Общественные отношения которые возникают в процессе. Примеры общественных отношений

Общественные отношения - это такие взаимосвязи между людьми, которые возникают в процессе их социального взаимодействия. Складываются они в тех или иных формах, в конкретных условиях. Примеры общественных отношений хорошо известны каждому из нас. Ведь все мы члены социума и контактируем с другими индивидами тем или иным образом. Впрочем, стоит этой теме уделить чуть больше внимания и рассмотреть её в деталях.

О критериях

Прежде чем следует рассказать о том, на какие виды они распределяются.

Самый распространенный критерий - это регламентированность. То, что в данном случае определяет правовое положение. И по регламентированности отношения бывают официальными и неофициальными. К первым относятся те, которые складываются между индивидами в силу их должностного положения. Допустим, между начальником и подчиненными. Или учителем и учеником. А неофициальными являются отношения, которые ещё принято называть личными. У них нет никакой юридической основы, и они не ограничиваются формальными правилами. Это могут быть отношения между друзьями, например. Или между парнем и девушкой.

Классификация

Также отношения могут быть классовыми и сословными, экономическими, религиозными, политическими, моральными, массовыми, правовыми, когнитивными, конативными и коммуникативными. Ещё они бывают долгосрочными, кратковременными, функциональными, постоянными, причинно-следственными и субординационными.

Правовые отношения

Это тот тип связи, в основе которой лежат юридические обязанности и субъективные права, что обеспечены государством. Она носит волевой характер. Чтобы связь начала своё существование, должен быть подписан тот или иной документ. Через определённые нормы, оговоренные, как правило, на бумаге, в этих отношениях отражается государственная воля. И охраняются они, кстати, тоже властью.

Но самое главное - именно в правоотношениях проявляется сила юридических норм и их эффективность. Можно привести пример. Допустим, окончившему вуз юноше по имени Антон пришла повестка из военкомата. В данном случае является служба в армии. Субъекты - это сам Антон и государство. В чем В том, что у Антона есть юридическая обязанность - явиться в военкомат, потом отслужить в армии. А государство, в свою очередь, имеет призвать Антона на службу. Таковы нормы общественных отношений, регулируемых правовым полем.

Экономическая сфера

Эту тему тоже следует затронуть вниманием. Система общественных отношений в экономической сфере представляет собой определённые связи, в которые вступают люди, участвующие в производственном процессе. Впрочем, и тут есть классификация.

Широко распространены Они появляются вследствие того, что производство на предприятии, а также распределение и обмен не представляются возможными, если отсутствует определённая система. Должна быть определенная организация процесса, которая сопровождает совместную деятельность сотрудников предприятия. Сюда же можно отнести и разделение труда. Примеры общественных отношений данной классификации существовали много веков тому назад. Первым случаем было отделение земледелия от скотоводства. Что выступило в роли предпосылок? Естественно, желание использовать имеющиеся ресурсы и рабочую силу более эффективно. Отсюда и появление такого понятия, как специализация, но это уже другая тема.

Семья

Рассматривая примеры общественных отношений, нельзя обойти вниманием и этот аспект. Семья представляет собой небольшую социально-психологическую группу, связь в которой традиционно основана на доверии и любви. Она может состоять из двух человек (из мужа и жены, например) или из двадцати (бабушки, дедушки, дети и т. д.).

И недаром многие социологи, рассказывая про сферы общественных отношений, особое внимание уделяют семье. Поскольку именно с ней человек проводит бóльшую часть своего времени, отведённого на отдых. Общение в семье выполняет сразу несколько функций. Именно с его помощью обеспечивается целенаправленность и согласованность усилий обоих супругов для достижения общей цели, которая важна для их семьи. И только общение способно удовлетворить потребность в духовной близости с дорогим человеком.

К тому же семья является социально-экономической ячейкой. В её рамках осуществляется домашнее хозяйство и ведётся общий бюджет, организуется потребление тех или иных услуг, благ, а также удовлетворение различных потребностей, касающихся жилья, одежды, пищи и т. д. И то, насколько хорошо и качественно функционирует союз, брак двух людей, зависит от взаимодействия супругов. А всему этому основой является именно общение.

Нравственность

Данную тему также следует отметить вниманием, рассказывая про предмет общественных отношений. Нравственные связи не регулируются юридическими законами, как пресловутые правовые. Они закрепляются по-другому. Традициями, обычаями, ритуалами и прочими этнокультурными формами, в которых отражаются моральные нормы поведения той или иной общности людей. В нравственных отношениях заключено немало условностей культурного и исторического характера. Все они вытекают из образа жизни небольшой группы людей. И особенность этих отношений заключается в том, что центральной ценностью всего является человек.

А примеры просты. В плане нравственных отношений люди определяются по принципу антонимов. То есть они могут быть хорошими и плохими, добрыми и злыми, милосердными и агрессивными и т. д.

Религия

В нашем обществе эта сфера тоже имеет определенный вес и значение. Есть даже правовое регулирование общественных отношений в религиозном аспекте. Речь идёт о законе, касающемся (статья 148 УК РФ).

Религиозные отношения являются отражением взаимодействия людей, которые связаны едиными представлениями о человеке и его месте во вселенских жизненных процессах, а также о душе, смерти, смысле существования. Это важно, поскольку всё перечисленное связано с потребностью самопознания, самосовершенствования и нахождения себя в этом мире.

Примером религиозных отношений может являться связь между прихожанами и пастором, который, можно сказать, является Божьим представителем, доносящим для людей благую весть, и помогает им найти истину. К тому же именно пастор проводит такие обряды, как крещение, похороны (отпевание), бракосочетание (венчание), хлебопреломление.

Материальные отношения

Это то, что касается всех нас непосредственно. Материальные отношения складываются в ходе жизнедеятельности человека порой даже вне его сознания. Мы ежедневно вступаем в связь такого рода. Работая, человек производит контент, а взамен получает деньги. Покупая продукты, он отдаёт свои деньги. Получая подарок, благодарит. Материальных потребностей на самом деле множество. Они касаются не только еды, воды, одежды и жилья, но ещё активного и культурного отдыха, который возможно реализовать, используя материальные отношения. Как это понять? Очень просто: если человек любит ходить в тренажерный зал, он покупает абонемент.

И принцип здесь тоже несложный. Чем больше у человека потребностей такого рода, тем многообразнее материальные отношения в обществе. Ведь два этих понятия друг от друга неотделимы.

Общественные отношения - это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, - это отношения «люди - природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, - это отношения «человек - человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

3. Нормы, регулирующие общественные отношения

В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, - социальные нормы. Социальные нормы - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них - это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

ЛЕКЦИИ

Лекция № 1

ТЕМА: ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Строение общества.

3. Два подхода к развитию общества.

4. Прогресс и регресс в развитии общества.

1. Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле – общество – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В любом значении общество понимается как система (целое, составленное из частей, взаимодействующих между собой), подвергающаяся постоянной эволюции и изменению. Это можно представить логической цепочкой: общество первобытных охотников и собирателей – общество земледельцев и скотоводов – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем.

1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2. социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3. политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);



4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов. Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни называются общественными отношениями. Различают материальные и духовные общественные отношения.

2. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением.

Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия.

Социальные институты это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд – всё это социальные институты. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определённая организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов представляет сложную систему и состоит из элементов.

1.Духовно – идеологические элементы (семья – любовь, преданность, семейный очаг, воспитание детей; бизнес – личная выгода, престиж фирмы, доходность)

2. Материальные элементы (семья – дом, квартира, машина, мебель; бизнес – завод, оборудование, офис, транспорт, склад)

3. Поведенческие элементы (семья – душевность, уважение, доверие, взаимопомощь; бизнес – профессионализм, ответственность, исполнительность, законопослушность)

4.Культурно – символические элементы (брачный ритуал, обручальные кольца; религия – крест, иконы, свечи, религиозные праздники)

5. Организационно – документальные элементы (семья - регистрация брака, свидетельство о браке и рождении детей; бизнес – уставы, договоры, контракты).

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка возник институт полиции. Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Институционализациясостоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимости от сферы их действия можно выделить четыре основные группы социальных институтов. Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определённые функции.

1. Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях её эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определённым хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата- вознаграждение работнику за его труд.

2. Политические институты связанны с установлением определённой власти и управлением обществом. Политические институты – это государство, суд, армия, политические партии.

3. Духовные институты – связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.

4. Институтсемьи – это первичное и ключевое звено всей социальной системы. Семья задаёт повседневный тон всей общественной жизни.

Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.

Важную роль в науке играет разграничение формальных и неформальных институтов. Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

3. Наибольший интерес ученых вызывает различение обществ по социально – экономическим признакам. Популярны два подхода: марксистская (формационный подход) и теория трех стадий (цивилизационный подход)

Формация – стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой. Признаки – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. Выделяют пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Цивилизационная теория выдвинута на рубеже 50-60 годов 20века западными социологами – Даниел Белл, Уолт Ростоу.

Цивилизация – ступень общественного развития, уровень развития материальной и духовной культуры общества.

Три типа общества:

1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное)

2. Индустриальное (промышленное)

3. Постиндустриальное (интеллектуальное, информационное).

4. Прогресс – это движение общества вперед, развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется в новых достижениях науки и культуры, в росте производительности, улучшении условий жизни людей.

Регресс – обратное движение, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он проявляется в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе пьянства, наркомании, увеличении смертности, падении уровня нравственности людей.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 2

ТЕМА: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА .

1.Познание окружающего мира.

2.История воззрений на общество.

3.Цивилизация и общество.

1. В основе науки лежит процесс познания.

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности.

Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем задействованы пять органов чувств- зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, связывающие человека с внешним миром. При рациональном познании происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. Обе ступени познания находятся в единстве, переходят друг в друга, дополняют друг друга.

Процесс познания включает также такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, гипотеза, воображение, мечта, интуиция.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование – процесс научного изучения какого – либо объекта с целью выявления его закономерностей. Итог исследований – получение новых научных знаний – объективной истины. Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Критерий истинности-практика.

2. Первым трудом по обществознанию можно считать знаменитое произведение « Государство» античного философа Платона. Он разделил общество на три класса: высший – мудрецы, средний – воины, низший – ремесленники и крестьяне. Аристотель провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. После Аристотеля и Платона наступила очень долгая историческая пауза, когда господствовали религиозные воззрения на происхождение человека и мира. Поворот к подлинно научным знаниям произошел только в 17-18 столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: Рене Декарт, Френсис Бэкон, Джон Локк, Иммануил Кант, Жан Жак Руссо, Адам Смит и другие. В 19 веке Огюст Конт провозгласил появление науки об обществе, назвав её социологией. В 19 веке из философии выделилась экономика, политология, культурология, этнография, психология.

3. Слово цивилизация появилось во Франции в середине 18 века.

Сначала цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке их развели. А в начале 20 столетия немецкий философ Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок.

В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации, поэтому в литературе насчитывается более 100 её определений.

Сегодня в науке конкурируют две теории:

Теория стадиального развития цивилизации;

Теория локальных цивилизаций.

Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Народы стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 3

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО.

1. Предпосылки появления древних цивилизаций.

2. Особенности развития древних цивилизаций.

3. Причины гибели древних цивилизаций.

1.Приблизительно в 3-2 тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв – перешла от первобытности к цивилизации. Первые очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Несколько позднее – в 3-2 тысячелетиях до н.э. – в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во 2 тысячелетии – китайская (в долине реки Хуанхэ). Эти цивилизации были речными. В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации.

Предпосылки появления древних цивилизаций:

1.Ирригационная система земледелия и повышение производительности сельского хозяйства.

2. Усложнение социальной структуры общества, появление классов, социальное неравенство.

3. Создание письменности и закрепление обычаев в законах.

4. Оборона от нападения соседних племен и захват новых территорий.

5.Появление городов – военных и религиозных центров, которые стали центральными пунктами государств.

6. Высокая роль религии, которая обожествляла вождя-царя, давала ему огромную власть над обществом.

2. Таблица «Особенности развития древних цивилизаций».

3. Причины гибели цивилизаций:

1) Внутренние противоречия в государствах.

2) Кризис рабовладельческой системы.

3)Слабые экономические и политические связи между областями.

4)Агрессивные захваты воинственных соседних народов.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.

Анализ исторических фактов показывает, что сроки существования цивилизаций разные. Древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайская более 4 тыс. лет, индийская существует до сих пор, византийская и российская существует тысячу лет.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 4

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 5

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 6

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 7

Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

2. Для того чтобы стать личностью индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках традициях, знаниях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации. Она происходит в семье, детском саду, школе, учебных заведениях, трудовом коллективе и пр. В процессе социализации усваиваются житейские взгляды, трудовые навыки, нравственные нормы поведения, идеалы, научные знания, религиозные ценности. Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет своим поступкам. Личностью человек становится тогда, когда он обладает самосознанием.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 8

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 9

ТЕМА: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

1.Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

2.Моральная оценка личности.

3.Мировоззрение и деятельность человека.

1. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовная жизнь человека постоянно развивается. Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.

Духовно-теоретическая деятельность – это производство духовных ценностей. Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Духовно-практическая деятельность – это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей. Следствием духовно-практической деятельности является рост духовной культуры людей. Сохранением и распространением духовных ценностей занимаются музеи, библиотеки, архивы.

Духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением. Духовное потребление – это особый вид деятельности, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств. Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие знания и навыки. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

2.Мораль – это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Мораль – это нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Учением о нравственности, морали является этика – теория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности – общения, труда, семьи, гражданской ориентации, профессионального долга.

Моральная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества , этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Моральная самооценка выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Нравственным в деятельности человека является то, что может быть оценено как добро, а безнравственным – как зло.

Одна из важнейших моральных категорий – совесть. Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

3. Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Типы мировоззрения:

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет определяет духовный мир человека в целом.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 10

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 11

Самостоятельность, умение быть самим собой.

В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Формы девиантного поведения: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, психические расстройства, бродяжничество, суицид.

Причины отклоняющегося поведения:

Биологические причины.

Психологические причины.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 12

Научное познание.

1. «Знание – сила» - эти слова произнёс английский философ Фрэнсис Бэкон. В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.

Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

В 17 веке сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем познаёт его. Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Подобному взгляду многие философы противопоставляют иную точку зрения. Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение её в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.)

Какой из источников знаний – разум или чувство – является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос стал предметом острого спора среди философов. Философы – рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, человечество овладевает истинными знаниями. Они пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания. Философы – сенсуалисты признавали решающую роль чувственного опыта. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

2. Истина есть процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого к более глубокому знанию. Она не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное. Вечных, неизменных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, а только его часть. По мере развития познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, считавшиеся ранее истинными. Через относительную истину человек идет к истине абсолютной – истине максимально объективной, точной, полной. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств.

Истине противостоит в познании ложь. Ложь – это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого – либо в заблуждение. Источником лжи может быть логически неправильное мышление, неверные факты.

3. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента.

Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру электроны, гены. Среди этих законов – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности.

Методы научного познания:

1. Наблюдение – это непосредственное восприятие явлений в их естественном виде. Оно возможно в двух вариантах: не включенное наблюдение, которое ведется со стороны, и включенное наблюдение, осуществляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.

2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.

3. Метод моделирования основан на изучении явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 13

ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

1. Ненаучное познание.

2. Социальное познание.

1. Большинство людей черпают многие сведения о мире не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания.

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. В мифах описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обряды и обычаи.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука». Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Она использует сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

2. Социальное познание – это познание общества. Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познаёт само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю.

Особенности социального познания:

1. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает;

2. Сложность изучаемого объекта – общества. В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, причудливо пересекаются интересы, воля, действия множества людей.

3. В социальном познании ограничены возможности наблюдения и эксперимента.

Некоторые ученые, учитывая трудности социального познания, приходят к выводу, что общество не поддаётся научному изучению. Они считают, что возможно только описание общественных явлений.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Социальные факты – это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

1.Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности.

3. Словесные действия – мнения, суждения, оценки.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 14

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 15

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 16

Религия – это система представлений людей об окружающем мире, связанных с убеждением, что важную или решающую роль во всех событиях играют не материальные причины, а таинственные сверхъестественные духовные силы или существа. В развитых религиях все объяснялось волей бога.

2. За время существования человечества было немало религий. Известен пантеизм (от греч. pan - всеобщий и theos - бог) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. Таковы религиозные воззрения многих первобытных и современных народов, по тем или иным причинам задержавшихся в своем историческом развитии.

Известен и политеизм (от греч. poly - многий и theos - бог) - многобожие, присущее, например, духовной жизни античной Греции, Древнего Рима, древних славян, ряду религиозных течений современной Индии. В этих системах были и главный бог (Зевс в античной Греции, Юпитер в Древнем Риме и т. д.), и многочисленные боги, которые опекали те или иные стороны жизни человека, воплощали в себе различные природные и общественные явления.

Существует и монотеизм (от греч. mono - один и theos - бог) - единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. Он всесилен, всеведущ, всемогущ, всеблаг (т. е. обладает всеми достоинствами). Христианство и ислам монотеистичны.

Существует и атеизм (от греч. a - отрицание и theos - бог) - отрицание существования богов, отрицание необходимости и правомерности существования религии.

Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Общественная жизнь невозможна без взаимодействия человека с природой, но она также невозможна без взаимодействия людей друг с другом. Это две неразрывно связанные стороны единого процесса человеческой жизнедеятельности. Но сначала нужно уточнить понятия “связь” и “отношение” . Это философские категории, используемые для характеристики процессов взаимодействия. Понятие “связь” фиксирует взаимозависимость и взаимообусловленность явлений, разделенных в пространстве и во времени. Понятие “отношение” , отражая момент зависимости и обусловленности явлений, фиксирует также и момент их независимости и относительной самостоятельности.

В отличие от природных процессов и явлений - общественные отношения - это отношения между людьми (социальными субъектами) и уже этим они качественно отличаются от связей природных. Прежде всего необходимо различать два основных вида отношений, имеющих место в обществе: собственно общественные отношения и то, что принято называть “психологическими” отношениями личности. Общественные отношения включают в себя производственно-экономические, организационно-технологические, социальные, политические, правовые, межнациональные, международные и другие.

Итак, понятие “общественные отношения” может быть использовано в широком смысле, когда имеются в виду любые отношения между людьми, в том числе и межличностные - “психологические”, и в узком, когда речь идет только об отношениях между большими социальными группами людей или между индивидами как представителями этих социальных групп. В рамках философского и социологического подходов к обществу понятие “общественные отношения” чаще всего употребляется во втором - узком смысле. Подобщественными отношениями , в данном случае, понимают относительно устойчивые формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и индивидами как представителями этих социальных групп, различающихся по положению в обществе и выполняемым социальным ролям.

Общественные отношения, выступая необходимой формой человеческой деятельности, многообразны по своим видам. Их можно классифицировать по видам деятельности, формой которых они являются: производственные, политические, правовые и др. отношения. Общественные отношения могут подразделяться на материальные и духовные (или идеологические). Определяющим критерием такой классификации считается независимость материальных отношений в процессе их возникновения от сознания людей. В отличие от материальных идеологические отношения складываются при условии их предварительного осознания. К материальным относят прежде всего производственные отношения, т.е. те, в которые люди вынуждены вступать в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. К материальным относят также и семейно-бытовые отношения как отношения объективно-необходимые для производства и воспроизводства человеческого рода. Среди идеологических отношений (или духовных) выделяют правовые, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. Материальные общественные отношения считаются базисными в жизни общества, а идеологические - надстроечными, т.е. вторичными и зависимыми, в конечном счете, от материальных отношений, хотя и выполняющими в системе общественных отношений активную роль.

Общественные отношения, существуя как социальная форма деятельности людей, представляют собой то реальное социальное пространство, в которое попадает каждый входящий в мир индивид и в рамках которого он живет и действует, развивается как личность. При этом общественные отношения, как и деятельность, формой которой они являются, могут объективироваться, опредмечиваться как в средствах своего осуществления, так и в своих результатах. Опредмечиванием называют процессы, в ходе которых человеческие способности переходят в предметы и воплощаются в них, благодаря чему эти предметы становятся социально-культурными или, как писал в свое время К.Маркс, “человеческими предметами”. Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта - человека. Изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Телесная (биосоциальная) форма предметности представлена деятельностью самого человека как физического, биосоциального существа - субъекта, творца деятельности и общественных отношений и их продукта и результата. Вещная форма предметности есть результат преобразования человеком вещества природы в процессе трудовой деятельности. Основу знаково-символической формы предметности составляет человеческий язык.

Для осмысления общественной жизни особый интерес представляет институциональная форма предметности - социальные институты .

Само понятие “социальный институт” (от лат. institutum - установление, учреждение) пришло в социальную философию и социологию из юридических наук, где его использовали для обозначения комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (например, институт наследования, институт собственности, институт семьи и брака и т.п.). Одним из первых среди философов, кто уделил значительное внимание проблеме организации и институционализации общественной жизни был позитивист Г.Спенсер.

При всем различии подходов к пониманию социального института, существующих в современной литературе, можно констатировать, что социальный институт рассматривается не как процесс, а как результат определенной деятельности людей, детерминируемой социально значимыми потребностями и интересами социальных субъектов в ее организации, дифференциации и специализации. Исходя из этого, возможно дать такое определение социального института: это устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей (общества в целом или отдельных социальных групп, классов, наций), посредством которого реализуются их общие потребности и интересы (экономические, политические, культурные и др.). Социальный институт, таким образом, фиксирует какой-то вид человеческой деятельности и общественных отношений. В своем развитом виде он представляет собой целостное системное образование, которое включает в себя: во-первых, определенное объединение людей, их организацию. во-вторых, определенную нормативную систему - совокупность тех или иных принципов деятельности, правил и норм поведения обязательных для данного объединения людей, их организации; в-третьих, определенную систему ценностей, предполагающую наличие общих целей, общих идеалов, т.е. всего того, что мотивирует общие действия людей и способствует выработке их общей воли; в-четвертых, совокупность определенных материально-вещественных и экономических средств совместной деятельности людей: технические средства деятельности, здания, линии коммуникации, финансы и т.п.

Функции, которые присущи всем социальным институтам:

Обеспечение условий для удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов;

Закрепление и воспроизводство определенных общественных отношений;

Регулирование деятельности и общественных отношений;

Включение людей в определенные виды деятельности и отношений.

Социальные институты многообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям: во-первых, по основным сферам жизнедеятельности общества (экономические, политические и т.д.); во-вторых, по выполняемым функциям (институты, связанные с выполнением функций политической власти в обществе, производства и распределения материальных благ, культурных ценностей и т.д.); в-третьих, по видам деятельности (церковь - как институт, занимающийся религиозной деятельностью, школьная система - учебной, академия наук - научной, государство - политической, банки - финансово-кредитной, и т.д.).

Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения - это отношения между или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.Отношения классифицируют по следующим основаниям: -с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
- по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
- по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
- с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
- исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).

Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.

Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.

Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регулируемой. Основной признак нормальных экономических отношений - саморегулируемость за счет , соотношения . Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.

Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений-человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.

Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.

Идея Бога позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий жизни человека в целостный образ земного и небесного бытия человека. Различия в религиях - это прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя души человека. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п.). Если в принятии идеи Бога все верующие едины, то в ритуальной части богослужения и приближении к Богу они могут стать фанатически непримиримыми друг другу. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы . Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ. Гармония властных отношений может быть достигнута путем раз- деления властей - законодательной, исполнительной и судебной. Политические отношения в этом случае должны приобретать характер демократического процесса, в котором задача властных структур и лидеров заключается в поддержании баланса прав на свободу каждого члена общества. Этнические отношения возникают из различий сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое (родоплеменное) и географическое происхождение. Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад общественных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека к конкретной природной (географической и социальной) среде. Этот уклад естественно вытекает из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях. Соответствующий образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.

Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно-психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально-исторических стереотипах человеческих отношений.

В психологии уже много десятилетий идет разработка категории отношений в специфическом для этой науки ключе. Но объективности ради следует отметить, что иные психологические школы относились настороженно к попыткам создать теорию человеческих отношений. Однако такой подход явно неоправдан, поскольку названная теория несет в себе сильнейшее гуманистическое начало. Основателем теории человеческих отношений на Западе считается Э. Мэйо, хотя в России одновременно с ним о необходимости разработки теории отношений в психологии писали В.М. , А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев.

Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. Какое содержание необходимо вкладывать в категорию отношений?

Отвлечемся от многих сторон бытия, с которыми связан каждый человек и к которым у него есть свое отношение, и остановимся лишь на его отношениях с различными общностями, членом которых он является, а также на его отношениях с теми или иными людьми. В этом случае можно выявить, что отношение, во-первых, предполагает актуализацию знания в образнопонятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; вовторых, оно всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик взаимодействующих индивидов (общностей) на общность или личность; в-третьих, одновременно актуализирует определенное обращение с ними. Затем, если далее объективировать «психологическую изнанку» каждого из отношений, в систему которых включен человек, можно увидеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми, обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер ее отношений. У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой-то общностью и даже с отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение. В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак - наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми. Именно они сильнее всего влияют на восприятие личностью окружающего и толкают ее к нестандартным поступкам.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении человека, или, как говорил В.Н. Мясищев, в обращении человека с человеком. Формируясь как личность в конкретной социальной среде, человек усваивает и характерный для этой среды «язык» выражения отношений. Не останавливаясь на особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, следует отметить, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах этот «язык» может иметь свою весьма определенную специфику.

Глубоко интеллигентный человек выражает свое недовольство по отношению к другому человеку в корректной, не унижающей достоинство последнего форме. У плохо воспитанного, грубого человека форма выражения такого недовольства совсем иная. Даже проявление радости у представителей одной социальной подгруппы различается в зависимости от присущих им разных . Естественно, для того чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и к форме выражения этого отношения. Разумеется, сказанным не утверждается, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении участвуют и мимика, и пантомимика. И наконец, формой выражения отношения могут быть действие и поступок.

Вместе с тем существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения. В жизни имеют место случаи, когда человек в общении искусно имитирует какое-то иное отношение, которого у него фактически нет. И такой человек необязательно является лицемером. Чаще всего при общении истинное отношение скрывается, а имитируется другое отношение, если человек хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, в глазах тех, чьим мнением он дорожит. Мы завидуем более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства начальника, а мы не только ему не перечим, но и вслух одобряем его деяния. В жизни есть расхожая фраза: «Не портить отношения!», смыслу которой как раз и соответствуют приведенные примеры. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью. Нравственная цена этой сделки тем выше, чем серьезнее общественные последствия нашего двуличия. Сказанное вовсе не означает, что никогда и ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя скрывать своего истинного отношения к чему-то или комуто. Так, в работе врача, следователя, разведчика, тренера порой возникают ситуации, когда без маскировки переживаемого отношения невозможно решить свои профессиональные задачи.

Детальное описание других видов социальных отношений, которые не стали предметом рассмотрения в данном учебном пособии, содержится в книге Д. Майерса «Социальная психология».

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения: способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии. Неприязнь или симпатия, испытываемые участниками общения, сказываются на его непринужденности и искренности, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участников «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разворачивающийся процесс общения понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает ее к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними.

Если отношения участников общения, так сказать, асимметричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а последний испытывает к нему неприязнь и даже, может быть, ненависть - нормального межличностного общения не произойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будет стремление к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого - либо общение на формальном уровне, либо попытки «поставить партнера по общению на место», либо откровенное избегание общения.

Итак, мы рассмотрели , субъектами которого выступали отдельные личности. Однако в повседневной жизни помимо общения человека с реальными партнерами имеет место общение с самим собой. Такое общение «в уме» называют пролонгированным. Индивид может мысленно продолжать разговор с человеком, с которым недавно общался, особенно если они вели спор и некоторые аргументы пришли ему на ум позже.

Во внутреннем, умственном, плане происходит и предобщение человека: он может заранее обдумывать предстоящий разговор, предполагать возможные аргументы и контраргументы участников общения. Как правило, продумывается тактика разговора, предполагающая ориентировку в содержании общения, в возможных типах контактов, пространственно-временной организации общения (размещении участников, времени начала общения и т. п.).

Продумывание «в уме» тактики общения предполагает наличие у человека образа партера (партнеров) по взаимодействию и прежде всего предвосхищение того, кто будет стремиться доминировать в общении или занимать подчиненную позицию, а кто расположен к равноправному общению, к сотрудничеству и взаимопониманию. Исходя из изложенного о пролонгированном общении и предобщении, можно говорить об общении с представляемым партнером, воображаемым собеседником. В отличие от общения, происходящего в воображении писателей, здесь имеет место представление образа реально существующего человека, который в данный момент отсутствует. Такой вид общения чрезвычайно важен для развития личности и формирования ее самосознания. Это могут быть общение со своим вторым «Я» или внутренняя речь, являющаяся ретрорефлексией, т. е. анализом совершенных действий, поступков, критическая их оценка в настоящий период.

Разновидностью общения с самим собой может быть крайний вариант эгоцентрической речи. В этом случае общение может протекать с реальным человеком или конкретными людьми, но личность настолько увлекается произнесением речи, своими высказываниями, что забывает о партнерах и продолжает говорить «бесконечно», хотя слушателям это явно надоело и они перестали слушать.

Здесь общение носит явно односторонний характер. В этом параграфе даны самые общие характеристики общения и отношения, которые далее будут освещены в новом ракурсе и более конкретно.


Top