Аргументы проблемы благодарности из художественной литературы и кинематогрофа. Что такое чувство Благодарности! Природа и Сила Благодарности В чем проявляется благодарность

Многие из нас знают по себе, что обида - это чувство отравляющее существование, и не могут от нее избавиться, не могут обидчика простить, он и сам не заинтересован в прощении, не проявляет раскаяния, скорее, равнодушен. Но, как мы знаем уже по многочисленным выводам ученых и психологов, все проблемы заключаются в нас самих. Наше восприятие ситуации и есть чувство обиды, и зачастую человек, который в центре этой ситуации и является ее первопричиной - и вовсе не размышляет на тему того, что оставил в вашей душе боль. Часто он не способен на то, чего мы от него ожидаем, и этот урок - о том, чтобы не ждать от людей того, чего они не дадут. В таком случае и разочарований не случится. Мы друг другу ничего не должны. И потому за то, что мы получаем, нужно не забывать благодарить - это ведь подарок. Более того, за плохие уроки (на самом деле они намного полезнее «хороших») нужно тоже испытывать благодарность - от всего сердца, чувствуя её и понимая, почему такой урок был дан.

Быть благодарными вас не научит никто , ни родители, ни бабушки, ни дедушки, ни няни, ни учителя. К истинной благодарности, к той благодарности которая идет из глубины души, из самого центра вашего сердца, вы сможете прийти только сами . У каждого это свой собственный процесс, свой путь к себе. И он уникален. Поблагодарите себя, если вы к этому смогли прийти.

Да, вас могут и родители, и учителя научить говорить «спасибо». Они вас могут приучить благодарить. Вы можете быть культурным и вежливым человеком. Но истинная благодарность в вас раскроется совсем иначе. Не в результате чьих-то поучений. В один прекрасный момент вы к ней придете сами. И тогда поблагодарите всех тех, кто привел вас к этому осознанию. И это будет сравни открытию вселенной внутри вас.

Благодарность – это любовь. Быть благодарным – это значит дать место в своем сердце тому, кого ты благодаришь.

Чтобы благодарность постоянно жила в вашем сердце, необходима регулярная практика. Путь, к истинной благодарности имеет несколько ступеней. И чтобы их пройти, нужно сделать двенадцать простых, но в то же время трудных шагов.

Практика «12 ступеней благодарности», которые нужно пройти человеку, чтобы обрести целостность и внутреннюю гармонию.

Какие-то из этих ступеней будут вам даваться особенно сложно, какие-то легче, а может быть и все. Вы их можете проходить последовательно. Вначале освоить одну, потом перейти к другой. А можете «проскочить» все сразу. Не спешите. Делайте это не для кого-то. Делайте это для себя. Чувствуйте!

Каждая ступень – это один шаг к себе, к своей истинной сути. Каждая ступень – это раскрытие себя, расширение вашего внутреннего пространства. Когда произносите слова благодарности, почувствуйте, как ваше внутреннее пространство начинает расширяться. Почувствуйте вашу истинную внутреннюю вселенную.

В словах благодарности нет никаких словесных формул. Говорите так, как чувствуете. Можно в молчании, можно вслух. Благодарите от души. Это нужно не кому-то, это нужно только вам.

1. Благодарите вселенную

Благодарите Вселенную, Бога, Жизнь, Творца за все то, что они дали вам. Все, что у вас есть, все, что вы имеете, есть только благодаря вселенной.

Я благодарю вселенную за жизнь, дарованную мне и моим родителям, а также моему ребенку. Я благодарю жизнь, за то, что могу дышать полной грудью и видеть все краски вокруг. Я благодарю вселенную за ее дары, за ее заботу, за то, что она каждый день наполняет чем-то мою жизнь: эмоциями, подарками, вещами, событиями, красками, людьми, работой. Я благодарю вселенную за то, что я не одинок. Вокруг меня есть много замечательных людей, которых послала мне она для учебы, для поддержки, для боли, без которой не будет роста, для счастья.

Я был в обиде на Творца, что не имел сапог,
Пока не встретил молодца, который был без ног.
Омар Хайям

2. Благодарите своих родителей, свою маму и своего папу

Ваша мама и ваш папа дали вам жизнь. И это самое главное, за что вы их должны благодарить. Да, они возможно вам не дали чего-то большего: здоровья, образования, счастливого детства, достатка. Вы можете быть обиженными на них и жить в этой постоянной обиде. Но не осуждайте их. Берите ответственность за свою судьбу в свои руки. А родителей просто поблагодарите за то самое главное, что они вам дали – за жизнь!

Если у вас приемные родители, благодарите их тоже. Благодарите их за то, что они ведут вас по этой жизни, сопровождают, учат, опекают, заботятся о вас.

Я благодарю свою маму и своего папу за жизнь, которую они мне дали. Их уже давно нет в живых, но жизнь, которую они мне дали – продолжается.

Для моих родителей всегда есть достойное место в моем сердце.


3. Благодарите свой род

Благодарите свой род. Ваш род является для вас невидимой поддержкой, вашим ресурсом в вопросах вашего здоровья, благосостояния, отношений, успеха.

Я благодарю свой род, своих дедушек и своих бабушек за ту незримую поддержку, которую они мне оказывают. За безопасность, за здоровье, за благосостояние, за успех.


4. Благодарите детей

Благодарите детей и своих, и чужих. Дети – самые лучшие воспитатели. И самое главное, что они вам дают – это возможность почувствовать себя родителями и творцами. Вы должны быть благодарны детям и вселенной за то, что вы участвовали в процессе создания и рождения новой жизни.

Благодарите детей, за их непосредственность и жизнелюбие, за их внутреннюю свободу и отсутствие границ. Всему этому они учат взрослых. Дети – это маленькие учителя. Дети – это ваше зеркало. Научитесь только смотреть в него.

Я благодарю свою дочь за то, что она дала мне возможность почувствовать себя папой и за то, что она помогла мне лучше понять своих родителей. Я благодарю свою дочь за то, что именно она дала мне возможность ощутить что такое полноценная семья, что такое забота и любовь. Благодарю за уроки терпения, которые я прохожу.

5. Благодарите стариков

Благодаря старости, человек начинает видеть и понимать, что существует время. Старость часто олицетворяется с мудростью. Пожилые люди нам часто пытаются показать то, на что мы обычно не хотим смотреть. Они наше зеркало. Возможно, кривое зеркало, пока мы молоды. Но придет время и в этом зеркале мы увидим себя сами. Увидим такими, какими мы стали и осознать, что мы могли бы быть другими. Пусть каждый в этом зеркале увидит свое и поймет то, что ему дано будет понять.

Благодарите старость. То, что она пытается нам показать сквозь призму времени, для многих из нас пока не понятно, но очень ценно. Старость – это опыт. Большой опыт многих поколений. Цените его. И благодарите за возможность избежать ошибок. Тех ошибок, через которые проходят все поколения. Уважайте стариков и всех пожилых людей. Нам их трудно понять, потому что для многих из нас путь только начинается. Мы еще не дошли туда, куда дошли они.

Если хотите узнать что вас ждет и какими вы станете, оглянитесь вокруг. И вы увидите то, что вам суждено будет увидеть. Да, вам еще рано туда. Но поблагодарите их за то, что они показывают вам другую реальность. А какую реальность хотите создать для себя вы сами?

Я благодарю своих бабушек и дедушек, тех, кого я еще помню за те теплые воспоминания своего детства которые связаны именно с ними. За их любовь, теплоту и заботу. Я благодарю всех пожилых людей, которых я встречаю на улице, в городском транспорте за тот жизненный опыт, который они пытаются мне передать. Я благодарю стариков за то, что я пока еще многого не понимаю, но вижу что в их существовании заложен большой смысл. И просто большое вам спасибо за то, что вы есть, за то, что вы еще с нами. Пожалуй, для меня это самая трудная ступень… Но я вас впускаю в свое сердце и вместе с вами ваш жизненный опыт. Благодарю!

6. Благодарите женщин

Благодарите женщин. И совсем не важно, какой у вас пол. Так устроена природа, что в ней существует и мужское и женское. И эти два полярных принципа есть в каждом из нас. В каждом человеке есть мужские и женские энергии, есть анима и анимус. Мужчина, принимая женщину в себе, принимает и саму женщину. Женщины, у которых очень сильная мужская часть, часто сталкиваются с проблемой принятия в себе женственности. Благодарите женщин, которые окружают вас и то женское, что находится внутри вас.

Вселенная создала человека парным существом. Мужчина становится целостным и достраивает свою целостность только через женщину. Женщина – через мужчину. Вместе они дополняют друг друга. Вместе они могут стать творцами и дать место новой жизни. Благодарите за эту возможность.

Только через женщину в этот мир приходит новая человеческая жизнь и рождается ребенок. Благодарите женщину как мать, как носительницу новой жизни.

Я благодарю всех женщин, которые были в моей жизни и помогали мне ощутить себя мужчиной. Благодаря которым, я формировался как мужчина. И первая женщина – это мать. Вторая –жена. Третья – дочь. Я благодарю всех женщин за уроки, которые они мне преподавали и за то, что я имел возможность их проходить. Я благодарю их за уроки любви, заботы, внимания, самопожертвования и великодушия. Благодаря женщинам, я научился совершать поступки. Благодарю всех женщин с сильными мужскими энергиями, с сильным анимусом за те уроки, которые они мне преподнесли. Для меня это бесценный опыт. Благодаря вам, я научился принимать в себе свою женскую часть и развивать мужскую. Я благодарен женщинам за то, что только в паре с ними я прошел опыт создания семьи, когда вместо моего Я, в моей жизни появилось гораздо большее - МЫ. Я благодарен женщинам за то, что они мне открыли сердце. И только через женщину я пришел к истинной благодарности.

7. Благодарите мужчин

Благодарите мужчин. Женщина принимая мужчину в себе, принимает и самого мужчину. Найдите в мужчинах те качества, которые бы вас восхищали и вы увидите, что без них мир был бы иным. Только через мужчину женщина становится матерью и дает жизнь другому человеку. Благодарите мужчин за любовь и заботу, за поддержку и зашиту.

Я благодарю мужчин за то, что они несут в себе силу и мужество, заботу и защиту, ум и устремленность, бесстрашие и самопожертвование, дружбу и надежность. Я благодарен тем мужчинам, которые меня поддерживали в трудную минуту, выручали в трудных ситуациях, помогали окрепнуть и стать на ноги. Я благодарю своих братьев за помощь и поддержку.

8. Благодарите свои высшие духовные аспекты, своих ангелов-харанителей

Благодарите свои высшие духовные аспекты: свою Душу, свое Высшее Я, свой Дух, своего Ангела-хранителя. Благодарите своих небесных родителей. Благодарите все то незримое, что является для вас поддержкой и опорой. Они ведут вас по этой жизни, дают возможность пройти нужные вам жизненные уроки и очень часто являются для вас вашей защитой. Даже если вы о них ничего не знаете, все равно благодарите. Обращайтесь к ним за помощью и будьте благодарны им. Бог находится внутри вас. Ваш внутренний Бог – это ваша вселенная. И она у каждого своя, она уникальна. Обратите свой взор внутрь себя, возможно вы там что-то увидите, что не видели раньше.

Я благодарю свою Душу, свое Высшее Я, свой Дух, своего Ангела-Хранителя, своих Небесных родителей за незримую поддержку и помощь, за исцеление, за защиту. За те жизненные уроки, которые я прохожу с их помощью. Благодарю вас за то, что вы есть, за то, что ни смотря ни на что вы всегда со мной.

9. Благодарите тех, кто сделал вам больно

Благодарите тех, кто сделал вам больно, осознанно или неосознанно, благодарите своих врагов и недругов. Именно они помогли вам стать лучше. Благодаря им вы проходите так нужные вам жизненные уроки. Простите их, как бы вам это не было трудно и поблагодарите их за жизненный опыт и за то, что они помогли вам стать иными.

Я благодарю всех тех, кто волей или неволей сделал мне больно. Только благодаря боли, я смог почувствовать свое сердце. Благодаря боли и страданию, я смог почувствовать и осознать, что такое жизнь и что такое любовь. Благодаря вам я изменился . Я понимаю, что ваши души взяли на себя самую тяжелую и самую неблагодарную роль - быть плохими для того чтобы я стал лучше. И эту роль никто и никогда не оценит. И труднее всего благодарить тех, кто сделал тебе больно. И трудно благодарить от души, благодарить сердцем, не испытывая при этом зла и обид. Но я переступаю через все это и благодарю вас. Благодарю, благодарю, благодарю!

10. Благодарите тех, кто сделал вам добро

Благодарите тех, кто сделал вам добро. Они вам дали то, что смогли дать. Они вам помогли там, где они могли помочь. И если кто-то вам что-то не дал, что вы от него ожидали, значит он не смог вам этого дать. Не осуждайте его за это. Поблагодарите за то, что он помог вам понять и за то, что он просто есть в вашей жизни.

Благодарите всех, кто хоть что-то делает для вас. Даже если вам сделали что-то обыденное: нагрели кушать или помыли за вас посуду, убрали ваши вещи, купили вам лекарство или помогли в чем-то разобраться, просто поддержали вас или дали вам мудрый совет. За все благодарите. И даже если вы об этом не просили, все равно поблагодарите. Вам сделали это от души, о вас просто позаботились.

Благодарите всех тех, кто дает вам работу и тех, кто дает вам возможность отдыхать. Благодарите всех, кто просто рядом с вами, когда вам тяжело. Благодарите всех, кто разделяет с вами компанию, когда вам весело.

Я благодарю всех тех, кто делал мне добро. А их было в моей жизни очень много. И я благодарю каждого. Я благодарю всех тех, кто мне давал работу и возможность зарабатывать себе на жизнь. Я благодарю всех тех, кто дарил мне свою любовь и заботу, кто переживал за меня и поддерживал в трудную минуту. Я благодарю всех, кто был со мной рядом и в радости, и в горе. Я благодарю тех, кто меня лечил и исцелял, иногда делая невозможное, делая то, с чем не справился бы я сам.

11. Благодарите ваших Учителей

Для кого-то его учитель это его мама или папа, для кого-то его бабушка или дедушка, для кого-то это школьный учитель или ближайшая подруга. Для кого-то учитель – это духовный гуру или преподаватель в институте, коуч на тренинге. А для кого-то учитель – это просто жизнь. И это на самом деле не важно, кто для вас учитель, важно осознать все то, чему научили вас эти люди. И сказать им за это не только огромное спасибо, но и проявить всю глубину благодарности, на которое способно ваше сердце.

Я благодарю всех своих учителей которые меня учили жизни и мудрости, давали свои знания, на чьих книгах и статьях я рос, на чьих семинарах и тренингах я учился и развивался. Я благодарен всем тем людям и ситуациям, которые меня учили и меняли, и заставляли идти вперед. Я благодарю всех тех, в ком я видел себя как в зеркале, кто отражал мои недостатки и показывал, что нужно менять. Я благодарен тем, кто усиливал и помогал проявлять мои достоинства. Я благодарю жизнь за знания и опыт. Только благодаря своим учителям я развивался и рос.


12. Благодарите Себя

Последним поблагодарите Себя. Если вам не хватает благодарности от кого-то, если вы считаете, что вы сделали для кого-то очень много, а он ответил вам чёрной неблагодарностью, поблагодарите вместо него себя сами. И закройте этот файл. Больше не возвращайтесь к нему. А лучше всего не ждите от людей благодарности. Если вы ее заслужили – вас отблагодарит вселенная. И она найдет сама как это сделать.

Благодарность себе – это маленькая часть любви к себе. Благодаря себя – вы транслируете эту благодарность в мир, другим людям. Это, пожалуй, одна из самых трудных благодарностей. И именно поэтому это последняя ступень, последний шаг. Шаг к себе.

Благодаря других, мы забывали о себе. Благодаря себя – мы благодарим всех тех, кому мы благодарны на самом деле. Потому что мы их впустили в свое сердце, мы им дали место в своем сердце, в своей душе.

Все те предыдущие 11 аспектов благодарности, если вы их прошли, теперь имеют свое место в вашем сердце. И благодаря себя, вы заглядываете в самый центр своей души, в самую глубину своего сердца и встречаете там их, всех тех, кому вы благодарны.

Я благодарю себя за то, чем обладаю, за то чем делюсь с другими и отдаю. За то, что шаг за шагом одерживаю маленькую победу над собой. Я благодарю всех тех, кто занял свое достойное место в моем сердце.

Благодарность – это принятие . Без принятия не будет и благодарности. Принять, признать, простить, поблагодарить.

Благодарность – это возможность почувствовать вашу целостность , ваше единение с природой и со вселенной, почувствовать гармонию.

Не скупитесь на слова благодарности. Хотя много их от вас и не требуется. Их всего два: «спасибо» и «благодарю». Хотя даже между ними есть различие. Очень часто скупое «спасибо» идет от ума, а благодарность - от души. И гораздо важнее то, что стоит за этими словами. Ваше состояние, которое вы испытываете при этом. Ваше сердце услышит не каждый. Но слова услышат многие. И это уже много.

Когда вы благодарите кого-то скажите человеку за что именно вы его благодарите . Это никогда не будет лишним.

Не ждите благодарности от других. Безусловно, это приятно, когда и вас благодарят. Но не надо на этом зацикливаться. Не надо ждать благодарности от того, кто не может быть благодарным, кто не может оценить то, что вы для него сделали. Примите его таким, какой он есть. Поблагодарите его вы сами за опыт, который он вам дает. Целостный человек не ждет благодарности, он ее дарит сам. Благодарите вселенную, а вселенная будет благодарна вам.

У благодарности есть одно очень важное свойство – ее можно только почувствовать. Сказать о ней мало. Важно, чтобы она изливалась из источника. А источник у человека только один – сердце! Все, что идет от ума – это не плохо. Это по-своему хорошо. Но чувствовать можно только сердцем.

Благодарите вселенную не для того, чтобы получить от нее что-то , а для того, чтобы почувствовать что-то. А ТО, что вы почувствуете при этом, это уже много…

Энергия благодарности – это одна из немногих и одна из самых сильных трансформирующих энергий. Пропуская ее через себя, вы трансформируетесь, вы меняетесь, вы становитесь другим, и начнете себя скоро ощущать иным.

Практикум «Круг благодарности»

Возьмите 13 листов бумаги формата А4. На двенадцати листах напишите названия 12 ступеней благодарности, которые вам предстоит пройти и пронумеруйте их. Разложите эти листы по кругу на полу. В центре круга положите 13-й лист и напишите на нем «Я».

Станьте в центр круга, на лист бумаги с надписью «Я». Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси и смотрите на каждый лист. На нем выражено определенное качество благодарности. Постарайтесь увидеть, как оно проявлено именно в вас. Прислушивайтесь к своим ощущениям. Какие чувства оно у вас вызывает?! Насколько эта благодарность проявлена в вас или наоборот не проявлена?! Поворачивайтесь медленно, не спешите. Постарайтесь вступить в контакт с каждым из качеств благодарности, которое написано на бумаге. Насколько данная благодарность выражена в вас?! Ваши ощущения могут меняться. В каких-то определенных секторах круга вы можете почувствовать полное отсутствие благодарности, а в каких-то у вас может возникнуть внутреннее ощущение тепла. Запомните эти ощущения.

После того, как вы мысленно обойдете полный круг, постойте, прислушайтесь к тому, что вы сейчас чувствуете, что чувствует ваше тело?!

После этого станьте на лист №1. Это будет ваша первая ступень . На ней должно быть написано «Благодарю вселенную». Это и будет первым вашим шагом. Скажите себе: «Сейчас Я – это моя Благодарность к вселенной». Прислушайтесь, что с вами начнет происходить. Какие чувства и эмоции у вас будут возникать? Какие мысли к вам будут приходить? Какие образы и картинки у вас начнут возникать? Может быть вы увидите каких-то конкретных людей, которых вы не поблагодарили или которые нуждаются в вашей благодарности. Может вы увидите какую-то неприятную, не принятую вами ситуацию. Поблагодарите их, поблагодарите этих людей и эти ситуации. Стойте на этом месте до тех пор, пока через вас будет проходить энергия и информация. Благодарите за все. И в конце, когда вы почувствуете наполненность скажите: «Я благодарю вселенную за…» Перечислите за что конкретно вы ее благодарите. Дайте этой благодарности свое место в вашем сердце.

После этого перейдите по кругу на следующий лист №2. Это будет ваш второй шаг . Скажите себе: «Сейчас Я – это моя Благодарность моим родителям». Представьте вашу маму и вашего папу. Какие чувства они у вас вызывают? Может быть вы вспомните какие-то ситуации связанные с ними за которые вы их должны поблагодарить и простить. Поблагодарите их. Не спешите. Вчувствуйтесь. Это одна из самых важных ступеней ибо только через наших родителей мы приходим в этот мир. Если у вас будут течь слезы плачьте, не сдерживайте их. И благодарите от чистого сердца. После того, как вы завершите свою работу, переходите на следующую ступень. Сделайте следующий шаг.

Вам может быть трудно проходить все 12 ступеней сразу. Не спешите. Вы можете пройти только одну ступень и отдохнуть, а потом перейти на следующую. Ваш ритм выбирайте сами. Цель – пройти в итоге все 12 ступеней. Пусть на это уйдет не один день.

После того, как вы пройдете полный круг, все 12 ступеней, станьте снова в центр круга и снова повернитесь вокруг своей оси и обведите взглядом листы. После того, как вы их все обошли, почувствуйте как вы себя сейчас чувствуете?! Вспомните, как вы себя чувствовали в первый раз, когда только стали в центр этого круга и как сейчас? Что изменилось в вас? Как изменились вы?

Если обходя круг вы почувствуете, что какая-то из ступеней вами не до конца проработана, вы можете стать на нее снова и снова начать прорабатывать себя.

Вы можете через время вернуться и пройти 12 ступеней заново и увидеть разницу между тем как было и как сейчас.

Вы можете не делать это упражнение с листочками, а просто выделить себе несколько минут в день , чтобы кого-то поблагодарить.

Начинайте каждый новый день со слов благодарности. Благодарите вселенную и своих родителей. Когда вы выходите на улицу, посмотрите по сторонам. Кого вы там увидите? Мужчин или женщин, детей или стариков, друзей или врагов? Тот, на кого упадет ваш взгляд, поблагодарите в его лице тех, кого он для вас олицетворяет. Чьим зеркалом он для вас сейчас является?!

И помните, благодарности много не бывает . Не скупитесь ее проявлять.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль благодарности в отношениях личности к жизни

Введение

Безостановочно текущее время вносит в жизнь человека новшества, которые меняют образ жизни, мышление, и самого человека. Но в современном мире моральные убеждения дергадируют. В наше время благодарность не в моде, роль ее стала весьма незначительной. Благодарность перестала соответствовать потребностям современного человека. Она не сумеет принести желаемого (славу, удачу, самореализацию, достойную работу и т.п.), т.к. благодарности не достаточно.

С самого раннего возраста ребенка учат говорить «спасибо» и «пожалуйста» за доброту и прочие хорошие вещи. Но как часто люди благодарят друг друга и за что? Современное восприятие благодарности колеблется от умеренного приятия,безо всякого энтузиазма, до амбивалентности. Люди забыли, что «благодарность» имеет красивое значение «дар» и «благо», то есть дарить благо. Современный человек не перестает роптать на окружающий мир, на свою жизнь и т.п., забывая благодарить за то, что уже имеет; забывая, какой позитивный колорит могут внести искренние слова благодарности, сказанные от всей души, в жизнь любого человека.

Для того, чтобы иметь более полное и точное представление о чувстве благодарности, необходимо обратиться к традиционным и античным источникам, связанных с философией и религией. Из которых можно понять, что благодарность лежит в основе человеческой природы.

Что такое благодарность

Два красивейших по значению понятия «дар» и «благо» сумели слиться в одно- «благодарность», то есть дарить благо. В старинных текстах и религиозной практике благодарности уделяется большое внимание. Полагается, что благодарность лежит в основе человеческой природы.

Благодарность включает в себя чувство признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого чувства. Эмоциональная и рациональная оценка происходящего может поспособствовать возникновению такого сложного чувства , з ачастую, проявлен ие которого сильно ритуализовано.

Ошибочно придерживаться мнения, что понятие «благодарность» не несет особой смысловой нагрузки и имеет абстрактное значение, которое индивид находит для себя сам. Давайте сравним два, казалось бы, простых понятия, основанных на таком приятном, светлом, чистом и звонком слове «благо». Благо имеет свойство полезности и способно удовлетворить определённые человеческие потребности - это с точки зрения экономики. С точки же зрения этики, нравственности, духовности и психологии «благо» можно заменить понятием «добро», и означать оно будет намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния. Это деяние должно принести человеку счастье, радость и любовь и может осуществляться только свободной волей. Итак, благотворить - это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли.

В свою очередь, благодарность подлежит классификаций :

· прямая и косвенная благодарность

· ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая)

· мотивированная и немотивированная

· вербальная и невербальная

· благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам.

«Благодарность лежит в основе человеческой природы»

Для того, чтобы удостовериться в данном тезисе: «Благодарность лежит в основе человеческой природы», нам необходимо проследить истоки чувства благодарности в когнитивно- социальных реалиях детства и дальнейшее его развитие в течение жизни, основываясь на древних текстах культурного значения и принципах эволюции человека.

В исходных текстах иудаизма и христианства утверждается, что именно неблагодарность навлекла беды на род человеческий. Согласно книге Бытия Адам не благодарил Бога за дарованную ему подругу - напротив, он роптал на Творца за создание женщины, вовлекшей его во грех. Первым людям, жившим в садах Эдема, было мало всех даров Творца. Благодарность характеризуется скромностью, желание Адама и Евы сравниться с Богом в познании и величии не отличалось скромностью. Сквозной темой Пятикнижия и Ветхого Завета является проблема благодарности. Согласно книге Бытия, первое убийство напрямую связано с неблагодарностью. Сыновья Адама и Евы избрали различные способы вознести хвалу Господу. Авель сотворил всесожжение первородного агнца, а Каин предложит плоды земли, и дар Каина не был угоден Господу. И так горько стало Каину, оттого что Господь отверг дар его, что он убил собственного брата. Позднее, в книге Левит, Господь дает народу Израилеву подробные наставления о всесожжениях. Им следовало выполнять их в точности, чтобы жертва была угодна Господу (корень слова gratitude, благодарность - gratis, что означает «угодный, приятный»).

Для полноценной жизни и развития человеку необходимо общество. Формирования общества началось в античные времена с небольших групп охотников и собирателей. Навыки общественной жизни сформировались посредством адаптивных механизмов поведения, которые позволили людям научиться уживаться друг с другом. Эволюционная основа морали включает в себя четыре качества:

1. Навыки, связанные с симпатией

2. Характеристики, связанные с нормой

3. Реципрокность

4. Способность уживаться с людьми.

В современном мире благодарность проявляется в более скромном масштабе, чем вознесение молитвы, и менее экстравагантной форме,чем принесение людских жертв. Современные формы благодарности имеют формы выражений таких, как: «Спасибо», «Очень признателен», «Благодарю за помощь», «Надеюсь отплатить взаимностью», и так далее. Более яркое проявление благодарности - это преподнесение подарка или оказание какой-либо услуги, проявления помощи, выполнения просьб. Форма проявления благодарности индивидуальна и зависит только от индивида, его морального восприятия понятия «благодарность», ситуации и возможностей.

С возраста появления первого опыта привязанности у ребенка начинает формироваться благодарность - то есть, с момента формирования любви между младенцем и теми, кто за ним ухаживает (Bowlby, 1969). Важнейший критерий формирования привязанности у детей в возрасте 1 года - радость, с которой они встречают близких людей после недолгой разлуки. В рамках стандартных лабораторных экспериментов, которые используются для оценки индивидуальных особенностей привязанности у детей в возрасте 1 года, при возвращении матери, отсутствовавшей 3-6 минут, дети со стойкой привязанностью проявляют радость и возбуждение (Ainsworth, Blehar, Waters, & Wall, 1978). Мать легко успокаивает ребенка, встревоженного расставанием, и обеспечивает надежную основу для познания им мира. Допустимо ли предположение, что при возвращении матери ребенок испытывает благодарность? Наоборот, у детей со слабыми проявлениями привязанности отмечаются реакции, которые можно расценить, как неблагодарность - при возвращении матери после кратковременного отсутствия, такие дети избегают ее, или препятствуют ее действиям. В работах, посвященных привязанности, Эриксон (1963) предположил, что развитие базового доверия на первом году обеспечивает человека надеждой, длиною в жизнь. Ранний опыт благодарности за заботу может обеспечить человека положительными ожиданиями, и сформировать его мировоззрение на основе надежды и доверия.

Опыт ранней привязанности может содержать некоторые элементы примитивной благодарности, тем не менее, в нем отсутствует ее ключевой элемент. По мнению McCullough и Tsang,благодарность - безусловно, эмоция, но это - атрибутивная эмоция. Обычно, мы бываем благодарны кому-то и за что-то. Благодарность сложнее дистресса, злости, радости, возбуждения и грусти - скорее, она относится к социальным эмоциям, как например стыд и вина. Это - комплексные чувства, подразумевающие консолидацию осознания себя в качестве причины происходящего, а также признание других в аналогичном качестве (Izard, 1977; Lewis, 1990). Четкие признаки консолидации проявляются на втором году жизни. Уильям Джеймс (1892/1963) называл это субъективным осознанием себя. Подобное осознание относится к базовым формациям (Howe & Courage, 1997; Kagan, 1994). К этому возрасту у детей формируется опыт признания действий, мыслей и чувств своими. Консолидация субъективности - то есть, базовое осознание себя - прокладывает дорогу тому, что Деннетт (1987) назвал интенциональной (волевой) стадией опыта. Похоже, что осознание себя в качестве субъекта волеизъявления (а в дальнейшем - осознание других людей в том же качестве, способствует получению полноценного опыта благодарности (Toinasello, 2000), поскольку благодарность предполагает базовое понимание того, что люди время от времени желают производить действия, за которые к ним можно испытать чувство благодарности.

На 3-4 годах жизни у детей продолжает формироваться осознание себя и других людей в качестве субъектов волеизъявления. Дети понимают, что их действия, равно как и действия других людей, являются следствием намерений. К 3 годам у детей формируется примитивная психология желаний, первая версия того, что некоторые специалисты по психологии развития называют интернализированной теорией сознания (Baron-Cohen, 1995; Wellman, 1990). К этому возрасту, дети понимают, что поступки людей основаны на их желаниях. Несколько позже к теории сознания добавляется психология убеждений - дети начинают понимать, что обладая волей, люди действуют не только сообразно желаниям, но и в соответствии со своими убеждениями.

Поскольку благодарность - сложная социальная эмоция, для ее полноценного развития необходима интернализованная теория сознания - раньше 4 лет она не появляется. Дети способны испытывать и проявлять благодарность, только если они понимают, что другие люди (равно как и сами они) обладают свободной волей, а их поведение мотивировано желаниями и убеждениями. В случайной Вселенной, лишенной факторов мотивации - то есть, во внутреннем мире аутичных детей (Baron-Cohen, 1995)-- благодарность невозможна. Например, сэр Исаак Ньютон не благодарил яблоко, упавшее ему на голову, хотя оно и помогло ему постичь закон гравитации (если верить легенде), поскольку яблоко не намеревалось все это проделывать. У яблока нет ни намерений, ни желаний, ни веры. (Ньютон мог поблагодарить Бога за удачный случай, но даже если так, он бы сознательно обращался именно к Богу). Эмоциональный опыт благодарности требует когнитивных ресурсов, которые возникают по мере развития интернализованной теории сознания, поскольку мы испытываем благодарность только в ответ на сознательные проявления. В самом деле, благодарность, прежде всего, касается осознанности действий - то есть, желаний и убеждений. Можно благодарить просто за намерение, которое так и не воплотилось в действие. Мы часто говорим «Важно то, что ты подумал» - то есть, мы благодарны за намерение, неважно, помогли нам действия, или нет.

«Роль благодарности в отношениях личности к жизни»

благодарность чувство признательность эмоциональный

Благодарность может проявляться в разных формах. Исследователи определяют ее как «эмоцию, которая возникает у человека в ответ на получение им от другого человека ценной и альтруистической помощи» или «положительную оценку чьих либо способностей или атмосферы, которые способствуют достижению успеха в работе».

Независимо от того, какое определение дают ученые, один факт неоспорим: ощущение благодарности или ее выражение благотворно действует на наше эмоциональное и физическое состояние. По словам социального психолога Роберта Эммонса простое слово «спасибо» может позитивно повлиять на нашу жизнь. Профессор Калифорнийского университета имеет в виду не простое машинальное спасибо. Таких слов мы можем произнести несколько десятков в день. Когда нам придержали дверь, подали пальто, отдали деловые бумаги, то мы говорим спасибо, ведь это дань вежливости. Но произнести слова благодарности нужно осмысленно, тогда они принесут пользу нам самим. Мозг воспринимает это следующим образом. Сначала он отмечает, что человек преподнес нам подарок. Это может быть материальная вещь, моральная поддержка или помощь. Потом мозг понимает, что подарок обладает ценностью. Опять же, необязательно материальной ценностью, возможно, мы осознаем усилия, которые были положены для этого подарка. Наконец, мы видим источник подарка, которым не являемся мы сами. Причем даритель - это и другой человек, и даже сама жизнь. Если перевести это утверждение в плоскость работы, то мы получаем следующие выгоды:

· более позитивную атмосферу,

· более удовлетворенных/счастливых и оптимистичных сотрудников,

· меньший уровень стресса,

· более эффективную командную работу,

· культуру взаимопомощи,

· меньший уровень абсентеизма,

· укрепление физического здоровья.

А теперь рассмотрим научные обоснования всему вышеперечисленному.

Благодарность улучшает эмоциональное состояние

По данным исследования, опубликованного в 2007 году в Journal of Research in Personality, «благодарность имеет уникальное значение для состояния человека и его социальной жизни». Исследование продемонстрировало существование связи между благодарностью и состоянием человека, не зависящей от персональных факторов (экстравертированности, невротизма, открытости новому, сознательности, сговорчивости). Также было доказано, что ощущение и выражение благодарности со временем приводит к понижению уровня стресса и депрессии и повышению уровня социальной поддержки.

Авторы научной работы призывают врачей к использованию благодарности в качестве клинического инструмента, приравнивая навыки в сфере благодарности к поведенческим навыкам, способствующим преодолению негативных убеждений.

Благодарные люди готовы жертвовать личными интересами ради достижения всеобщего блага

В ходе исследования, результаты которого опубликованы в 2010 году в журнале Американской Психологической Ассоциации, было выявлено, что «благодарность способствует усилению кооперативного поведения».

Даже при общении в группе незнакомых людей, не имея перспективы взаимности, те, кто испытывал чувство благодарности, принимали решения на благо всей группы, даже если они шли вразрез с их личными интересами». Благодарность, как выяснили исследователи, оказывает прямое и позитивное влияние на принятие решений.

Благодарные люди лучше ладят с другими людьми

Исследователи говорят о связи благодарности с уже вошедшим в привычку позитивным состоянием человека и широким спектром адаптивных черт характера, способствующих развитию и поддержанию хороших взаимоотношений: «Благодарные люди отличаются меньшей агрессивностью, враждебностью, депрессивностью и эмоциональной уязвимостью. Они чаще испытывают позитивные эмоции. Благодарность также коррелируется с личностными характеристиками, которые способствуют успешному взаимодействию в социуме и проявляются в эмоциональной теплоте, общительности, активном поиске, доверии, альтруизме и сострадательности. Также благодарные люди более открыты в проявлении собственных чувств, идей и ценностей».

Благодарные люди лучше спят

Исследование, проведенное в 2012 году группой китайских ученых, изучило связь благодарности и качества сна с симптомами тревожности и депрессии. Они обнаружили корреляцию между более высоким уровнем благодарности и лучшим качеством сна, меньшей тревожностью и депрессивностью.

Данные этого исследования находят продолжение в работе ученых из Университета Манчестера. По их данным, хороший сон, в свою очередь, способствует улучшению памяти, стабилизации веса, снижению стресса, повышению креативности и внимательности.

Благодарные люди достигают большего

Исследователи из Калифорнийского Университета попросили участников одной группы испытуемых вести ежедневные записи о том, что вызывает у них чувство благодарности. Две другие группы получили задание фиксировать причины своего раздражения или бытовые повседневные наблюдения. Первая группа по сравнению со второй и третьей продемонстрировала существенное улучшение показателей принятия решений, внимания, энтузиазма и энергичности.

Авторы работы, опубликованной в Journal of Happiness Studies , выявили, что у самых благодарных студентов было большего всего друзей и лучшие показатели успеваемости.

Благодарные люди с готовностью оказывают помощь другим

В эксперименте, проведенном в 2006 году в Университете Northeastern, была создана следующая ситуация: компьютеры участников были намеренно выведены из строя, и на помощь им пришел специалист. В дальнейшем те люди, которым он помог, с большей вероятностью оказывали помощь своим коллегам при решении ими других задач. Как показало исследование, благодарность имеет гораздо большую силу, чем способность улучшить настроение.

Благодарные люди менее агрессивны

В Университете Кентуки был проведен эксперимент, в ходе которого одни студенты получили похвалу за написанное ими эссе, а другие -- резкие оценки. Затем участники исследования приняли участие в игре против экспертов, которые оценивали их работы, где в качестве оружия использовался так называемый белый шум. В целом обиженные студенты «вознаграждали» своих противников порциями более громкого шума. Но некоторым из них было предложено предварительно написать о тех вещах, за которые они были благодарны тем или иным людям или обстоятельствам. И те, кто выполнил это задание, с меньшей вероятностью мстили своим критикам с помощью белого шума.

«Благодарность -- нечто большее, чем просто приятное чувство, -- утверждает Натан ДеВолл (Nathan DeWall), автор исследования. -- Она снижает агрессивность людей через усиление эмпатии».

Благодарные люди обладают лучшим физическим здоровьем

Ученые из Университета Коннектикута выяснили, что благодарность снижает риск сердечнососудистых заболеваний. По данным эксперта Роберта Эммонса (Robert Emmons) она также укрепляет иммунную систему, снижает кровяное давление, уменьшает симптомы заболеваний, повышает болевой порог и в целом поощряет нас к заботе о своем здоровье.

Также благодарность способствует ускорению выздоровления. Так, было выявлено, что пациенты с пересаженными донорскими органами, которые вели дневники, где писали обо всем, что вызывало у них чувство благодарности, демонстрировали лучшие показатели физического состояния и жизнеспособности, чем те, кто делали стандартные дневниковые записи.

Благодарные люди более устойчивы к травмирующим факторам

Наблюдения ветеранов Вьетнамской войны показали, что благодарность играет большую роль в поддержании эмоционального равновесия после переживания травмирующего жизненного опыта.

Оказывается, письменное выражение благодарности также имеет свои плюсы. Профессор Стив Топфер (SteveToepfer) изучил влияние написания благодарственных писем на счастье, удовлетворенность жизнью и депрессию.

«Чем больше писали люди, тем менее выраженными становились симптомы депрессии, - говорит Топфер. -- Участники исследования тратили на написание каждого письма 15--20 минут, и они делали это один раз в семь дней в течение 3 недель. В итоге показатели счастья и удовлетворенности жизнью у них существенно улучшились».

Ученые из Университета Пенсильвании получили схожие результаты, когда они попросили участников эксперимента написать и доставить лично в руки благодарственное письмо тому человеку, которого никогда ранее как следует не благодарили за его/ее доброту. Испытуемые продемонстрировали огромный и незамедлительный рост показателей счастья. Оказанное влияние было значительнее, чем влияние какого-либо другого фактора и оно длилось целый месяц.

Для доказательства факта, что благодарность оказывает существенное влияние на людей, Роберт Эммонс вместе с Майклом Маккаллохом разработали специальный эксперимент. В нем приняли участие несколько сотен человек, которые были расформированы на 3 группы. Каждой группе дали свое задание. Первая группа каждый день фиксировала в дневнике переживания, вторая группа должна была записывать неприятные ощущения. Третья группа отмечала и записывала все явления или людей, которые вызывали чувство благодарности. По итогам эксперимента третья группа была более позитивной и оптимистично настроенной, все дела выполнялись с удовольствием. Также люди из третьей группы проявили большую заботу о себе, стали заниматься спортом. Сократились тревоги и беспокойства из-за собственного здоровья. По словам Роберта Эммонса эти положительные изменения были вызваны благодарностью. Люди отмечали ее, фиксировали, поэтому становились более позитивными. Нужно постоянно видеть причины для благодарности. Хорошие слова оказывают влияние не только на нас, но и на окружающих. Если высказать благодарность другому человеку, то он будет более признательным, его чувства станут теплыми. Люди будут нас ценить, а это очень важно. Иными словами, это позволяет создать особый круговорот - круговорот добра.

Рисунок 1 Адаптационный цикл благодарности и счастья

На рисунке 1 представлено предположение ученых Dan P. McAdams, Jack J. Bauer, что благодарность и счастье питают друг друга в более адаптивном смысле. Те, кто с большей долей вероятности ответят в виде благодарности на жизненные ситуации, должны быть более счастливыми, в целом, ввиду усиленного удовольствия от жизненных благ, усиленного закрепления и воспоминаний о положительных жизненных явлениях, а также других возможных механизмов.

Благодарность, взаимная польза и культура

Благодарность: “Моральная память человечества”

Социологический взгляд на благодарность акцентирует внимание на межличностных взаимоотношениях и социальных взаимодействиях, при которых благодарность приобретает форму. Благодарность всегда присутствовала во взаимосвязи между двумя сторонами. Способность быть благодарным и щедрым развивается в контексте социальной взаимосвязи. Главную функцию предоставления даров (создание социальных связей), разумеется, можно продемонстрировать на примере взаимодействия между матерью и ребенком. Связь сохраняется и остается невредимой, только если имеется некоторая степень положительной взаимной пользы. Благодарность играет важнейшую роль в установлении и поддержании социальной взаимности. В начале двадцатого века социолог Georg Simmel написал свое красивое эссе “Преданность и благодарность” (1908/1950), один из нескольких текстов, который непосредственно обращается к вопросу благодарности. Он назвал благодарность “моральной памятью человечества” (стр. 388). Путем взаимного дарений люди становятся связанными друг с другом сетью чувств благодарности. Благодарность является мотивом, который призывает давать в ответ, и тем самым создает взаимную пользу услуги и взаимной услуги. Хотя, она имеет в свой основе некоторые психологические чувства, ее основная функция является социальной, по мнению Simmel. Функции благодарности заключаются в осуществлении цепочки взаимной пользы. Обмен дарами и сопутствующие чувства благодарности являются основной системы взаимных обязательств между людьми, и поэтому выполняют функцию морального цемента человеческого общества и культуры. Simmel обратился к роли благодарности в стимуляции социальной жизни сообществ. Благодарность объединяет людей с тем, что ушло раньше, и дает им ощущение целостности жизни с возможностью влиять друг на друга. Simmel провел теоретический эксперимент, представив, что случится, если каждое действие благодарности на основании благ, полученных в прошлом, внезапно исчезнет - общество определенно распадется. Благодарность не только создает и сглаживает межличностные взаимоотношения; она, по сути, также выполняет важные функции связи в обществе и культуре.

Благодарность, могущество, зависимость

Таким образом, можно сказать о благодарности, как о положительной эмоции и социальной силе, которая объединяет сообщества и связывает их. Тем не менее, благодарность не всегда является положительным и беспроблемным феноменом, каким мы хотели бы, чтобы она являлась, но она может осложняться вопросами могущества и зависимости. Например, принцип взаимной пользы может нарушаться в случае различных ответных даров. Одна сторона может не иметь достаточное количество ресурсов, чтобы отвечать ожиданиям другой стороны относительно того, что можно считать надлежащим ответным даром. Могущество может иметь отношение к взаимной пользе, вызывая асимметрию, когда одна сторона чувствует или в действительности обязана давать намного больше, чем другая. В таких случаях, благодарность будет выглядеть по-другому, чем в ситуации, с доминированием более или менее симметричной взаимной пользы.

Социолог Alvin Gouldner (1960) первым продумал роль могущества в ситуации асимметричной взаимной пользы. Следует принимать во внимание соответствующие уровни ресурсов дарителя и получателя, а также потребности получателя и свободу выбора дарителя предоставлять дар или нет. Дарение может вынуждаться другими людьми или сильными нормативными ожиданиями поступить именно так, тем самым ограничивая спонтанность и добровольность предоставления даров. Это возможно, оказывает влияние на чувство благодарности. К сожалению Gouldner, как и большинство его коллег социологов и антропологов, не обращаться к этому конкретному вопросу.

Как часто наблюдается в случае действительно фундаментальных проблем, в литературе предложено несколько интересных взглядов, которые, как известно, отсутствуют в области науки социологии. Русский писатель и поэт Марина Цветаева (1917/2000), которая написала большинство своих работ непосредственно после русской революции 1917 года, имела очень необычный, но проливающий свет взгляд на пластичность благодарности. Она глубоко сомневалась в принципах большевиков и их жестокой политической тактике. Это недоверие было взаимным. Большевики считали Цветаеву вражеским элементом и запрещали публикацию ее работ, вынуждая ее жить с двумя маленькими детьми в очень холодной комнате в доме родителей. Бедность и голод сделали ее зависимой от милостыни, предлагаемой ей время от времени друзьями и знакомыми. В такой ситуации, благодарность довольно отличается от того, к чему мы привыкли. Какие чувства по отношению к дарителю испытывает бедный человек при получении куска хлеба, и какого рода ожидания имеет даритель?

Цветаева (1917/2000) проанализировала этот пример, взятый буквально из ее собственной жизни, о чем говорится ниже. Здесь участвуют не настоящий даритель и не настоящий получатель, каждый человек отражается в своих действиях, а попросту предоставляет руку помощи и получает помощь, чтобы не умереть с голоду. Когда в желудок поступает хлеб, это не имеет ничего общего с тем, чтобы быть дарителем или получателем. В этом акте обмена, участвуют только два куска мяса. Поэтому абсурдно для куска мяса требовать благодарности от других. Благодарность, в этом случае, перерастет в любовь за деньги (проституцию) и может непосредственно обидеть дарителя, а также получателя. Как говорила Цветаева, только душа может быть благодарной, но только по причине другой души. “Спасибо тебе за твое существование. Остальное является обидным” (стр. 200-201). В ином случае, приемлема лишь молчаливая благодарность - благодарность, невыраженная словами или действиями, поскольку истинное выражение благодарности уже включает некоторый упрек или унижение дарителя: он или она имеет что-то, чего нет у получателя (болезненное противостояние между тем, что человек имеет и не имеет). Наилучшим решением в этом случае является дать, получить и затем быстро забыть об этом, чтобы предотвратить развитие любых чувств благодарности вовсе; дать и уйти, получить и уйти без каких-либо последствий. При такой взаимосвязи неравного могущества, моральное обязательство выразить благодарность является уничижительным и препятствует развитию длительных связей.

В предшествующих разделах, мы увидели, что благодарность является личным ценным вкладом, а также моральной добродетелью - способностью, которой должен обучиться каждый. Более того, благодарность была проанализирована, как моральное отклонение от взаимной пользы. Действуя под моральным обязательством давать в ответ, благодарность не только служит для усиления связи на уровне социальных взаимоотношений, но также является средством достижения социального объединения и создания общей культуры. Важно в этот момент подчеркнуть, что чувство долга не каким образом не противостоит благодарности, а скорее является ее моральным ядром.

Заключение

Есть несколько добродетелей, которые не только происходят из благодарности, но и способствуют ее проявлению. Это милосердие, смирение и великодушие. Цицерон говорил, что самое необходимое качество, которое он хотел бы иметь - это умение выразить благодарность. Он называл его матерью добродетелей.

Ученые Роберт Эммонс и Майкл Маккаллох нашли ответ на вопрос, почему религиозные люди испытывают больше счастья в жизни, чем все остальные. Ведь они, по утверждению философа Беранжера Касини, принимают любые послания судьбы. Поэтому благодарность человеку сродни благодати Божьей. Об этом говорит и священник Владимир Зелинский. Он называет благодарность вестью о Боге. Той вестью, которую мы получаем, не умея говорить, не осознавая собственную веру.

Все перечисленные исследования показывают, что переживание чувства благодарности и создание условий -- для себя самого или своих сотрудников/коллег/близких -- для ощущения и выражения благодарности, дают ценные плоды. «В нашем распоряжении удивительный ресурс: благодарность, -- говорит Стив Топфер. -- Она помогает нам самовыражаться и наслаждаться жизнью, ценить ее и получать удовлетворение. Этот ресурс доступен каждому, и мы должны использовать его для улучшения качества собственной жизни».

Есть несколько добродетелей, которые не только происходят из благодарности, но и способствуют ее проявлению. Это милосердие, смирение и великодушие. Цицерон говорил, что самое необходимое качество, которое он хотел бы иметь - это умение выразить благодарность. Он называл его матерью добродетелей.

Литература

· Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Мелани Кляйн, 1997.

· Нравственные письма к Луцлию. Письмо LXXXI. Сенека Младший.

· Кого и за что благодарили поэты. Иза Кресикова.

· О благодарности. Марина Цветаева, 1919.

· Journal of Research in Personality.

1. Ainsworth, Blehar, Waters, & Wall, 1978.

2. Bowlby, 1969.

3. Izard, 1977; Lewis, 1990.

· Journal of Happiness Studies.

1. Howe & Courage, 1997.

3. Toinasello, 2000.

4. Baron-Cohen, 1995.

· Clinical Psychology Review.

1. Nathan DeWall.

2. Alvin Gouldner,1960.

3. Wellman, 1990.

4. Alvin Gouldner,1960.

· Благодарность в современном мире. Dan P. McAdams, Jack J. Bauer.

· Преданность и благодарность, стр 388. Georg Simmel.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Взгляд на мир сквозь призму философской мудрости. Как начинается философская работа. Противопоставление повседневной жизни и жизни созерцательной. Развитие духовного начала как основной стержень жизни философа. История жизни и смерти Канта и Сократа.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Анализ взаимоотношения философии и религии в различные исторические эпохи и в современный период. Общий объект познания у религии и философии. Пифагорейцы - первые философы, которые представляли собой религиозный союз. Основные идеи и понятийный язык.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    История происхождения и дисциплинарный состав философии как научной дисциплины. Понятие, структура и функции религии. Концепции будущего земной жизни. Идея материи в истории философии и естествознания. Смысл жизни человека как философская проблема.

    учебное пособие , добавлен 01.04.2013

    Характеристика категорий "добро" и "зло" с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия "борьбы зла и добра", которое есть не что иное, как выбор, а именно - выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понимание категории поступка в античных философских трудах. Моральная оценка поведения, мотивы и мотивация. Основные научно-психологические подходы к поступку как единице анализа личности. Характеристика и особенности философии М.М. Бахтина о поступке.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Антропогенез в науке, религии и философии. Социализация и индивидуализация как способы формирования личности. Отличие человека от животных. Проблема природы человека и смысла жизни в философии.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2014

    Основные положения философии Л. Фейербаха, посвященные истории философии, вопросам нравственности, представлениям о философии будущего. Материалистические позиции Фейербаха, учение о человеке, о природе, этике, рассуждения о христианской религии.


БЛАГОДАРНОСТЬ

Что такое благодарность?

Благодарность — это способность ценить то доброе, что делают нам другие и выражать это. Благодарность является проявлением справедливости.

По справедливости добро вознаграждается добром, а зло наказывается злом.

На принципе благодарности построена оплачиваемая работа. При этом один человек делает добро в какой-либо форме (совершает труд для кого-то), а другой в благодарности оплачивает этот труд.


Сатанинские противоположности: неблагодарность.

Как проявляется благодарность:



  • Благодарность проявляется в устном обращении : «Спасибо!», «Благодарю вас!» и т. п.


  • Благодарность можно выразить в письменной форме : грамота, благодарность, открытка, письмо, смска и т. п.


  • Благодарность можно выразить в материальной форме : награда, премия, материальное вознаграждение, в том числе и финансовое, зарплата.


  • Благодарность можно проявить в делах : сделать добро в ответ, отплатить добром за добро, услугой за услугу и т. п.

Зачем нужна благодарность


Благодарность является качеством, соответствующим высокому званию христианина, в отличие от разных недостойных дел: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение » (Еф.5:4).

Благодарность в жизни Иисуса


  • Иисус благодарил Бога Отца за пищу и питьё : «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу » (Мф.15:36). «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все » (Мф.26:27).


  • Иисус благодарил Отца за услышанные молитвы : «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня » (Ин.11:41).


  • Иисус одобрял благодарное отношение людей . Это хорошо видно в случае, когда к нему обратилась за исцелением группа прокажённых и когда Иисус исцелил их. Только один из исцелённых вернулся к Иисусу, чтобы поблагодарить Его. Вот что об этом написано в Библии: «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя » (Лк.17:15-19).

СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ БЛАГОДАРНОСТИ У СЕБЯ:

Основой для формирования и развития любого качества характера являются базовые принципы , изложенные в основной статье (вы можете прочитать их ). Чтобы развивать благодарность у себя, следует постоянно бороться со своей неблагодарностью и практиковать благодарность во всём. Вам могут быть полезны следующие советы:

ПОБЕДА НАД НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ

РАЗВИТИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Пусть вашей привычкой будет ежедневно начинать и заканчивать день с благодарения Бога за все Его благословения: «И чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером » (1Пар.23:30). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением » (Кол.4:2).

Прежде чем в молитве высказывать Богу свои просьбы и желания, Господь побуждает нас высказывать Всевышнему наши благодарности: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом » (Фил.4:6).

Не допускайте неблагодарности, так как это качество стоит в списке неугодных Богу черт характера: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны » (2Тим.3:2).

Проявляйте благодарность во всём. Благодарите и за хорошее и за то, что вам кажется не очень радостным. Помните, что любящим Бога всё содействует ко благу. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1Фес.5:18).

Благодарите Бога не только за себя, но и за других людей: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков » (1Тим.2:1).

Благодарите Бога каждый раз за пищу, которую Он дал вам на этот день, так как Господь хочет «дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением » (1Тим.4:3).

Берите пример с небожителей, которые всегда и за всё благодарят Бога (см. Откр.7:12; 11:17).

В сегодняшней работе мы приведем аргументы проблемы благодарности. Как известно, сочинения на едином государственном экзамене пишутся по особому алгоритму. Чем подробнее вы раскроете тему, тем больше баллов сможете получить.

Какие темы наиболее часто встречаются? Это проблема любви к матери и родине, бесчеловечности, благородства, внутренней культуры человека и, конечно, проблема благодарности. Примеры в сочинении необходимо привести из литературы, кинематографа или жизни. Сейчас мы вам упростим задачу и подробно распишем некоторые из них.

Сочинение ЕГЭ

В статье нами будет рассматриваться проблема благодарности. Сочинение на едином государственном экзамене стоит начинать с ссылки на слова автора, ведь творческую работу мы пишем по отрывку, где явно видны некоторые проблемы.

В билетах единого государственного экзамена эта тема часто затрагивается И. Ильиным. Можно сочинение начать таким образом: проблема затрагивается известным критиком И. Ильиным . Далее нужно выразить свои мысли относительно проблемы. Пример: благодарность - это невероятное чувство, которое присуще всем живым существам нашей планеты… В нашей творческой работе затрагивается проблема благодарности, обязательно стоит приводить максимально раскрывающие ее суть.

После того, как вы отразили свою точку зрения на данную нужно написать один небольшой абзац, где вы объясните: согласны ли вы с автором или нет и почему. Далее вы увидите пример данного абзаца. Я полностью согласен с автором, чувство благодарности дарит людям радость и любовь. Последние являются нашими проходными билетами в светлое будущее. Наверняка, каждый из нас туда стремится. Очень жаль, что не все люди способны испытать данное чувство.

Только после данных слов необходимо переходить к аргументам проблемы благодарности.

«Уроки французского»

Хорошим и ярким примером является произведение Валентина Григорьевича Распутина, которое называется «Уроки французского». Главная героиня - это добрый, отзывчивый, сострадающий и бескорыстный человек Лидия Михайловна, которая всеми способами помогает своему ученику пережить страшные голодные времена.

Учительница английского языка выдумывает все новые и новые способы помощи пятикласснику. Попытка отправить посылку с продуктами не увенчалась успехом, ведь мальчик отверг ее помощь. Тогда изобретательная Лидия Михайловна предлагает сыграть в придуманную игру на деньги, которая называется «замеряшки». Мальчик думает, что игра - это честный способ заработать денег, и соглашается с предложением учителя.

Узнав о данном происшествии, директор школы увольняет учительницу английского языка. Только вся проблема кроется в том, что он не разобрался в причине такого поступка Лидии Михайловны.

После данного происшествия женщина отправляется к себе на родину, но ее чувства к мальчику настолько глубоки, что она стремится ему помочь, даже находясь за много километров от него. Это очень яркий аргумент проблемы благодарности. Мальчик на всю свою жизнь запомнит данные уроки доброты и своего учителя. Лидия Михайловна испытывает только положительные чувства и никогда не винит мальчика в том, что она лишилась работы. В посылке, которую она отправила ученику с Кубани, были яблоки, которые мальчик видел только на картинках в книгах.

«Капитанская дочка»

Аргумент проблемы благодарности можно привести из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение описывает события, происходящие в момент восстания Е. Пугачева. В повести мы видим жесты благодарности сразу от двух героев. Начнем с самого начала.

Главный герой (Петр) отправляется на место прохождения службы в сопровождении Савельича. На их пути встречается сильнейшая метель, в результате данного происшествия герои сбиваются с пути. Тогда им на помощь приходит мужик, который просто им указывает дорогу. Гринев был очень рад помощи и хотел отблагодарить мужика, тогда Петр решает подарить ему свой заячий тулуп.

Тот самый мужик, который в свое время направил Гринева в нужное ему направление - это Пугачев. Далее в романе встречается сцена взятия Белогородской крепости, где Пугачев узнает Петра и дарит ему жизнь, отменяя смертный приговор. Что его сподвигло совершить данный поступок? Конечно, благодарность главному герою за услугу, которую оказал Гринев Распутину, который в тот момент находился в бегах от «своих недугов».

Несмотря на то что Пугачев сделал ему такой как сохранение жизни, он предложил поступить к нему на службу. Даже после отказа он не отпускает героя с пустыми руками, а дарит лошадь, клячу и шубу. Пугачев - это неоднозначная личность, которая способна на благородные поступки.

«За имя мое»

Привести довольно яркий аргумент можно даже из художественных фильмов. Например, фильм «За имя мое» очень хорошо освещает суть проблемы. Стоит отметить, что даже дети способны на такое невероятное чувство. Главная героиня Аня благодарна священнослужителю за то, что он дал ей это имя. Она полностью доверяет этому человеку и открывает все свои сокровенные тайны.

Благодарность – это позитивная энергия.

Благодарность – это не только чувство, а эмоционально-логическое явление, когда чувства возникают на основе определенных мыслей.

Поэтому, если человек не считает нужным испытывать чувство благодарности за что-либо к кому-либо, то он и не будет его испытывать. А когда вы испытываете благодарность к Творцу - это и будет истинная трансформация через сердце.

Благодарность – это внутреннее пожелание добра, выражающееся во внешних поступках.

Благодарность – это чувство и состояние признательности за полученное или оказанное добро, заботу, внимание, теплые отношения, это признательность за помощь и все желательное.Чувство благодарности – это способность видеть и признавать добро и благо в окружении.

Способность благодарить – это высшая способность замечать и отмечать все хорошее, что есть вокруг человека.

Благодарный человек – это счастливый человек.

Существует закон благодарности, и если вы хотите получить те результаты, которых ожидаете, то вам совершенно необходимо изучить этот закон.

Что же представляет собой закон благодарности и как он работает?

Данный закон является применением закона «причины и следствия».

Закон благодарности – естественный закон, говорящий о том, что действие равно противодействию и противоположно с ним по направлению.

Если мы вкладываем во что-то энергию, мы тем самым требуем, чтобы это осуществилось. Поэтому очень важно направлять положительную энергию на то, что мы хотим.

Благодарность очень важна - ведь она является чрезвычайно положительной энергетической вибрацией мысли. Она обладает мощным притяжением.

Благодаря ей мы обретаем связь с Источником. Вы не можете пользоваться значительной энергией, не выражая благодарности, ведь именно благодаря ней вы поддерживаете свою связь с источником силы.

Творческая сила внутри нас преобразует нас в тот образ, которому мы уделяем свое внимание. Благодарный ум постоянно концентрируется на лучшем, следовательно, он обретает лучшее. Когда благодарность становится образом жизни, успех, счастье и здоровье становятся нормой.

Когда же мы испытываем гнев, страх, грусть или подавленность, значит, мы потеряли чувство благодарности. Благодарность - ключ к счастливой, здоровой, успешной жизни. Она поддерживает нас и притягивает к нам то, что мы хотим.

Мы становимся магнитом нашего счастья. Когда мы приносим благодарность жизни, жизнь воздает нам. Когда мы испытываем благодарность, люди, как богатство Вселенной, притягиваются к нам.

Благодарность – это готовность воспользоваться помощью, когда это необходимо, и оказать помощь, когда это возможно.

Благодарность – это одно из лучших нравственных качеств человека; без благодарности невозможны ни уважение, ни благородство, ни человечность.

Благодарность – это умение делиться многим и радоваться малому.

Благодарность – это умение в каждом человеке и в каждой ситуации найти нечто позитивное; хотя бы приобретенный жизненный опыт.

Благодарность – это единственная возможность стать счастливым человеком здесь и сейчас.

Благодарность даёт возможности – для оптимистичного взгляда на жизнь.

Благодарность раскрывает талант – любви и уважения к людям и миру.

Благодарность даёт силы – даже в негативном найти и оценить хорошее.

Благодарность даёт свободу – в выражении лучших чувств и совершении лучших поступков.

Благодарность даёт веру – в то, что любое событие наполнено смыслом.

Знающие люди говорят – «благодарю».

Это выражение так же образовано из двух корней разных слов: БЛАГО + ДАРЮ. Произнося это словосочетание, мы делимся частью нашего блага и так отвечаем добром на добро лично, взаимно отдаём добро в подарок.

То есть благом на благо, добром на добро.

Зная истинное значение слов, можно и поблагодарить доброго человека и защититься от злого. Звуковой код, заложенный в словах изначально, действует даже в сокращённом варианте. Благодарность нужна всем, она несёт добро в мир. Благодарить - дарить благо, это всегда приятно человеку, вызывает в душе добрые и радостные ощущения.

Надо всегда быть благодарными за всё, что имеем, и мы обязательно получим больше. Надо выражать благодарность, тогда вокруг образуется облако позитива Надо учить детей видеть вокруг себя добро, и благодарить за него Надо делиться своей радостью с друзьями, дарить любовь близким, радовать родных.

Надо говорить БЛАГОДАРЮ всему хорошему в жизни, всему доброму и в ответ получите от Вселенной взаимность. Как развить в себе благодарность «Благодарю». Не забывайте в быту об этом простом слове – и вы сделаете шаг на пути к обретению благодарности. Креативность. Находите различные способы выразить свою благодарность.

Будьте изобретательны!

Отказ от самолюбования. Нарциссизм и благодарность несовместимы; проделывая работу по сознательному отказу от самолюбования, человек приближается к обретению благодарности. Интерес к окружающему миру. Именно интерес помогает человеку быть благодарным жизни – за каждый прожитый день.

Семейные отношения.

Не забывайте и не стесняйтесь проявлять благодарность по отношению к близким людям –это важно для обретения возможности быть благодарным.

Сложно быть благодарным, когда существует недостаток чего-либо. Такие убеждения приводят к появлению мышления, основанного на соперничестве - его основная идея заключается следующем: для того, чтобы получить желаемое, вы должны отнять это у кого-то другого.

Такая система убеждений подстегивает страх и беспокойство. Насколько легко каждому человеку быть благодарным, если он считает, что вселенная создана быть трудным местом для жизни? Особенно, если его же собственное мышление продолжает порождать ситуации в его жизни, которые подтверждают справедливость такого предположения.

Когда мы благодарим за обстоятельства и события в нашей жизни, которые мы должны преодолеть, и осознаем при этом, что на нас снисходит благодать мудрости от этого испытания, сам акт благодарности превращает негативный опыт в положительный.

Когда мы выражаем благодарность, мы привлекаем к себе людей и обстоятельства, за которые будем благодарны. Благодарность наполняет наши сердца радостью и позволяет увидеть истину, которая придает нам силы, чтобы принять верные решения и предпринять соответствующие шаги.

С благодарным сердцем мы сможем увидеть лучшее в каждой ситуации и в каждом, с кем мы встречаемся, выявить для себя их лучшие стороны. Если критика и осуждение других людей отнимает у вас позитивную энергию, то благодарность наполняет вас энергетической силой. Замените критику и осуждение благодарностью.

Благодарность – это богатство вашей души. Благодарность – это позитивная энергия. Сколько благодарности у вас есть к этому миру, людям, себе, настолько богата ваша душа!

Попробуйте практиковать благодарность в своей жизни, и вы увидите, как ваша жизнь заметным образом улучшится. Благодарность – это теплое чувство, не путайте его с виной и желанием отвязаться от человека, наспех говоря слова благодарности и пытаясь дать ему что-то в ответ.

Благодарность – это способность признавать добро в других.

Просто примите все доброе, что приходит к вам с чувством признательности и любви. Жемчужины мудрости о благодарности. Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей.

Цицерон - Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил.

Сервантес - Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем.

Даниэль Дефо - Первый шаг неблагодарности - это исследование побуждений благотворителя.


Top