит в сфере воспитания молодого поколения. Образовательной системе сегодня очень сложно выполнить эту функцию, так как радикальная социокультурная трансформация общества породила социальную аномию – потерю идеалов и жизненных ориентиров. В таких условиях традиционный механизм передачи социокультурных норм становится малоэффективным. Появилось равнодушие массовой школы к судьбам детей, к их воспитанию: по оценкам экспертов, сегодня более 2,5 млн. детей не учатся и не работают.

Проблемы и трудности развития образования в России рассматривались на заседании Государственного Совета при Президенте РФ. Принятые Госсоветом решения стали основой для разработки «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой затем Правительством РФ. Концепция модернизации основывается на плане действий Правительства России, в котором определены задачи дальнейшего развития – модернизация экономики и государства, формирование гражданского общества и вытекающий из них социальный заказ системе образования на формирование личности сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, неприемлющего силовых методов решения политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать её от агрессии. В концепции модернизации выделены шесть основных направлений перехода к новым принципам организации образования:

1. Государственные гарантии, доступность и равные возможности получения образования;

2. Повышение качества общего и профессионального образования;

3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании;

4. Повышение социального статуса и уровня профессионализма педагогических работников;

5. Повышение роли общественности в разработке и реализации образовательной политики;

6. Формирование системы общественно - государственного заказа на образование и контроля за эффективностью использования профессионально-образовательного потенциала работников.

Проблемы и трудности модернизации системы образования в России не могут быть решены только такими мерами. В основе изменения образовательной системы должна лежать определенная последовательность согласованных политических, экономических, управленческих, организационно-методических действий по формированию образования нового типа.

Сегодня образование России подвергается все большему влиянию глобальных социокультурных перемен, происходящих в мире. Формируется мировое образовательное пространство, и этот процесс весьма противоречив. Глобализация современного развития усиливает разрыв связей между наукой и образованием, сознанием человека и национальной культурой, к которой он относится, что ведет к кризису социализации личности. Современная система образования должна остановить движение человечества к экологической и социокультурной катастрофе, утвердив гармонию технической, материальной и духовной культуры общества. Эти проблемы глобальны, но способы их решения имеют национальный характер.

Образованию России необходима не только новая идеология, новая стратегия развития но и другие лидеры и менеджеры. В основу идеологии модернизации образования заложены критерии национальной безопасности, что определит действительный приоритет образования в государственной политике России.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социальный институт? Назовите базовые институты в любом обществе.
  2. Каковы основные функции социального института образования?
  3. Почему сейчас особое значение приобретает развитие потребности в образовании?
  4. В чем для Вас заключается личностная ценность образования?
  5. Какие элементы структуры и механизмы социального института образования неэффективны, на Ваш взгляд, в современных условиях?
  6. Выделите основные направления модернизации российского образования. Какие из мер Вы считаете наиболее эффективными? Почему у мероприятий модернизации число сторонников и противников примерно равное?

Литература

  1. Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие //Педагогика. № 7. 2001.
  2. Гаврилюк В.В. Социология образования. Тюмень, изд. ТГУ. 2003.
  3. Дидковская Я. Динамика профессионального самоопределения студентов //Социс. 2001. № 7.
  4. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003.
  5. Железнякова С. Соиокультурные ориентации учителей //Социс. 2001. № 4.
  6. Зборовский Г.Е. Образование от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000.
  7. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Стандарты и мониторинги в образовании. 2002. № 1.
  9. Крухмалева О. Современные тенденции в получении образовательных услуг //Социс. 2001. № 9.
  10. Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения. Челябинск: Южно-Ур. кн. изд. 2003.
  11. Осипов А.М. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.
  12. Практикум по социологии молодежи. Екатеринбург, 2000, гл.2,3.
  13. Профессионализм и социальное самочувствие педагогических работников Свердловской области. Екатеринбург. 1994.
  14. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. М.2002.
  15. Система образования Свердловской области в 90-е годы: риски развития. Екатеринбург, 2001.
  16. Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации. Екатеринбург, 2002. с. 51-80, 102-105, 117-130.
  17. Шереги Ф. Педагогический потенциал российских вузов. М., 2002.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Заключение

Введение

Актуальность проблемы. Характерной особенностью мировых тенденций экономического развития является доминирующая роль высококвалифицированного творческого труда, в котором складывается современное информационное общество, «экономика знаний» и формируется человек с разносторонними социальными и интеллектуальными потребностями. Его трудовая деятельность в последние десятилетия XX в. стала фундаментальной основой развития высокотехнологичного производства, основанного на систематической модернизации, создания технологической инфраструктуры, соответствующей требованиям информационной экономики.

Научно-техническая революция привела к существенному повышению роли человека в создании общественного богатства. Эта роль стала значительно более высокой по сравнению с ролью вещественного и стоимостного факторов производства.

На этапе информационной революции человеческий фактор превратился в главное условие социально-экономического развития: именно он способствует совершенствованию и оптимальному использованию других факторов производства. Без человеческих ресурсов остальные компоненты хозяйственной системы функционировать не в состоянии.

Субъект труда должен обладать высокоразвитыми способностями, обусловленными как личными, так и социально обусловленными трудовыми качествами.

Именно в таком качестве - высокий профессионализм и интеллектуальность труда, инновационное мышление и деятельность, широкий круг разнообразных потребностей - рабочая сила перерастает в человеческий капитал. Именно эта форма капитала активно вовлечена в развитие таких отраслей, как «экономика знаний», образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные услуги. Экономическое развитие теперь связывается не столько с накоплением основного капитала, воспроизводимых человеком материальных активов, сколько с формированием и развитием самого человеческого капитала. Иными словами, происходящая смена приоритетов характеризует переход к качественно иному типу экономического развития, базирующемуся на создании и воспроизводстве человеческого капитала. Процессами его формирования являются, прежде всего, образование, квалификация, производственный опыт.

Образование как один из значимых общественных институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества, поскольку с ним связывают надежды на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами в жизни общества на стыке столетий. Актуальным становится вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой могла бы обеспечить переход к новому типу социального развития, придав ему новый импульс. Для России такая модель должна предусмотреть пути преодоления кризиса образовательной системы.

В Российской Федерации остро стоит вопрос о реформировании общего и профессионального образования, системы профессиональной ориентации. В свою очередь, возможность получить качественную профессиональную подготовку для молодых людей предопределяет их конкретный статус на рынке труда.

Воспроизводство человеческих ресурсов и грамотное управление ими приобретают сегодня решающее значение. Утверждение рыночных отношений - сложнейший процесс, требующий балансировки экономических и социальных целей, выбора оптимальных способов их достижения. Проблемы, связанные с рынком труда обостряются год от года. В переходный период развития страны требуется особенно тщательное изучение всех сторон жизни населения и, прежде всего молодежи, так как любые преобразования обращены в будущее - молодое поколение.

Знания как таковые не трансформируют экономику. Их отдача, причем в огромных размерах, достигается, если они целесообразно используются в рамках комплекса учреждений, организаций и процессов.

Отечественная высшая школа при всех ее изъянах является важным звеном формирующейся российской экономики. Движение к обществу, основанному на знаниях, предполагает повышение качества человеческого капитала. Соответственно, основной задачей национальной системы образования становится повышение доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, создание условий для непрерывного образования граждан, что позволит обеспечить их адаптацию к меняющимся требованиям экономики.

Творческие производительные силы человека в экономике реализуются в форме человеческого капитала. Обогащение материальной и духовной жизни человека на всех этапах развития общества становится одним из факторов человеческого капитала.

Целью данной работы является:

Исследование человеческого капитала, как основы формирования и развития рынка образовательных услуг и совершенствования профессионального образования.

1.1 Роль образования в развитии российского общества

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2006-2009 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

1.2 Новые социальные требования к системе российского образования

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей.

Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

1.3 Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала XXI века оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).

Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

1.4 Цели и основные задачи модернизации образования

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.

Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточно гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 г., одобренной Правительством 25 октября 2001 г., образование предполагается реформировать в два этапа:

1. На первом этапе (2001-2003 гг.) предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего процесса реформирования различных сторон жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

2. На втором этапе (2004-2005 гг.) предстоит в полном масштабе реализовать меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, внедрить новые модели содержания образования, его организации и финансирования. В ходе второго этапа будет проведено расширение ресурсного обеспечения образования, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней.

3. В 2006-2010 гг. должны обозначиться первые результаты модернизации образования:

Реальное повышение качества общего и профессионального образования;

Снижение социальной напряженности в обществе;

На основе повышения зарплаты работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса,

Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профобразования в результате обновления материально-технической базы и адаптации к рынкам труда.

2.1 Формирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах.

В федеральном бюджете обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, в том числе:

Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

Повышение качества человеческого капитала;

Повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

С 1 июня 2011 г. предусмотрена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 6,5%.

В доведенных Минфином России предельных объёмах ассигнований на 2011 - 2013 годы учтена дополнительная потребность главных распорядителей бюджетных средств на финансовое обеспечение следующих мероприятий:

Реализация в 2011 - 2013 годах межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества «Инновационные биотехнологии» в размерах соответственно 67,1 млн. рублей, 47,2 млн. рублей и 45,7 млн. рублей по Минобрнауки России;

Реализация в 2011 году мероприятий по Году Российской Федерации в Королевстве Испания и Года Королевства Испании в Российской Федерации в размере 114,3 млн. рублей по Минобрнауки России;

Обеспечение в 2011 году российского участия в проекте «Евро Атлантическая инициатива в области безопасности» в размере 15 млн. рублей по РАН;

Выплата окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии художеств в размере 15,2 млн. рублей ежегодно;

На проведение мероприятий для детей и молодежи предусмотрены дополнительные средства в объеме на 2012 год - 22 800,0 тыс. рублей, в том числе 20 000,0 тыс. рублей на реализацию образовательной составляющей проекта «Научно-исследовательский спутник ЮНЕСКО» на проведение учебных мероприятий со школьниками и студентами вузов в области естественнонаучных дисциплин и космической науки, а также 2 800,0 тыс. рублей на приобретение и поставку биографии П.А. Столыпина в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения.

2.2 Расходы федерального бюджета на образование

За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования (высшего, послевузовского и среднего профессионального образования). Кроме

того, на федеральном уровне сохранено финансирование специальных профессионально-технических училищ.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств по разделу «Образование» представлен в таблице:

Таблица 1

http://mon.gov.ru/files/materials/8165/10.12.28-spr.vopr2.pdf

С 1 сентября 2011 г. предусмотрена индексация стипендиального фонда обучающихся в образовательных учреждениях на 6,5%. Объем бюджетных ассигнований на выплаты стипендий составит в 2011 году 42,1 млрд. рублей, в 2012-2013 годах - 43,9 млрд. рублей ежегодно.

Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребности рынка труда.

Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием для экономики страны, в 2011-2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов, в том числе МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, созданных в федеральных округах федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, реализовать мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры в вузах, кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечению в российские вузы ведущих ученых.

2.3 Анализ бюджетных расходов на образование

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование» приведены в следующей таблице.

Таблица 2

2010 год (сводная бюджетная роспись)

2011 год (проект)

2012 год (проект)

2013 год (проект)

Объем, млрд. рублей

изменения к предыдущему году:

млрд. рублей

доля в общем объеме расходов, %

доля в ВВП, %

Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей

изменения к предыдущему году:

млрд. рублей

Межбюджетные трансферты, млрд. рублей

доля в разделе, %

http://protown.ru/information/hide/6376.html

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 17 %, без учета межбюджетных трансфертов- 18,1 %.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы образования, в том числе высшего и послевузовского, минимального размера оплаты труда, стипендиального обеспечения и материального обеспечения детей-сирот, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ.

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 52 главных распорядителя бюджетных средств, в 2012 году - 51, в 2013 году - 50. Наиболее крупные из них -Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 78 % расходов по данному разделу, в 2012 году - 81 %, в 2013 году - 82 %.

В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 - 2013 годах приходится на обеспечение высшего и послевузовского профессионального образования - 75 - 79 % общего объема расходов по данному разделу.

В 2011 - 2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей ежегодно, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов.

В целях внедрения государственных заданий на оказание государственных услуг в области образования Минобрнауки России сформированы и утверждены перечни государственных услуг, оказываемых министерством и находящимися в его ведении организациями. На финансирование федеральных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги в сфере образования, в проекте бюджета предусмотрены ассигнования в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели в 2011 году в объеме 11,2 млрд. рублей, в 2012 году - 11,7 млрд. рублей, в 2013 году - 10,5 млрд. рублей.

Минобрнауки России в 2010 году были утверждены государственные задания 8 автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, на содержание которых в 2010 году предусмотрены субсидии в объеме 4 992,3 млн. рублей, из которых 4 607,9 млн. рублей - на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и 384,4 млн. рублей - на возмещение нормативных затрат на содержание имущества и налоги.

Продолжится проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. На поддержку образовательного кредитования студентов в 2011 - 2013 годах предполагается направлять по 706,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года). Данный эксперимент согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 (с изменениями) должен проводиться с 2007 по 2013 год, однако на 1 июля 2010 года государственная поддержка образовательного кредитования так и не началась, планируемые ежегодно средства федерального бюджета не использовались, в том числе в 2007 году - 63,6 млн. рублей, в 2008 году - 129,8 млн. рублей, в 2009 году - 706,0 млн. рублей.

По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Образование» составило 418,0 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей, или на 0,6 %, больше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 год.

Заключение

В своем заключении я бы хотела рассказать о том, что будет с нами, если мы не будем уделять большое внимание образованию. Я поняла, что сейчас мы - будущее, что наше государство не поможет нам в образовании, не улучшит качество и доступность, то мы не сможем дать все, то, что было познано столетиями своим детям, внукам.…

Я думаю, что ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов, даже, несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточно средств по осуществлению социальной функции государства. Количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения нашей страны. Во многом это связано с тем, что социальная функция государства долгое время находилась «на втором плане», что позволяло экономить на затратах в социальной сфере.

Но это не единственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавно трудности в формировании данной группы расходов - это нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей стране долгое время применялся принцип остаточного финансирования социальных потребностей, который оставил без источников финансирования многие вновь принятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формирования социально - культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и социальной напряженности в обществе.

Все эти и многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь - для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан.

Это и есть та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране.

Список используемой литературы

1)Алифанова, И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования // Социально - гуманитарные знания. - 2007. - №2. - С. 101 - 105.

2)Балыхин Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России // Экономика образования. 2005. №3.

3) Барышева Г. Инвестиции в научно-образовательный комплекс //Экономист. 2009.№9

4)Быченко Ю.Г. Проблема формирования человеческого капитала в России (социально-экономический анализ) / Саратов, 2005

5)Гуртов В.А. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Петрозаводск, 2006.

6)Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2006. №5

7)Ивков В. А. Система образования и формирование профессионально-квалификационной структуры рынка труда в переходной экономике России. Кострома, 2007.

8) Свистунова Е.А. Взаимодействие образования и рынка труда в вопросе формирования спроса на выпускников высших учебных заведений. -Саратов, 2009 образование человеческий капитал бюджет

9)Усова А.В. Проблемы реформирования системы образования // Известия Российской Академии образования. 2008. №2

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические и методологические основы понятия рынка образовательных услуг в России. Формирование российской системы образования, характеристика его этапов. Регулирование рынка образовательных услуг, его специфика, основные проблемы и перспективы.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2017

    Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Теоретические аспекты формирования системы управления качеством образования. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования, зарубежный опыт эффективных образовательных систем. Перспективы развития муниципального образования в России.

    отчет по практике , добавлен 10.08.2011

    Новые требования к системе и качеству образования. Роль образования на современном этапе развития страны. Введение профильного обучения в старших классах средней школы. Концепция российского образования.

    реферат , добавлен 14.06.2007

    Сущность проблемы глобализации образования. Причины, требующие системного преобразования в образовательных организациях на основе интернационализации. Изучение современного российского образования в контексте постнеклассической культуры и глобализации.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Этапы становления системы образования в России, перспективы ее дальнейшего развития. Развитие школ в системе образования в России и их разновидности, характерные особенности. Необходимость и направления реформирования образовательной системы РФ.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Распределение общемировой численности студентов. Рейтинг высшего образования в странах мира. Региональная структура системы высшего образования в США. Роль федерального правительства в области образования. Система финансирования высшего образования.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования, изменения в деятельности образовательных учреждений. Этапы введения в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр). Противники и сторонники ЕГЭ.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие и связь "инклюзии" и "социальных компетенций". Принципы и проблемы инклюзивного образования, связанные с социальными компетенциями. Компетенции инклюзивного образования в РФ. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.


Top