Драгоценные камни diablo 3. Улучшаем легендарный самоцвет и камень великого портала

После спасения Шена Скупца во время прохождения 2 акта, Вам станут доступными услуги ювелира Diablo 3. Благодаря ювелиру Вы сможете объединять самоцветы для получения камней высшего качества, а так же вынимать их из предметов, причем с сохранением, как уровней качества драгоценных камней, а также 10 уровней самой профессии.

1 уровень – ученик:

— камни 1 уровня - Мутный;

2 уровень – подмастерья:

— камни 2 уровня - Аметист, топаз, рубин, изумруд;

3 уровень – знаток:

— камни 3 уровня - Безупречный;

4 уровень – мастер:

— камни 4 уровня - Идеальный;

5 уровень – великий мастер:

Камни 5 уровня - Сияющий;

6 уровень – выдающийся:

— камни 6 уровня - Квадратный;

7 уровень – блистательный:

— камни 7 уровня - Безупречный квадратный;

8 уровень – великолепный:

— камни 8 уровня - Идеальный квадратный;

9 уровень – прославленный:

— камни 9 уровня - Сияющий квадратный;

10 уровень – превозносимый:

— камни 10 уровня - Звездчатый;

— камни 11 уровня - Безупречный звездчатый;

— камни 12 уровня - Идеальный звездчатый;

— камни 13 уровня - Сияющий звездчатый.

Ювелир представляет собой одного из мастеров-ремесленников в Диабло 3, при помощи которого Вы сможете совмещать самоцветы, при этом создавая более качественные. Ювелир в Диабло 3 для прокачки не обязателен, однако, создавая камни большей мощности, вы можете значительно облегчить прохождение игры, увеличивая постепенно какие-либо характеристики.

Ювелирное дело в Diablo 3 представлено одним мастером имя, которого Шеен Скупец, он является пассивным персонажем, то есть он за вами в ходе игры не будет следовать, но при этом присоединяется к каравану, и вы его можете встретить в городе каждого акта. После того как Шен Скупец будет спасен во время прохождения второго акта, вы сможете воспользоваться услугами ювелира. При всем этом с каждым последующим созданным персонажем вам не нужно будет открывать его заново, но вы в любом случае будете выполнять цепочку заданий, которая с ним связана, и которая включена в основной игровой сюжет.

В Диабло 3 прокачка ювелира осуществляется постепенно до десятого (максимального) уровня, далее для того чтобы обучить ювелира новым самоцветам, вам нужны будут рецепты, которые будут получены на последнем уровне сложности пекло.

Используя рецепты ювелира, вы сможете совмещать самоцветы, для того чтобы получить камни высшего качества, а также осуществлять их выемку из предметов, причем с сохранением, как предмета, так и камня, а для этого вам понадобится золото, страницы книги тайн и ювелирного дела, а также заготовки камней, которые слабее. Уровень ювелира при создании предмета повышается на двадцать процентов, мы обучаем его новым эскизам с каждым поднятым уровнем.

Прокачка ювелира в Диабло 3 будет стоить вам немного золота, а также томов, книг и страниц. Эскизы камней до десятого уровня включительно будут открываться по мере прокачки ювелира, а вот эскизы 11-13 уровней могут быть выбиты из боссов и монстров.

Для того чтобы поднять навык ювелира после четвертого уровня кроме золота вам потребуются обучающие книги и страницы, которые вы сможете отыскать на аукционе или на повышенных уровнях сложности.

Ювелирное дело в Diablo 3 полезная для всех профессия, в особенности она вам пригодится на высоких уровнях сложности.

Создание самоцветов.

Обучение ювелира стоит небольшого количества золота, а также страниц, книг и томов. Эскизы ювелира камней до десятого уровня включительно открываются по мере прокачки ювелира, в то время как эскизы 11, 12 и 13 уровней выбиваются из монстров и боссов. Для создания самоцветов до восьмого уровня требуется два камня низшего уровня, а с девятого по тринадцатый уровень требуется три камня. Кроме уровней, в Diablo 3 есть еще четыре вида камней.

Топаз(желтый камень) - дает плюсы к интеллекту и сбора больше золота с монстров:
— Сияющий звездчатый топаз (предмет 63 уровня) вставляется в шлем: 31% к шансу найти магический предмет. В оружие ближнего боя плюс 1800 ед. урона. В других вещах к интеллекту плюс 58;

Рубин(красный камень) - плюсы к выносливости и увеличения опыта с монстров:
— Сияющий звездчатый рубин (предмет 63 уровня) вставляется в шлем: 31% дает опыта при убийстве монстра. В оружие дает плюс 20 ед. к минимальному и максимальному урону. В других вещах плюс 58 к силе;

Изумруд(зеленый камень) - добавляет плюсы к ловкости и проценту выпадения магических вещей:
— Сияющий звездчатый изумруд (предмет 63 уровня) вставляется в шлем: 31% дает золота при убийстве монстра. В оружие плюс 100% к критическому урону. В других вещах плюс 58 к ловкости;

Аметист(фиолетовый камень) - дает плюс к живучести и повышает уровень жизни:
— Сияющий звездчатый аметист (предмет 63 уровня) вставляется в шлем: плюс 18% к здоровью. В оружие восстанавливает 600 ед. здоровья при ударе. В других вещах плюс 58 к живучести.

Крафт камней в Диабло 3

Ювелирное дело в Диабло 3 представлено не только лишь возможностью создания более мощных камней, но и извлечением за золото уже установленных самоцветов.

Следует при этом учитывать, что если в предмете гнезд несколько, то в процессе извлечения все самоцветы, которые были вставлены в гнезда, будут вынуты, и за каждый камень снимется определенная сумма.

Ювелир в Diablo 3 – профессия, дающая герою преимущества в игре перед другими персонажами, изучив эскизы самоцветов, которые более мощные, вы сможете максимально улучшить свое нынешнее вооружение.

Драгоценные камни, или же просто камни, как их иногда называют, представляет собой особую породу кристаллов, поглощающих в себя окружающую магическую энергию. Цвет камня меняется в зависимости от поглощенной энергии.

Посредством эксперимента было определено, что при умелом объединении доспехов или оружия с камнями – они придают первым определенную магическую характеристику.

Добавляемое свойство напрямую зависит от типа камня. И чем камень лучше огранен, и больше – тем добавляемое свойство будет сильнее.

Камни впервые появились во второй части игры Диабло, и их было всего лишь шесть типов: Топаз, Алмаз, Рубин, Изумруд, Сапфир, Аметист и особый тип камней, который, в общем-то, не совсем камень – Череп. Каждый из них имел пять уровней качества. В Диабло 2 они также вставлялись в доспехи и оружие, и придавали им специальные свойства.

Учитывая, что в Диабло 3 на текущий момент представлено только лишь четыре вида камней, можно понять, что в дополнениях нас может вполне ждать возникновение новых (или же возвращение старых) типов камней.

Интересно также отметить и тот факт, что наименования первых пяти качеств камней в полной мере совпадает с ними же во второй части игры Диабло, делаем вывод: за двадцать лет прошедших с событий Диабло 2 ремесло камнеобработки вперед значительно не продвинулось.

→ Камни в диабло 3

Почти в каждой ММОРПГ игре существует ряд предметов для усиления шмота или самого персонажа. В диабло 3 камни представляют из себя мистические кристаллы, которые способны поглощать энергию. При правильном подходе к созданию и крафту диабло 3 самоцветов можно получить определенное свойство магического типа в любую часть экипировки. Процесс крафта diablo 3 драгоценных камней зависит от уровня ювелирного мастерства, так что для создания топовых камней придется изучить 10 уровень навыка. Тип бонуса зависит от цвета камня, а мощность - от уровня огранки.

История диабло 3 камней

В мире диабло впервые камни появились еще во второй части. Всего существовало 6 типов: Sapphire (Сапфир), Topaz (Топаз), Diamond (Алмаз), Emerald (Изумруд), Amethyst (Аметис), Ruby (Рубин). В целом существовал еще Skull (Череп), но толку от него не было никакого. Каждый диабло 3 самоцвет мог иметь только 5 уровней качества. При вставке диабло 3 камня в доспехи или оружие вещь получает определенный бонус к одной из характеристик. Этот процесс так и не изменился со времен второй части. В diablo 3 драгоценные камни представлены всего 4 типами, но со временем в игру возможно введут недостающий самоцвет.

Крафтим в диабло 3 самоцветы

В последней части серии диабло появился новый нпс для создания гемов. Шен Купец (Jeweller Covetous Shen) будет следовать за персонажем по всем актам и играть роль такого же кузнеца, только лишь для камней. На diablo 3 инферно уровне игроку не один раз придется испытать несколько типов камней на одном предмете, поэтому у купца есть функция для вытягивания камней без каких-либо утрат. Из особенностей купца также стоит отметить возможность вставки diablo 3 драгоценного камня в вещь без сильных затрат золота. Для создания низкоуровневого камня необходимо всего лишь 3 камня предыдущего типа. Для высокоуровневых камней нужно не только огромное количество золота, но страницы и книги обучения ювелирному изделию. Чтобы ускорить крафт, можно купить золото diablo 3 в онлайн-магазинах, но в таком случае после окончания крафта можно потерять много времени и при этом почти не заработать.

Фармим в диабло 3 редкие камни

Для фарма самоцветов не нужно одевать на персонажа шмот только на повышение магического поиска предмета, так как основную роль играет поиск золота. Почему? Шанс выпадения кусков камней довольно высок. За 2-3 часа фарма с легкостью можно выбить на инферно diablo 3 20-30 камней, а вот золото для их переплавки намного важнее. Больше всего ценятся в diablo 3 драгоценные изумрудные камни, которые чаще всего предпочитают использовать монахи и охотники на демонов. Варвары используют в диабло 3 рубиновые самоцветы, а магические классы предпочитают топазы. Для фарма камней подойдет любой акт с большим количеством монстров. Некоторые игроки предпочитают фармить самоцветы параллельно с легендарками. На diablo 3 inferno уровне сложности лучше варианта не найдешь, поэтому без высокого уровня парагона рекомендовано одеть несколько вещиц на магический поиск (300 мф будет достаточно). Для создания

/ Какими свойствами обладают легендарные самоцветы в игре Diablo 3?

Какими свойствами обладают легендарные самоцветы в игре Diablo 3?

06/10/2014

1. Diablo 3 легендарные камни, Венец молний

Эффект «Венец молний», под действие которого герой может попасть с 15% вероятностью, наносит урон молниями в размере 600% урона от оружия ежесекундно по всем врагам, находящимся неподалеку. Время действия эффекта - 3 секунды. Также во время действия этого эффекта, герой перемещается с повышенной на 25% скоростью. Доступно с 25 уровня.

2. Diablo 3 легендарные камни, Гогок стремительности

Во время атаки герой с 50% вероятностью может попасть под действие этого эффекта, который повышает на 1% скорость атаки на 4 секунды. Максимальное количество стаков - 15. Чем больше раз будет суммироваться эффект, тем больше времени потребуется на восстановление умений. Доступно с 25 уровня.

3. Diablo 3 легендарные камни, Головорез

Повышается урон, наносимый питомцами персонажа, на 15%. Одновременно с этим, суммарный входящий урон будет понижен на 25%. Доступно с 25 уровня.

4. Diablo 3 легендарные камни, Зеев камень возмездия

Урон, наносимый героем, увеличивается на 4% за каждые 10 метров расстояния между ним и убитым врагом. Максимальное значение бонуса достигается на расстоянии 50 метров - 20% от общего урона. Также герой может с 20% вероятностью оглушить врага на 1 секунду в тот момент, когда атакует его. Доступно с 25 уровня.

5. Diablo 3 легендарные камни, Миринэ, Слеза Ткача Звезд

Начав атаку, герой с 15% вероятностью может обрушить кару на врага, стоящего около него, нанося 2000% урона силами Света. Кара может быть направлена против врага раз в 5 секунд. Доступно с 25 уровня.

6. Diablo 3 легендарные камни, Мораторий

Эффект позволяет растянуть на 3 сек. 25% входящего урона, наносимого герою. Если во время его действия герой убивает врага, то с 10% вероятностью избавится действия эффекта, наносящего оставшийся урон. Доступно с 25 уровня.

7. Diablo 3 легендарные камни, Окрыляющий самоцвет

Если герой попадает под эффекты контроля, то весь входящий урон будет уменьшен на 30%. Одновременно с этим будет восполнено 20% максимального запаса здоровья. Доступно с 25 уровня.

8. Diablo 3 легендарные камни, Проклятие плененных

Если противники попали под эффекты контроля, то урон, наносимый по ним, увеличится на 15. Одновременно над героем появляется аура, уменьшающая скорость перемещения врагов, находящихся на расстоянии 15 м, на 30%. Доступно с 25 уровня.

9. Diablo 3 легендарные камни, Проклятие сильных

После уничтожения группы элитных монстров, герой будет наносить в течении 30 секунд повышенный на 20% урон. Доступно с 25 уровня.

10. Diablo 3 легендарные камни, Самоцвет действенного токсина

Герой начинает отравлять всех врагов, попавших под действие этого эффекта, ядом, наносящего 200% урона от оружия на протяжении 10 секунд. Доступно с 25 уровня.

11. Diablo 3 легендарные камни, Сила простоты

Повышается на 25% урон, который наносит герой основными умениями. Одновременно с этим при каждом ударе будет восстанавливаться 2% от максимального уровня здоровья героя. Доступно с 25 уровня.

12. Diablo 3 легендарные камни, Тхэгык

Каждый раз, когда героем будет расходоваться основной ресурс, его урон будет повышен на 0,5%. Максимальное количество стаков - 20. Время действия - 3 секунды. Стоит отметить, что за каждое суммирование эффекта, уровень брони героя будет увеличиваться на 0,5%. Доступно с 25 уровня.

13. Diablo 3 легендарные камни, Усилитель боли

Каждый раз, когда герой нанесет критический удар по врагу, у последнего начнется кровотечение, наносящее 1200% урона в течении 3 секунд. Одновременно с этим герой будет находиться под действием эффекта «Кровавое безумие», который повысит скорость его атаки на 3% за каждого атакованного врага, находящегося на расстоянии 20 м.

Не все новые функции нового патча доступны для тестирования на PTR 2.1. Сезоны на данный момент отключены, но в игре не хватает не только их — легендарные камни также пока отсутствуют в игре. Сами разработчики сообщают, что камни еще не до конца проработаны и будут доступны на тестовом сервере позднее.

Официальная цитата Blizzard ()

Мы все еще работаем над легендарными камнями, так что они еще не введены в игру. Они попросту еще не готовы для тестирования на PTR 2.1.0. Как только мы чуть более их проработаем, мы добавим их на PTR с новым патчем.

Но, несмотря на их формальное отсутсвие в игре, кое-кому таки удалось добыть один камень в великом портале. Если кому-то вдруг также повезло найти легендарный камень — не стесняйтесь делиться скриншотами!

Как вы видите, на камне два свойства. Первое фиксированное, а второе надо разблокировать и, в дальнейшем, прокачивать в великих порталах, достигая там все более высокого уровня. Название камня просто временное, и описания (хоть кому оно нужно?) также нет.

В файлах игры присутствует описание аж для 15 подобных камней. Просьба учесть, что это лишь датамайн, и эти камни могут быть изменены в ходе тестирования, а их характеристики могут не один раз перерабатываться. Также некоторые свойства могут быть перепутаны местами.

Официальная цитата ()

Камень урона по элите

  • Фиксированное свойство: Дает 30% увеличение урона на 20 секунд после убийства элитной группы монстров
  • Улучшаемое свойство: Увеличивает урон по элите на 20%

Камень увеличенного урона по врагам под эффектами контроля

  • Фиксированное свойство: Увеличивает урон по противникам под эффектами контроля на х%
  • Улучшаемое свойство: Дает ауру, которая снижает скорость передвижения врагов в радиусе 12 метров на х%

Камень снижения требования по уровню

  • Характеристик нет, но название вполне говорит само за себя

Камень маленького средоточия

  • Фиксированное свойство: 15% шанс при атаке получить маленький баф, подобный столпу средоточия, который будет наносить х% урона молнией каждую секунду по ближайшим врагам, длительность — 3 секунды
  • Улучшаемое свойство: Пока вы под эффектом этого бафа, вы получаете х% увеличения скорости бега.

Камень отравления

  • Фиксированное свойство: Отравляет всех поражаемых вами врагов, нанося х% урона от оружия за 10 секунд
  • Улучшаемое свойство: Все отравленные вами враги получают на х% больше урона со всех источников

Камень глубоких ран

  • Фиксированное свойство: Критические удары заставляют врагов истекать кровью, нанося им х% урона от оружия за 3 секунды
  • Улучшаемое свойство: Вы впадаете в кровавое бешенство, которые дает вам х% к скорости атаки за каждого врага под эффектом кровотечения в радиусе 20 метров

Камень святой кары

  • Фиксированное свойство: 15% шанс при ударе поразить врага святым уроном в размере х% урона от оружия
  • Улучшаемое свойство: Периодически поражает карой ближайшего врага ()

Камень увеличения скорости атаки

  • Фиксированное свойство: х% шанса при атаке увеличить вашу скорость атаки на 2% на 3 секунды, суммируется до 10 раз
  • Улучшаемое свойство: Вы также получаете х% снижения времени восстановления навыков за каждый стак эффекта

Камень снижения урона под контролем

  • Фиксированное свойство: Если вы находитесь под эффектом контроля, весь получаемый вами урон снижается на х%
  • Улучшаемое свойство: Лечит вас на х% от вашего максимального запаса здоровья, когда вы получаете удар эффектом контроля

Камень шанса критического удара для питомцев

  • Фиксированное свойство: Ваших питомцев нельзя убить
  • Улучшаемое свойство: Увеличивает шанс критического удара ваших питомцев на х%

Камень отложенного урона

  • Фиксированное свойство: 50% получаемого вами урона откладывается и наносится вам в течении х% секунд
  • Улучшаемое свойство: х% шанса при убийстве противника убрать весь отложенный урон

Камень точного прицела

  • Фиксированное свойство: Наносимый вами урон увеличивается на х% за каждые 10 метров между вами и вашей целью
  • Улучшаемое свойство: х% шанса оглушить врага на 1 секунду при попадании

Камень усиления основных навыков

  • Фиксированное свойство: Основные навыки лечат вас на 2% от вашего максимального запаса здоровья за удар
  • Улучшаемое свойство: Увеличивает урон ваших основных навыков на х% (возможно свойства перепутаны местами )

Камень золотого взрыва

  • Фиксированное свойство: х% шанса при убийстве врага вызвать золотой взрыв
  • Улучшаемое свойство: х% увеличения скорости бега на 3 секунды после поднятия золота

Камень увеличения урона после траты ресурса

  • Фиксированное свойство: Вы получаете 1% брони за каждый стак эффекта
  • Улучшаемое свойство: Увеличивает урон на 1% на 3 секунды после траты вашего основного ресурса. Эффект суммируется до х раз.

Отвечать за прокачивание камней будет новый ремесленник (если его можно так назвать) — Urshi. Она появляется после неудачного завершения великого портала, когда вы не успели по таймеру, но убили финального босса. В этот момент ваш высший (предыдущий) результат фиксируется в рейтинге, и этот ремесленник может разблокировать вам второе свойство на камне и улучшать его в дальнейшем, если вы продвинулись достаточно далеко.

Вот такой вот импровизированный первый взгляд на легендарные камни в Diablo III. Еще раз напомню, что это всего лишь датамайн. То, что мы увидим позже на тестовом сервере (и, уж тем более, на основном), может сильно отличаться. Но для первичного ознакомления с тем, что нас ждет, этого вполне хватит.

Разработчик Вьятт Ченг вместе с сообществом рассматривает пути по изменению легендарного самоцвета «Тхэгык». Удобство использования может быть достигнуто большей специализацией камня, а настройка свойств, для сохранения баланса, повлечет изменения и в других самоцветах - и даже в сложности великих порталов.

Какие же свойства у «Тхэгыка» сейчас (свойства камня для нулевого уровня):

Официальная цитата Blizzard (Источник)

  • Каждый раз, когда герой расходует основной ресурс, его урон повышается на 0,5% на 3 сек. Эффект может суммироваться до 20 раз.
  • Показатель брони увеличивается на 0,5% за каждый суммировавшийся эффект. (требуется уровень: 25)

При повышении уровня самоцвета увеличивается количество суммирующихся эффектов. То есть, например, на 90 уровне свойство будет «Эффект может суммироваться до 110 раз». «Тхэгык» один из немногих камней, увеличивающих и урон, и защиту. Но его не очень удобно использовать в билдах, где нет постоянного расходования ресурса, а эффект может слететь при малейшем отвлечении, или при загрузке следующей карты в портале. Приходится концентрироваться даже не на убийстве монстров, а на поддержании камня. Теперь же, когда мощь игроков существенно возросла, и мы можем проходить все более высокие великие порталы и прокачивать легендарные самоцветы до более высоких уровней, разница между полностью набранными эффектами «Тхэгыка», и без них, стала очень заметной. Время обратить на это внимание.

Говорит старший технический гейм-дизайнер Вьятт Ченг:

«Тхэгык» ощущается слишком необходмым для ряда билдов, в которые он не очень хорошо вписывается. Каждый самоцвет должен иметь свою область применения. «Зеев камень возмездия» это пример самоцвета, который, как мы думаем, работает хорошо: он используется людьми, которые хотят играть на расстоянии, и не используется теми, кто сражается вблизи. Предназначение «Тхэгыка» - быть самоцветом, который хорош для игроков, которые используют поддерживаемые умения, основанные на передвижении - такие как «Обстрел» и «Вихрь». Это неприятное ощущение, выпускать «Залп» в воздух только чтобы поддерживать эффекты «Тхэгыка», и мы хотим рассмотреть несколько изменений, которые могут дать игрокам другие возможности. Мы хотим избежать изменений в «Тхэгыке», которые сильнее укрепят «Тхэгык» как самоцвет, который силен вне зависимости от стиля игры. Мы все еще определяем лучший способ решить этот вопрос, но если мы изменим «Тхэгык» чтобы подстроить его больше для поддерживаемых умений, тогда мы определенно предоставим другие сопоставимые варианты, возможно в виде улучшения других легендарных самоцветов.

После очень полезного обсуждения игроками Вьятт рассмотрел предложенные варианты:

Множество хороших дискуссий. Несколько соображений.

1. Мы хотели бы обратиться к спадению эффектов помимо одного только экрана загрузки. Спадать в целом - это должно быть нормально для «Тхэгыка». Может, я хочу подобрать множество вещей после Сэра Студня. Может, друг шепнул мне, и я хочу потратить 5 секунд чтобы напечатать ответ длиннее, чем один слог. Если «Тхэгык» набирает эффекты намного быстрее, тогда не будет чем-то важным, если эти эффекты спадут. Я видел предложения, чтобы «Тхэгык» суммировался только до 20, а потом увеличивался урон за каждый эффект. Также я видел предложение, чтобы ему требовалось всего 3 секунды, чтобы набрать максимум эффектов, но они спадали бы как только вы прекратите поддерживать умение. Это хорошие советы, продолжайте их выдвигать!

2. Здесь было несколько предложений (касающихся пункта №1), чтобы суммировавшиеся эффекты просто бы спадали медленнее. Это решение осуществимо, но менее интересно, так как укрепляет «Тхэгык» в качестве лучшего самоцвета для еще больших сборок. Легендарные самоцветы должны иметь свои ниши. Я знаю много других самоцветов (смотрю на тебя, «Проклятие плененных»), которые также вездесущи - указывание на другие распространенные самоцветы не оправдание для делания «Тхэгыка» более вездесущим. Давайте двигаться к тому, чтобы самоцветы имели свои области использования - пусть даже мы не окажемся в этом состоянии сразу же.

3. Вижу здесь много одобрений того, чтобы сделать «Тхэгык» работающим только с поддерживаемыми умениями. Это также осуществимое решение. Если мы пойдем этим путем, мы должны будем убедиться, что неподдерживаемые сборки, которые сейчас используют «Тхэгык» (такие как «Молот древних» и «Разрывная стрела»), имеют конкурентноспособные альтернативные самоцветы.

4. Множество людей указало, что «Тхэгык» используется для выживаемости так же, как и для урона. Если мы настроим «Тхэгык», или сделаем «Тхэгык» только для поддержания, мы должны будем убедиться, что выживаемость все так же, при надобности, достижима. Это может проявиться в виде защитных бонусов на других самоцветах, снижении урона монстров в высоких уровнях великих порталов, или комбинации и того и другого.


Top