Когда праздник день гражданской авиации. День аэрофлота: дата, история, традиции

При выяснении того, когда же празднуется Международный день гражданской авиации, частенько возникает много споров. И непонимание наблюдается именно среди жителей разных стран. Ведь день, когда работники принимают поздравления с днём гражданской авиации, может совершенно не совпадать с днём, в который привыкли отмечать этот праздник другие. А всё дело в том, что происходит путаница двух похожих понятий. Международный день гражданской авиации един для всех. На то он и международный. А вот день работника гражданской авиации (без добавления слова "международный") может быть разным в разных государствах. Но, вероятно, лучше обратиться к прошлому, чтобы узнать все нюансы настоящего.

Начальный путь гражданской авиации

Авиация (имеется в виду именно гражданская) стала более-менее ощутимым явлением лишь в начале двадцатого века. Именно в это время благодаря России, Германии, Англии и Франции удалось создать такие приспособления для полёта среди облаков, как самолёты и пассажирско-грузовые дирижабли. Произошло это благодаря общим усилиям названных стран. В самой же имперской России из-за надвигавшихся войн и потребности в создании исключительно военной авиации гражданский её аналог так и не успел в то время получить должное развитие. И потому дореволюционная Россия не оставила после себя Советской власти никакого инфраструктурного и производственного наследства в области гражданской и транспортной авиации.

Гражданская авиация в те времена началась с декрета "О воздушных передвижениях", который был принят в 1921 году, семнадцатого января. В этом декрете впервые были установлены правила полётов, которым должны следовать иностранные и советские воздушные суда, пролетающие над РСФСР и её территориальными водами. Положения данного декрета стали основой Воздушного кодекса СССР, который позже не раз утверждался в 32-м, 35-м, 61-м, а также в 83-м годах двадцатого века. Вскоре, первого мая следующего после подписания декрета года, начала успешно функционировать постоянная авиалиния по маршруту "Москва-Кёнигсберг", которая в 1926 году была продлена до Берлина. Ранее, в 1923 году, появилась авиалиния от Москвы до Нижнего Новгорода. Её протяжённость составляла 420 километров.

Возникновение праздника

Гражданская авиация продолжала развиваться. Первого декабря 1922 года была создана инспекция Гражданского воздушного флота. Её целью была разработка мероприятий по развитию гражданской авиации, а также осуществление контроля за деятельностью всех её подразделений. Кроме того, февраль (девятое число) 1923 года известен как день принятия постановления, согласно которому был организован Совет по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. После этого каждый год советские граждане, причастные к этой сфере, принимали поздравления с днём гражданской авиации девятого февраля.

Международный день гражданской авиации

Что же касается присвоения этому празднику статуса "международный", то здесь совсем другая история. Международный день гражданской авиации был установлен в связи со знаменательной датой - пятьдесят лет со дня подписания Конвенции о международной гражданской авиации. Произошло это седьмого декабря 1994 года.

В самой конвенции прописывались специальные международные нормы, используемые для пролёта над чужими территориями гражданскими самолётами, а также указывалось о создании особых воздушных коридоров, которые располагались над странами для передвижения воздушных судов. В соответствии с этой конвенцией и была создана ICAO (International Civil Aviation Organization). Сам праздник был "придуман" для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к этой сфере в международном масштабе, а также к её расширению и развитию.

6 декабря 1996 года и ООН также объявила Международным днём гражданской авиации именно эту дату. Кроме того, ООН указала правительству и соответствующим межправительственным, международным и региональным организациям о необходимости предпринять соответствующие меры и действия для празднования этой даты. Международный день гражданской авиации - это официальный профессиональный праздник. Он внесён в реестр праздничных и памятных дат Российской Федерации. Но каким бы знаменательным этот день ни был, выходным ему стать не удалось - праздник работников проходит на службе.

День гражданской авиации России

Как уже было описано выше, гражданская авиация в России начала развиваться ещё в советское время. С тех пор она стала неотъемлемой частью жизни большинства жителей нашей планеты. Преодоление огромных расстояний в кратчайшие сроки, грузовые и почтовые перевозки - всё это реально теперь, и без этого мы не мыслим настоящего. День гражданской авиации празднуется в разных странах в разные дни. В Кыргызстане, например, этот день ежегодно отмечается 7 октября, ну а День гражданской авиации России традиционно отмечается девятого февраля.

День работников гражданской авиации России

Иногда этот день называют и по-другому. Праздник именуется и днём работников гражданской авиации. Хотя в некоторых странах, возможно, это два разных дня. И всё же напомним, что праздновать его могут в разные даты в разных странах. Так, день работников гражданской авиации в Беларуси, к примеру, отмечается в ноябре, в его первое воскресенье. В Азербайджане - второго июня.

Что касается России, то в 2013 году был подписан Указ Президента РФ "О дне работника гражданской авиации". В данном документе указано, что профессиональный праздник, именуемый "День работника гражданской авиации", установлен и будет отмечаться 9 февраля. Данный документ был опубликован 15 февраля. Согласно установившейся традиции, в этот праздничный день все службы и лётный состав получают поздравления, а также приходят на работу либо отправляются в рейс в парадной форме. И хотя этой дате придаётся большое значение, данный праздник не добавляет нам ещё один выходной. На работу все выходят строго по графику.

Другие праздники, связанные с авиацией

С ней связано ещё немало праздников. Возможно, некоторые нам и неизвестны. Быть может, где-то в далёких странах есть даже праздник под названием "День пилота гражданской авиации", кто знает. Но мы упомянем лишь о нескольких известных датах.

К примеру, 23 декабря, когда Новый год уже на носу, празднуется день Дальней авиации. А вот в первый день более тёплого месяца, июня, отмечается день Военно-транспортной авиации. Чуть позже - семнадцатого июля - празднуется день Морской авиации, а жарким августом, 12-го числа, отмечается день Военно-воздушных сил Российской Федерации. И последняя дата, которую традиционно отмечают уже очень давно - август, а точнее, его первое воскресенье. Праздник этот именуется днём Воздушного флота. Не жизнь у нас, а сплошной праздник, однако...

«Вам не изведать радость птиц, несущихся в полете, -
Ведь вы в тюрьме своих пяти убогих чувств живете».

Может, цитата из произведения Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада» и верна, да только подняться высоко над землей людям под силу, даже не имея собственных крыльев. Самолеты и вертолеты, некогда являвшиеся чудом техники, сегодня превратились в обычный вид транспорта, совершающий маршруты по различным направлениям. Столь значимое для нашей страны событие воплотилось в дате 9 февраля – в этот день Россия чествует всех тех, кто имеет отношение к отечественной гражданской авиации и отмечает праздник "День гражданской авиации России"


История праздника

На старте последнего зимнего месяца, 9 февраля, каждый год пилоты, стюардессы, механики, обеспечивающие работу воздушных лайнеров, принимают поздравления в свой профессиональный праздник - День гражданской авиации России.

Началась история гражданской авиации в далеком 1923 году, когда 9 февраля свет увидело постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Фактически было принято решение о создании структуры, обеспечивающей нужды обычных людей в пассажиро- и грузоперевозках.

Гражданский воздушный флот носил очень интересное название, не просто характеризующее предназначение организации, но передававшее непосредственно уровень качества ее деятельности: «Добролёт». Специализированные учебные заведения, подготавливающие пилотов, возникли гораздо позже, поэтому ответственность за воплощение в жизнь новой задумки государства легла на плечи военных штурманов и технических работников, проходивших по этой самой причине переквалификацию.

Первым самолетом, освоившим небо в гражданских целях, стал «АНТ-1»: он держал путь из нынешней столицы в Нижний Новгород. Кстати, пробный рейс был совершен «воздушным кораблем» как раз-таки 9 февраля и осуществлялся с этого момента без перебоев.

1932 год стал для гражданской авиации знаковым: структура приобрела свой собственный флаг, сотрудники получили возможность отличаться от персонала других государственных организаций посредством ношения формы, гражданский воздушный флот сменил имя: из «Добролета» превратился в «Аэрофлот».


А в 1979 году по инициативе руководства Советского Союза бы учрежден День гражданской авиации. Первоначально и вплоть до конца 80-х гг. он звучал как «День Аэрофлота» и отмечался в середине февраля. В наше время последний считается отдельным праздником (День воздушного флота в России) и имеет совсем другую дату, приходящуюся на вторую половину августа.

Развитие гражданской авиации


Гражданская авиация выполняет много полезных обязанностей. Это не только перевоз пассажиров, а также различных грузов в пункт назначения. Сюда входят еще поисково-спасательные операции, доставка гуманитарной помощи, медицинское обслуживание – в труднодоступных районах и прочие общественно-значимые дела.

Современные самолеты оснащены всем необходимым, чтобы пассажиры чувствовали себя на борту комфортно и в полной безопасности, а грузы в целости и сохранности оказались в конечном пункте, - в том числе новейшим компьютерным оборудованием, облегчающим управление судном. «Воздушные корабли» России летают по всему миру: наверное, нет такого места, где бы не побывали «железные птицы». А раньше любой более или менее дальний полет воспринимался социумом в качестве подвига – совсем как мать радуется каждому самостоятельному шагу и открытию своего малыша.

В 1927 году самолеты Аэрофлота совершили рейс на Японские острова, в столицу Страны восходящего солнца из главного города нашего государства. Спустя 2 года летчики уже покоряли Североамериканский континент. И таких побед было очень много, причем совершались они как мужчинами, так и женщинами-пилотами. П.Осипенко, М.Раскова, В.Гризодубова и др. – настоящие героини, сумевшие приручить воздушную машину и доказать обществу, что в женских руках любое, даже самое трудное, неподходящее для нежных барышень дело спорится.


В такой важный праздник 9 февраля - День гражданской авиации России - нельзя не упомянуть имена славных пилотов А.Туполева, К.Поликарпова, В.Чкалова, внесших бесспорный вклад в развитие отечественной авиации.

Настоящей проверкой на прочность для русских людей стала Великая отечественная война, для совершавших полеты – в том числе. Большинство гражданских самолетов оказались вместе со своими хозяевами в гуще военных событий. Кроме того, в начале вооруженных столкновений была организована МАГОН (Московская авиационная группа особого назначения), создатели которой преследовали трудные, но благородных цели. Чем же она занималась? Осуществляла доставку подкрепления, оружия, продуктов питания, лекарств и пр., то есть поддерживала жизнеспособность нашей армии.

Блокада Ленинграда – трагический момент в российской истории. МАГОН и здесь отличилась: вдобавок к разностороннему снабжению вынужденных узников родных пенат, «воздушные корабли» уносили на крыльях особо страждущих, оказывая посильную медицинскую помощь.

Окончание войны стало толчком к возобновлению работы авиации в гражданском русле, развитию техники, открытию всё большего количества воздушных дорог. В частности, в 50-е гг. появились первые реактивные самолеты.

Что подарить?

Любой праздник предполагает не только теплые слова с позитивными пожеланиями в адрес чествуемого, но и вручение последнему памятной вещицы. Это может быть практичный предмет, шуточный, символичный или очень красивый сувенир. 9 февраля в центре внимания находятся люди, без которых полеты гражданской авиационной техники были бы не осуществимы, поэтому ваш подарок на праздник "День гражданской авиации России" должен сподвигнуть их на дальнейшую работу в прежнем направлении, а также выразить признательность за нелегкий труд.



Пилоту в качестве подарка на праздник 9 февраля обязательно понравится очаровательная модель самолета, красивая картина, изображающая «воздушное судно». Бесценную память управляющему «железной птицей» окажут карманные часы или настольные часы с подсветкой. Стильный набор для путешественника тоже придется по вкусу вашему знакомому летчику: портмоне бережно сохранит наличные, записная книжка в компании с удобной шариковой ручкой станут подспорьем в работе.

Ну, а книга об искусстве летного дела в подарочном оформлении поможет не забыть ни одну деталь ответственной службы.

Стюардесса, прежде всего женщина, а значит, подарок на "День гражданской авиации России" для неё должен носить романтичный характер, хоть и не лишенный тематических ноток. Кулон или серьги в виде бабочки, стрекозы, пчелы, птицы приведет бортпроводницу в восхищение. Впрочем, пейзаж с акцентом на полет или туалетная вода со свежим ароматом также будут уместны.

Современную жизнь невозможно представить без гражданской авиации, весь мир буквально «исполосован» воздушными трассами. Пусть данная отрасль служит на благо россиян долгие годы!


Давно минули времена, когда человек мечтательно смотрел в небеса в надежде взмыть под облака. Сегодня достаточно купить билет на авиалайнер, чтобы осуществить свою мечту о полете. Это просто только на первый взгляд. Обеспечить безопасный и комфортный полет гражданских пассажиров обязаны десятки специалистов, задействованные в различных сферах авиации. Именно от их слаженной работы и зависит спокойствие пассажиров. Для них даже был учрежден специальный праздник в феврале – День работника гражданской авиации.

Преодолеть тысячекилометровые расстояния в наш век не составляет труда. Нет необходимости проводить в пути долгие дни, а порой и месяца. Современные самолеты пролетают такие отрезки пути за считанные часы. Для некоторых пассажиров стало привычным засыпать в восточном полушарии и просыпаться в западном.

Но такие перелеты, да и менее длительные полеты – это комфортное и удобное путешествие для пассажиров и сложная, ответственная работа тысяч сотрудников гражданской авиации. Этих тружеников, начиная с 2013 года, принято поздравлять в России с профессиональным праздником в начале февраля, в День работника гражданской авиации.

Развитие гражданской авиации: кто отмечает профессиональный праздник?

Вопрос о применении авиации в гражданских целях встал сразу же как только военные летчики на практике показали безопасность и удобства полетов. В 1923 году принимается решение о развитии гражданского флота, имя которому было дано «Добролет». Добрые полеты были призваны перемещать по воздуху гражданских пассажиров и грузов.

Первый полет состоялся 9 февраля между Москвой и Нижним Новгородом. Этот рейс был пробным. Четыреста двадцать километров военные летчики преодолели на самолете «АНТ –1». Летное дело стало быстро развиваться, и уже к 1927 году был осуществлен международный рейс. Русский самолет приземлился в столице Японии. И буквально через пару лет самолеты СССР уже летали североамериканское воздушное пространство.

Летчиками-первопроходцами стали военные. Именно они стали готовить летный состав для гражданской авиации. Военные летчики параллельно овладевали особенностями полетов в мирное время и внедряли свои знания в жизнь. Позже для обеспечения пассажирских рейсов персоналом открываются профильные учебные заведения. В них готовятся не только летчики, но и механики, бортпроводники.

В 1932 году молодая структура меняет свое название на «Аэрофлот» и обзаводится собственным флагом, для сотрудников разрабатывается уникальная форма.

После распада Союза раскрученный бренд «Аэрофлот» достается одной из российской авиакомпании. На фоне развития рыночных отношений появляются и новые структуры, оказывающие услуги по перевозке гражданских лиц и грузов.

В этих организациях трудятся десятки тысяч сотрудников, в чьи обязанности входит обеспечение полетов. И все они будут отмечать свой профессиональный праздник 9 февраля. В День сотрудника гражданской авиации поднимут бокалы пилоты и штурманы пассажирских рейсов, бортпроводники и инженеры, диспетчеры и вспомогательный персонал аэропортов. Все они обеспечивают безопасность авиасообщений на всех уровнях.

Примут поздравления и ветераны гражданской авиации, которые в душе навсегда остались неразрывными с небом. Будут праздновать и люди, чья работа связана с конструированием и созданием воздушных судов. Ведь именно от их знаний, ответственности зависит, насколько комфортными и надежными будут наши самолеты.

История праздника

Впервые сотрудники Аэрофлота удостоились собственного профессионального праздника в 1979 году, когда гражданская авиация просуществовала уже практически сорок лет. Торжество получило название День Аэрофлота и долго отмечалось в середине февраля.

После распада Союза как такового профессионального праздника у гражданской авиации долго не было. Отмечались схожие торжества, типа Дня Воздушного флота России, Дня бортпроводника. Но на неофициальном уровне коллеги по привычке собирались в феврале, чтобы поздравить друг друга с профессиональным днем.

И только в 2013 году Президентом России подписывается специальный Указ за номером 98, по которому праздник День сотрудников гражданской авиации приобрел официальный статус. И датой выбирается именно 9 февраля, как исторически значимый день в календаре развития летного дела.

Гражданская авиация сегодня

Современная российская гражданская авиация стала многоцелевой отраслью. Она обеспечена огромным парком разнообразных воздушных судов. В структуру входит развитая сеть аэропортов, учебные и научные заведения. Обеспечивает бесперебойную работу и жизнедеятельность всей структуры ремонтные предприятия, разветвленная система управления полетами.

И на каждой ступеньке сложной структуры трудятся профессионалы с большой буквы. Ведь от них зависит не только жизнеспособность отрасли, а безопасность, комфортность пассажиров.

Поэтому каждый сотрудник проходит специальную подготовку. Кроме этого для всех работников обязательны промежуточные тесты и контроли, переподготовки и повышение квалификации.

В гражданской авиации постоянно улучшается качество обслуживания, внедряются новые технологии. Пассажиры сегодня могут оценить удобность и надежность воздушных судов.

Над их строительством трудятся специализированные предприятия. Конечно, отечественному самолетостроению тяжело вернуться в русло после постсоветского распада. Но вектор стратегии развития отрасли выбран правильно и пусть небольшими шагами, но и этот сегмент экономики восстанавливается, а местами и опережает иностранных конкурентов.

Поздравления в прозе и стихах

Всех сотрудников гражданской авиации в профессиональный праздник мы поздравляем и желаем безопасных без пустого драйва полетов. Пусть все взлеты будут удачными, а посадки однозначными.

Пусть душа любит небо и наслаждается его покорением. Пусть в жизнь придет счастье необъятное, как расстилающиеся перед вашим взором небесные просторы.

В день гражданской авиации желаем бесконечного жизненного топлива, высоких и успешных полетов. И весь народ в этот день с гордостью будет смотреть на героев, а родные на отважного человека.

Авиации гражданской

Праздник отмечаем.

В день возвышенный, воздушный

Всем добра желаем.

Всем, кто связан с этой сферой

Кто стал владыкой неба.

Пожелаем жизни светлой,

Достатка и всегда добра.

На свой надежный самолет

Надеется любой пилот.

И дома ждет его семья.

Все родственники и друзья.

Ведь праздник сегодня особенный,

Устроим гражданскому летчику пир.

И вечер ждет всех задушевный.

Пусть завидует нам сегодня весь мир.

Лариса , 16 января 2017 .

Днём рождения воздушного флота России принято считать 9 февраля 1923 года, когда у нас в стране был создан Совет по гражданской авиации. За 94 года отечественный воздушный флот прошёл большой и славный путь. Самолёты, сконструированные и построенные нашими авиаконструкторами – Туполевым, Поликарповым, Ильюшиным, Антоновым, Яковлевым, Лавочкиным, Микояном и Гуревичем и другими – заслужили мировую славу.

Первым маршрутом, по которому могли отправиться пассажиры, стала воздушная линия «Москва - Нижний Новгород» протяженностью 420 километров. Появление пассажирского флота обусловило появление еще нескольких структур. Так, в том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролёт». Технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота. В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала.

Сегодня Россия возрождает традиции отечественной авиации. Нашему самолётостроению есть на что опираться – до 1990 года мы имели свыше 13 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и все отечественного производства.

«Трудовой народ, строй свой воздушный флот!»

9 февраля 1923 года был сформирован Совет по гражданской авиации, перед которым была поставлена задача достичь темпов роста и качества самолётостроения, соответствующих передовым промышленным странам, увеличить объем перевозок. Эту дату принято считать Днем рождения воздушного флота России.

В марте того же года в СССР было создано первое авиатранспортное предприятие – «Добролёт» и открыта первая внутренняя авиалиния – Москва - Нижний Новгород. Тогда перелёт из Москвы до Нижнего Новгорода длился три с половиной часа. Для сравнения: сегодня на это требуется 50 минут.

Партийный лозунг того времени «Трудовой народ, строй свой воздушный флот!» оказал своё действие. Всего за пять лет на собранные народом средства было построено 400 самолётов. А к середине 1930-х в Советском Союзе были свои авиационные заводы, НИИ, конструкторские бюро и учебные заведения, где выпускали авиационных специалистов.

Конструкторские коллективы по самолётостроению, возглавляемые Андреем Туполевым, Николаем Поликарповым и другими выдающимися отечественными учёными, спроектировали и построили первые советские самолёты. Уже в 1930-е годы около 88% воздушного флота страны составляли отечественные машины.

Одним из первых авиаприборостроительных предприятий того времени был завод № 214. Сегодня это Уральский приборостроительный завод, входящий в состав КРЭТ. Это предприятие ещё в 30-х годах прошлого столетия положило начало российскому гироскопическому производству. И первый механический авиагоризонт был сделан именно на этом заводе.

В период с 1930 по 1939 годы был построен ряд тяжёлых многомоторных самолётов. Наиболее ярким из них стал восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький», который впервые поднялся в воздух в июне 1934 года.

В то время он был самым большим самолетом в мире. Длина фюзеляжа составляла 32,5 метра, ширина – 3,5 метра, высота – 2,5 метра. Огромные размеры позволяли разместить 80 пассажиров, причем не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров.

Силовая установка самолета состояла из восьми двигателей. Это позволяло развить скорость до 280 км в час. При этом, запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух моторов.

Пилотажно-навигационное оборудование АНТ-20 также поражало своей инновационностью. Оно не только обеспечивало эксплуатацию воздушного судна днем и ночью, но и впервые в отечественной практике на самолёте был установлен автопилот.

АНТ-20 мог удивить комфортом на борту не только современников, даже пассажиры сегодняшних лайнеров могут позавидовать коврам, просторным креслам, столикам с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, умывальники, туалеты и даже библиотека. Суммарная площадь помещений самолета составляла более 100 квадратных метров.
Кстати, все преимущества АНТ-20 в качестве пассажира на борту оценил писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву весной 1935 года в составе французской военной делегации.


Гражданская авиация на войне

Гражданская авиация набирала обороты в Советском Союзе: создавались новые самолеты, росли авиаперевозки. Но началась Великая Отечественная война, и все резко изменилось – гражданская авиация пришла на помощь военной.

В военные годы не останавливалась работа на авиационных предприятиях страны. Только на одном заводе – нынешнем «Техприборе» – героическими усилиями тружеников завода было выпущено комплектующих более чем на 120 тысяч самолётов, участвующих в военных действиях.

Большая часть гражданской авиатехники была передана воинским частям, а пилоты отправились на фронт. В структуре самой гражданской авиации была создана Первая авиатранспортная дивизия Гражданского воздушного флота. Она принимала активное участие в эвакуации жителей из осаждённого Ленинграда и доставляла в город грузы.

Гражданские пилоты совершили более 46 тысяч вылетов во время Сталинградской битвы, летали в осажденный Севастополь, участвовали в боях за Украину и Прибалтику. Кроме этого, во время войны они много раз летали в города Европы, в Африку и Америку, обеспечивая нашей стране связь с союзными государствами.

Кстати, акт капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года был доставлен в Москву самолетом Ли-2, созданным уже в годы войны на базе гражданского пассажирского самолета.


Воздушное сообщение, нарушенное войной, после ее окончания стало быстро восстанавливаться. Аэропорты стали переоснащать: вместо Ли-2 появились Ил-12 и Ил-14, и к 1948 году объем пассажирских и грузовых перевозок вырос во много раз.

В те годы в СССР появились реактивные самолеты. А в 1956 году мир увидел первый советский реактивный пассажирский самолет – Ту-104, основой которому послужил стратегический бомбардировщик Ту-16. Подобные иностранные лайнеры появились позже: американский Boeing 707, английский Comet 4 – в 1958 году, а французский Caravelle – в 1959.

На Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов, а в 1958 году самолет был удостоен золотой медали на выставке в Брюсселе.


Впрочем, тогда на Всемирной выставке в Брюсселе «гран-при» и золотой медали был удостоен еще один советский пассажирский самолет – Ил-18.

Турбовинтовой лайнер Ил-18, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина, совершил свой первый полет 4 июля 1957 года. Но при этом он значительно «пережил» своих ровесников Ту-104 и Ан-10 – коммерческая эксплуатация Ил-18 в России фактически прекратилась только в 2002 году. «Восемнадцатый» стал первым отечественным типом самолета, достигшим налета 35000 часов в пассажирском варианте.

Он также стал первым советским самолетом, массово поставлявшемся за границу: в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию, Югославию и другие страны.


После войны стали развиваться и международные авиалинии. Всего за десять лет количество международных связей СССР выросло втрое, а в 1959 году открылся первый международный аэропорт страны – знаменитый Шереметьево.

Для межконтинентальных полётов с большим числом пассажиров потребовались самолёты ещё большей грузоподъёмности. Поэтому Андрей Туполев остановил свой выбор на турбовинтовом двигателе. Таким сверхдальним самолётом стал созданный в 1957 году пассажирский самолёт Ту-114.

В то время Ту-114 был самым большим самолётом в мире. В обычном варианте при взлётной массе 175 тонн и дальности полёта 7000 км он мог брать на борт 170 пассажиров, а при работе на менее протяжённых линиях – до 220 человек.

Этот самолёт вплоть до 1967 года являлся флагманом «Аэрофлота», на нём было установлено 32 мировых рекорда. Даже Никита Хрущев впервые пересёк Атлантический океан, чтобы прибыть с визитом в США, именно на Ту-114. Руководству СССР нужно было чем-то поразить американцев, и с помощью межконтинентального Ту-114, который создавался в глубокой тайне, это удалось.

Действительно, конструкция Ту-114 содержит в себе много уникального. К примеру, двухпалубная схема, которая впоследствии стала основной при проектировании современных аэробусов. На Ту-114 были даже купе, как в скором поезде. На трансконтинентальных линиях, когда полёт длится 8-13 часов, это было удобно.

Еще одно незаменимое качество Ту-114 при полетах через океан – способность отлично переносить даже сильную турбулентность, благодаря очень прочной и вместе с тем гибкой конструкции. На хорошем уровне было и шумоглушение в салоне, если учесть грандиозную мощь двигателей НК-12МВ конструкции Н.Д. Кузнецова.


Гражданский сверхзвук

31 декабря 1968 года совершил первый полет легендарный Ту-144 – первый и один из двух в мире сверхзвуковых авиалайнеров. Наша страна опередила не только звук, но и весь мир – иностранный брат-близнец «Конкорд» появился на два месяца позже.

Сверхзвуковой Ту-144 содержал в себе множество передовых разработок и получился достаточно сложным. Кстати, автоматическая система управления для легендарного лайнера создавалась специалистами Московского института электромеханики и автоматики (МИЭА).

За все время недолгой коммерческой эксплуатации Ту-144 летчики «Аэрофлота» летали на нем только вторыми пилотами. В качестве первых пилотов всегда выступали летчики-испытатели ОКБ «Туполева».

Сверхзвуковая «Тушка» отправилась в свой первый рейс по маршруту Москва – Алма-Ата с пассажирами на борту 1 ноября 1977 года. Но всего через семь месяцев эксплуатация Ту-144 была прекращена. Судьбу первого сверхзвукового пассажирского самолета предопределили высокая стоимость билета, большой расход топлива и всего 18 потенциальных пунктов назначения на всю страну.

Казалось, Ту-144 уже никогда не поднимется в небо. Но спустя двадцать пять лет это все же случилось. С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144 под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолета. Пилотировал его американский пилот Чарлз Гордон Фуллертон, дважды летавший в космос на «Шаттле».

Результаты исследований, полученных на Ту-144Л, предполагалось использовать при проектировании российского сверхзвукового Ту-244. Но этот проект, как известно, был отменен. Сверхзвуковая эра гражданской авиации завершилась в 2003 году, когда «Конкорд» совершил свой последний полет.


Самым массовым самолётом отечественного производства, самолётом-долгожителем, стал Ту-154. С того момента, как 9 октября 1968 года Ту-154 совершил свой первый полёт, эта машина открыла целую эпоху в истории отечественной авиации.

Разработка Ту-154 началась в 1968 году в ОКБ Туполева. Перед конструкторами ставилась задача создать современный пассажирский самолёт, который не уступал бы по параметрам Boeing 727 – самому ходовому лайнеру того времени.

Советские конструкторы в итоге своего добились, Ту-154 имел над Boeing преимущества: низкая нагрузка на взлётно-посадочную полосу, позволяющая эксплуатацию самолёта с аэродромов с тонким бетонным покрытием, выше «потолок» – 11000-12000 метров против 7600-9150. Новая «тушка» очень быстро стала самым массовым лайнером «Аэрофлота» и уверенно набирала популярность за рубежом.

На смену «рабочей лошадке» Ту-154 в начале 1990-х годов в ОКБ Туполева был разработан среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, и Ту-204 был вытеснен машинами иностранного производства.


Современность и перспективы

С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 был внесен ряд изменений. Самолеты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами, было обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование, что позволило сократить экипаж до двух человек. Глубокая модернизация Ту-204 – самолёт Ту-204СМ – вполне может составить конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737.

Сегодня государство продолжает активно развивать гражданский авиапром. В частности, в целях вернуть централизованный контроль над отраслью были объединены авиаактивы в ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), создан первый гражданский самолёт со времен СССР – Sukhoi Superjet 100, на подходе разработка перспективного пассажирского лайнера МС-21.

Первый испытательный полет МС-21 планируется уже в этом году, а серийное производство начнётся в 2018 году.


«Аэрофлот» недавно подтвердил, что планирует закупить около 100 отечественных самолётов – 50 Sukhoi Superjet и 50 МС-21. А это уже достаточно серьёзная конкуренция «боингам» и «аэрбасам».
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина планирует модернизировать дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96 и восстановить его серийное производство. Ожидается, что это может удовлетворить внутренний спрос на самолеты, способные перелетать океан, готовится к началу серийного производства региональный турбовинтовой Ил-114-300, в Новосибирске проходят глубокую модернизацию Ан-2, прорабатываются проекты запуска в серийное производство композитных версий Як-40 и ТВС-2МС.

Возобновление производства и модернизация лучших отечественных авиационных проектов, создание новых современных машин, сегодня, безусловно, открывают новые возможности для российской гражданской авиации. Отечественному самолётостроению есть на что опираться – до 1990 года мы имели свыше 13 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и все российского производства, а наши самолёты эксплуатировались в 40 странах мира. Вполне вероятно, что и в ближайшем будущем в небе России будут летать преимущественно самолёты отечественного производства.

Аэропорт Сочи. Ту-154М (RA-85627) авиакомпании Аэрофлот. Фото: Базэл Аэро

День гражданской авиации России — праздник отмечается в России ежегодно 9 февраля с 2013 года. В 2018 году российская гражданская авиация отмечает 95-летие.

Сегодня гражданская авиация – важнейшей составляющая единой транспортной системы. Гордостью нашей страны являются высококлассные летные экипажи, специалисты наземных служб, работники аэропортов, обеспечивающие комфорт и безопасность полетов.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Выбранная дата имеет символическое значение. В 1923 году открылась первая авиалиния Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Это событие побудило к созданию Всероссийского общества добровольного воздушного флота «Добролет». Планирование и развитие авиалиний требовало введения технического контроля за ними. И уже 9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день считается датой рождения гражданской авиации в нашей стране.

В 1932 году в СССР был утвержден специальный флаг гражданской авиации и введена форменная одежда и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, - «Аэрофлот».

Кстати, с 1979 по 1988 годы во 2 воскресенье февраля отмечали День Аэрофлота. Сегодня все воздухоплаватели страны - представители как гражданской, так и военной авиации - празднуют профессиональный праздник, День Воздушного флота России, в 3 воскресенье августа, а 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации.

В современной России чествования на официальном уровне берут начало после издания Указа Президента России Владимира Путина от 9 февраля 2013 г. № 98 «О Дне работника гражданской авиации».

КТО ПРАЗДНУЕТ

В этот день в России чествуют заслуженных деятелей гражданской авиации, вручают им подарки, грамоты, дипломы. Чиновники правительства РФ направляют благодарности, письма, выступают с речами и заявлениями. Представители авиаслужб говорят об актуальных проблемах и способах их устранения. Проводятся занятия по повышению квалификации. Устраиваются празднования в кругу сотрудников авиакомпаний. Коллеги обмениваются подарками, тостами. Ветераны делятся воспоминаниями о полетах. На телевидении и радиостанциях транслируют тематические передачи. Информационные ресурсы публикуют материалы об отрасли, техническом персонале, журналисты рассказывают о важных событиях.

О ПРОФЕССИИ

Сотрудники гражданской авиации обеспечивают перемещение пассажиров и грузов воздушным транспортом. Они выполняют задачи сельскохозяйственного, исследовательского, медицинского, развлекательного назначения. Путь в профессию начинается с получения профильного образования. Студент осваивает необходимые знания и навыки. К работникам предъявляются строгие требования на знание материальной части и норм обслуживания.

Профессия относится к категории опасных для здоровья и жизни в связи с большими стрессами, возможными авариями, специфическими условиями труда. Сотрудники компаний-перевозчиков выходят на пенсию раньше, в связи с опасностью работы.


Top