Сколько времени занимает восстановление после инсульта. Психологическая помощь после инсульта

Транскрипт

1 Психологическая реабилитация после инсульта Psiholoăijas Pasaule 2004, 5 (Lpp) ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ Карина Бородулина, Марина Кузнецова, Лига Калване. Принято считать, что целевая аудитория работы психологов это здоровые люди (имеется в виду психическое здоровье). И главная задача в работе психолога это психологическая поддержка человека, поиск и осознание причин его трудностей, открытие внутренних ресурсов и освоение новых способов поведения. Психологи также работают с людьми, у которых наблюдаются хронические заболевания. Ход выздоровления часто зависит от личностных особенностей человека и эмоционального фона человека. Так как причины многих болезней имеют именно психологический характер. Однако, что делать, если человек перенес болезнь, которая повреждает его центральную нервную систему (ЦНС)? Насколько продуктивной может быть работа психолога с таким человеком? Каким образом психолог может ему помочь? Задать себе эти вопросы заставил трагический случай, произошедший с энергичной, молодой и жизнерадостной женщиной Мариной Павловной Кузнецовой. Это был инсульт и длительное восстановление после болезни. Желание помочь другу стало основной причиной изучения возможностей психологической помощи людям, перенесшим инсульт. И уже в скором времени была создана программа психологической реабилитации и поддержки людей, перенесших инсульт и их родственников. В настоящее время наше сообщество уже имеет статус общественной организации, и называется «Vigor», что в переводе с латинского означает «жизненная сила», «жизненная энергия». В данной статье мы познакомим вас с теоретическими закономерностями инсульта, ходом болезни, последствиями и возможностями реабилитации, а также посмотрим на ситуацию глазами человека, перенесшего инсульт Марины Павловны Кузнецовой. Три года назад она перенесла серьёзный инсульт, который локализовался в левом полушарии мозга и вызвал паралич правой стороны тела, была нарушена речь. В данной ситуации поиски возможностей психологической работы начались с углубленного исследования медицинских аспектов вопроса, необходимо было узнать причины и особенности процесса болезни. Теоретическая основа позволяет осознать механизмы выздоровления, а также дает представление о методах реабилитации, в том числе и психологической. 1

2 Что такое инсульт? Статистика. Проявления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инсульт занимает третье место в мире среди причин смерти сразу после болезней сердца, кровеносных сосудов и онкологии. В связи с этим, эта болезнь стала важной медико-социальной проблемой и требует организованной медико-социальной и психологической помощи. В государственный центр реабилитации «Вайвари», где проводится медицинская реабилитация больных после инсульта, каждый год попадает около 500 пациентов (по неофициальным данным). Кроме того, инсульт является одной из наиболее частых причин инвалидности, которая в большинстве случаев выражается нарушением движений. По статистике, предоставленной ВОЗ, в период обострения инсульта у 80-90% больных случается гемипарез (паралич, нарушения движений и чувствительности), в 40-50% случаев это сенсорные ощущения (осязание, обоняние и другие). 2/3 больных страдают от последствий инсульта, ощущая их повседневно. Риск развития инсульта увеличивает артериальная гипертония (повышенное кровяное давление), сахарный диабет и другие факторы развития атеросклероза кровеносных сосудов курение, повышенный уровень холестерина в крови, нарушения механизма свёртываемости крови и другие. Атеросклероз наиболее частая причина инсульта (особенно в сочетании с гипертонией). Нужно отметить, что атеросклероз, в том числе атеросклероз головного мозга, случается у всё более молодых людей, и медиков больше не удивляют случаи заболеваний инсультом людей в возрасте 40 и даже 30 лет. Поврежденные атеросклерозом сосуды головного мозга становятся хрупкими и провоцируют спазматические состояния, диаметр сосудов заметно уменьшается, и это может вызвать нарушение кровообращения головного мозга, то есть инсульт. Назовём основные проявления инсульта: o расстройства важных функций организма сознания, дыхания (ритм, глубина, частота), деятельности сердца и других внутренних органов; o локальная неврологическая симптоматика (асимметрия лица, расстройства зрения, непонятная речь или ее неполноценность, частичный или полный паралич конечностей, судороги); o Менингеальный синдром (резкие головные боли, рвота, напряжение мускулов при попытке выполнить любые движения). Марина Павловна вспоминает начало болезни так: «Инсульт начался неожиданно. Была пятница, в субботу планировали поехать по грибы. Я пришла из магазина с покупками, а сын тем временем на пару минут вышел к друзьям. Помню, что я села и через мгновение почувствовала, что со мной случилось что-то необычное, непонятное. В этот момент хотела позвонить подруге, чтобы она ко мне пришла, потому что поняла, что мне нехорошо. Сняла трубку и больше не знала, как набрать номер. Я не испугалась наверно, в работе мозга уже что-то пошло неправильно. Было только непонимание я хотела позвонить, но не знала, как это делается. Потом в моих воспоминаниях пауза, помню только следующие события пришел сын, потом врач, но цели его визита я не понимала. Также в больнице я какое-то время не понимала, где я нахожусь и что случилось.» 2


3 Последствия инсульта Несмотря на развитие современной медицины, болезнь требует длительного лечения и реабилитации. И даже в случаях, когда оказана своевременная медицинская помощь, у больных инсультом наблюдается лишь частичное возобновление функций центральной нервной системы, которое выражается следующим образом: o трудности при выполнении сложных движений (сложности координации движений, сохранения равновесия и др.); o пространственная дезориентация; o нарушение чувствительности; o нарушения речевых функций: o сенсомоторная афазия, когда страдают все аспекты речевых функций - как инициация речи, так и фонематический слух; o моторная афазия, когда речь больных обычно плохо артикулирована, может быть интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы; o сенсорная афазия, когда происходит утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи; o амнестическая афазия, когда преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного текста. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Кроме этого, бывают значительные трудности при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков, как правило, помогает; o нарушение артикуляции и понимания речи других и прочитанного при сохранении внутренней речи; o нарушение письма (аграфия) и чтения (алексия); o нарушение способности к счету (акалькулия); o ослабление памяти, интеллекта и концентрации внимания (когнитивные нарушения); o нарушения в эмоционально-волевой сфере. 3


4 Таблица 1 Цели реабилитации на различных этапах болезни после инсульта Этап болезни Обострение (до 4 недель) Ранний период выздоровления (до 1 месяца) Поздний период выздоровления (до 1 года) Резидуальный период выздоровления (через 1 год) Цель реабилитации Происходит восстановление утраченных функций (возвращение чувствительности и движений, возобновление кровообращения поврежденных органов) Улучшение функций. Вырабатываются адаптивные привычки, которые позволяют подстроиться под устойчивый неврологический дефект (если такой остается) Улучшение социальной и повседневной адаптации пациента. Профилактика повторного инсульта. Эти последствия ярко характеризует рассказ Марины Павловны о своем выздоровлении: «Я не могла говорить. Я лежала в Клинической Больнице «Гайльэзерс», в первые же дни ко мне пришел физиотерапевт и я, лежа в кровати, занималась зарядкой, поскольку встать я не могла. После того, как меня перевели в Бикерниекскую больницу, ко мне пришел логопед, и начал учить меня говорить, показывая картинки. Помню, на первой картинке был изображен дом я смотрела, знала, что это, а сказать ничего не могла. Тогда впервые меня охватил страх я начала осознавать, что со мной действительно произошло что-то нехорошее. Страх усилило неведение о моем диагнозе, о случившемся, вообще о положении дел, и все это дополнялось бессилием высказаться. Может, было бы лучше, если я была бы без сознания, но именно тогда я стала осознавать происходящее. Неизвестность вызывает ужас. Только после такого переживания можно понастоящему понять больного инсультом, который в таком отчаянии, что думает о самоубийстве. Я начала разговаривать только через два месяца после инсульта. Первое слово было «мама»». Перемены в поведении больного, которые связаны с нарушением эмоций и воли, зависят от локализации инсульта: o Если повреждения в лобной части, у больного наблюдается так называемый апато-абулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения. o Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация). 4


5 Основные положения психологической реабилитации Конечно, реабилитация больных должна проходить в течение всей болезни, как это указанно в таблице 1. Обычно программа реабилитации больных после инсульта включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, рациональное питание, логопедическую коррекцию, кинезотерапию (терапию с использованием различных движений), психотерапию и психокоррекцию (психологическое развитие). Считается, что психологическая работа может начинаться в резидуальном периоде, но в интервью Марина Павловна рассказывает следующее: «В Бикерниекской больнице были доступны услуги логопеда и физиотерапевта. Но представьте себе ты в больнице, не можешь встать, другие движения тоже ограничены, не знаешь, что с тобой произошло, предчувствуешь что-то плохое, не можешь говорить, хотя понимаешь речь. Родственники приходят и разговаривают с тобой, но тоже мало знают. В такой ситуации, по-моему, необходима помощь психолога - специалиста, который, не углубляясь в тонкости болезни, рассказал бы о ее серьезности, длительности повреждений, и то, что эти повреждения излечимы, и как я могу помочь сама себе и врачам, которые меня лечат. Несколько визитов помогли бы уменьшить тревогу и страх, способствовали бы вере в выздоровление. Для больного инсультом важна каждая минута соприкосновения с окружающим миром, и слово специалиста имеет большое значение». О своем опыте реабилитации в «Вайвари» Марина Павловна рассказывает: «Медицинская реабилитация в «Вайвари» (занятия с логопедом, массаж, рейттерапия и др.) мне очень помогла, я улучшила свои физические функции и продолжаю это делать. Была там шесть раз, но только один раз принимала участие в психологическом курсе. Нужно сказать, что были и некоторые барьеры, например, возраст. Кажется, я прожила так долго, что казалось странным спрашивать что-то у психологов, молодых девочек. Но необходимость разговаривать и консультироваться была.» Мы также считаем, что психолог может включиться в программу реабилитации уже в ранний период выздоровления, оказывая психологическую поддержку больному и настраивая его на выздоровление. В работе с больным инсультом психолог может повлиять на речевую и другую активность человека. В первую очередь здесь подразумевается активность движений. В современной психофизиологии бытует взгляд, что возобновление неврологических функций, зависит от: o фактора времени (так называемое «терапевтическое окно», когда выздоровление возможно и проходит эффективно); o нейропластичности способности головного мозга компенсировать структуральные и функциональные нарушения в случае органических расстройств. 5


6 Исследования свидетельствуют, что на пластичность можно повлиять как фармакологическими препаратами, так и участвуя в специальных реабилитационных программах, где стимулируется активность движений. Восстановление активности это одно из наиболее значимых направлений реабилитации, потому что активность предполагает восстановление важнейших механизмов нейронов биологической адаптации и активацию сохранившихся связок нервных ячеек. Результаты серии экспериментов свидетельствуют, что те структуры головного мозга, в которых сохранилось 10 20% структурных элементов, могут возобновить свое нормальное функционирование. Доказано, что активация частей тела, затронутых инсультом, влияет на функциональную реорганизацию головного мозга. В связи с этим спорным становится мнение, что больной инсультом может только компенсировать утраченные функции. Постоянно развивая работоспособность затронутых органов, можно добиться и большего эффекта. Эмоциональное состояние больного инсультом Известно, что эмоциональное состояние в первые недели и месяцы после перенесенного инсульта неустойчиво, обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других агрессивность, импульсивность, проблемы в отношениях с близкими людьми. На эти процессы влияют и упомянутые повреждения головного мозга, и длительное изнурительное лечение, необходимость находиться в стационаре, быть под присмотром, а также физическая боль. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью. В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать депрессию. Больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность. Депрессия, которую вызвал инсульт, становится помехой на пути к выздоровлению больной сам не прикладывает усилий, а также отвергает помощь врачей и близких. Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга. Формы психологической реабилитации и возможные способы работы Обязательное условие реабилитации это общение с больным. Профессиональные навыки психолога дают возможность установить отношения с больным на нужном уровне и последовательно оказывать поддержку. Важно поддерживать контакт с человеком, это стимулирует активность его речи. 6



8 Особой целевой аудиторией работы психолога являются также и родственники больного, которым нужно помочь понять как переживания родного человека после инсульта, так и их собственные, а также выстроить правильные взаимоотношения с больным. Общественная организация «Vigor» предлагает для родственников людей, перенесших инсульт, и индивидуальные психологические консультации, и возможность посетить группы поддержки. При поиске новых возможностей психологической реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что важно комбинированное и скоординированное использование медицинских и социально-психологических мероприятий, которые способствуют восстановлению физической, психологической и социальной активности человека. Ни возраст пациента, ни неврологические и соматические болезни, ни глубина постинсультного дефекта не исключают эффективного реабилитационного процесса. Еще пару слов из опыта Марины Павловны: «После больницы мои сыновья и муж все время побуждали меня что-то делать. Это было очень правильно, потому что личная активность помогает выздороветь. У человека, перенесшего инсульт, есть только два варианта: работать, искать, использовать помощь и прогрессировать или отказаться от возможной активности и застрять у пульта телевизора, телефона и регрессировать. Третьего не дано». Перевод Евгении Брониславны Забельской 8



Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова» Памятка для пациентов с депрессией Омск -2016 год Депрессия представляет собой серьезное

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы, в том числе с задержкой психоречевого развития и тяжелыми нарушениями речи. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на

ДЕПРЕССИЯ ДАВАЙ ПОГОВОРИМ У вас родился ребенок, но это не приносит вам радости? Рождение ребенка колоссальное событие в жизни человека. Тем не менее, оно может привести к ощущению тревоги, усталости и

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение Диагностический минимум Стратегия сопровождения Сведения социального характера Медицинские сведения -Особенности

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Что такое экзамен (2 сл) Тревожность, фазы стресса Признаки стрессового напряжения Проблема подростков Условия успеха Рекомендации: -преодоление

НЕЙРОЛЕПТИКИ Краткое описание психоза Лечение нейролептиками Побочные действия Краткое описание психоза Психоз это тяжелое психическое расстройство у больного обычно имеются галлюцинации (ложное восприятие

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной

ГУ «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации» МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ Выпуск 14 М инск 2012 Оценка эффективности психосоциальной

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

Презентация выполнена учителем начальных классов МАОУ гимназии 40 Мышляевой Н.Д. Не много ли внимания в своей жизни человек уделяет сну? Оказывается, что если мы не досыпаем, то рискуем собственным здоровьем.

Возможности психотерапии в саморазвитии и оздоровлении. Шиверская Е.В. доцент кафедры социальной работы ГИУСТ БГУ, кандидат медицинских наук. Существует много определений психотерапии: «система лечебных

Успокоительные и снотворные Что такое успокоительное и что такое снотворное По каким показаниям принимаются Что следует учитывать при приеме лекарств Что такое успокоительное и что такое снотворное Успокоительные

Беременность для женщины это не что иное, как возможность ощутить себя по-настоящему счастливой. Для каждой будущей мамы важно знать, что ее малыш прекрасно себя чувствует, находясь в утробе. К сожалению,

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

Суицидальное поведение у онкологических больных: особенности, Е.А. ПАНЧЕНКО профилактика Ведущий научный сотрудник ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», доктор мед. наук 1 В МИРЕ ЕЖЕГОДНО ОТ СУИЦИДА ГИБНЕТ

СООБЩЕНИЕ на тему «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы продленного дня в работе с обучающимися начальных классов» Учитель-логопед МОУ ЦПМСС Вербенко М. Б. Воспитатель ГПД Кашканова Г.Г.

Методика, направленная на исследование способа противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды «Человек под дождём» ЦЕЛЬ: понять характер поведения (стиль поведения) человека в неблагоприятных

10 сентября 2017года в Несвижском районе проводится ЕДЗ (единый день здоровья)на тему: «Всемирный день предотвращения самоубийств». Помощь в кризисной ситуации. На протяжении своей жизни человек часто

Профилактика заболеваний. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из приоритетных принципов охраны

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ДОКТОРА Яценко ПОСТИНСУЛЬТНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОТВЕТ ЕСТЬ! «Неврологическая клиника доктора Яценко», предлагающая уникальные комплексные программы постинсультной реабилитации, основанные

УДК 376.4 АУТИЗМ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Е.К. Буракова Н.В. Федосенко В данной статье представлены основные принципы и этапы работы с ребенком с РДА на примере анализа случая. Ключевые слова: аутизм,

НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ В ПЕДИАТРИИ Маслова Ольга Ивановна 17 февраля 2013г. 1 При поражении нервной системы ребенка основными синдромами являются: Нарушения тонуса и моторики Особенности ликвородинамики Снижение

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают

Оценка эффективности ступенчатой схемы применения Цитофлавина в качестве антиоксиданта, метаболического нейропротектора у больных с хронической ишемией головного мозга Магистрант 3 года: Научный руководитель:

Хроническая болезнь почек 1 Хорошо известно, что курение - вредная привычка. Наиболее распространенный способ курения сегодня - курение сигарет. Другие способы курения - трубки и сигары. Курение - единственная

Мультидисциплинарный подход в нейрореабилитации Руководитель центра медицинской реабилитации врач-невролог Махнева Н.А. Актуальность проблемы В настоящее время решены многие сложные вопросы диагностики

«Использование аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью в практике образовательных учреждений» ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО

Проект «Особый путь к общению» География проекта: Каширский муниципальный район Основная целевая аудитория: дети от 3-х лет и старше с тяжёлыми нарушениями речи (I уровня речевого развития), в том числе

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида 196» Педагог-психолог Лысых Е. А. 2015 год Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний Что такое сердечно-сосудистые заболевания? Сердечно-сосудистые заболевания представляют собой группу болезней сердца и кровеносных сосудов, в которую входят:

МДОУ детский сад «Берёзка» с. Иогач Консультация для родителей В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ с. Иогач 2016 Воспитание-дело трудное, и улучшение его условий одна из священных обязанностей человека. Сегодня одной

Программа «Интересный мир цвета и звука» Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.1. Наименование «Интересный мир цвета и звука» для работы в интерактивной среде: сенсорной комнаты. 1.2. Место реализации программы

7 правил жизни после инфаркта МОЖНО ЛИ ЖИТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЬЮ ПОСЛЕ ИНФАРКТА? И САМОЕ ГЛАВНОЕ КАК ИЗБЕЖАТЬ ЕГО ПОВТОРЕНИЯ? ПРАВИЛО 1 Необходимо принимать лекарства Стандартная лекарственная терапия у

Медицинская деонтология в онкологии Материал подготовлен: ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении

Деятельность Центра восстановительного лечения и реабилитации детей и оказание реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями. Прокошева Е.Г КОГБУЗ «Детский клинический консультативнодиагностический

Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании По определению, данному в приказе МЗ 311 от 6 августа 1999 г. «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических

Здоровьесберегающие технологии в семье (Консультация для родителей) Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от санитарной и гигиенической культуры условий жизни

УДК 616.89-008.454:616.8 (575.2) (04) РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ВЕРТЕБРОГЕННОМ КОРЕШКОВОМ БОЛЕВОМ СИНДРОМЕ М.А. Асимов, С.А. Нурмаганбетова, А.Ш. Давлетбакова Представлены результаты

Между матерью и ребенком существует прочная связь, как эмоциональная, так и физическая. Находясь в утробе, малыш целиком и полностью зависит от состояния здоровья организма матери. Во время беременности

Виды обследований, проводимых дпя уточнения диагноза при особенностях развития ребенка. В динамичном и сложном мире перед современными думающими родителями встает комплексная задача: как раскрыть потенциал

Психическое здоровье детей Почти 90 миллионов детей во всем мире имеют психические проблемы со здоровьем. И цифра эта постоянно растёт. Поэтому, психическое здоровье детей становится главной проблемой

ПЕДАГОГИКА Андрейчук Виктория Андреевна магистрант Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Российское Общество по изучению головной боли совместно с Глобальной кампанией по уменьшению бремени головной боли в мире «Преодоление бремени головной боли» Информация для пациентов, страдающих хронической

Ю. В. Лужков Социальная реабилитация инвалидов средствами экстремальных видов спорта Наступление инвалидности привносит в жизнь человека ряд значимых изменений, которые определяют его новый социальный

Fibrosis.ru ПОДДЕРЖКА ПАЦИЕНТОВ С ИДИОПАТИЧЕСКИМ ЛЕГОЧНЫМ ФИБРОЗОМ СЕГОДНЯ Я НАЧАЛ ЛЕЧЕНИЕ ИЛФ Информация для тех, кому был поставлен диагноз идиопатический легочный фиброз. Данное пособие поможет при

Всемирный день борьбы с инсультом 2015 Тема 2015 Рязанский медицинский колледж Я женщина 1 Инсульт не делает различий между полами, женщины больше подвержены риску инсульта и во многих случаях ухаживают

Содержание Введение Глава I. Особенности внимания у младших школьников с нарушениями речи 1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших

Презентация на тему: «Мы за здоровый образ жизни» Социальный педагог- Киселёва Ирина Васильевна Работу выполнила ученица 10«Б» класса Анастасия ГБОУ Школа 2070 (Корпус 11) г. Москва. Здоровье, как основная

МЕСТО СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НА УРОВЕНЬ АЛЕКСИТИМИИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ МОЗГА. Смык А.В., Непомнящих В.М., Дёмина Д.В., Леонова

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЕДИНОГО ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА» 20 октября 2018 год Конгресс-центр (Центр Международной Торговли), Москва Организаторы: Всемирная Ассоциация

Протокол от 2017 г. Обследование учащихся, вновь зачисленных в школу: выявление логопатов, определение учащихся, нуждающихся в занятиях ЛФК, разработка рекомендаций по работе с детьми группы риска (нарушение

Платто Берта Владимировна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 19» г. Сыктывкар СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ С ДЕТЬМИ

Учились делать свою работу обдуманно и поэтапно. Важным моментом, на который мы обращаем внимание, является взаимодействие в группе. Мы наблюдали, как ребята могут проявить свои организаторские, лидерские

Приложение 10 к приказу от 28 декабря 2016г. 369 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ 1. Назначение и применение программ реабилитационной помощи осуществляется на основе действующих стандартов и порядков по

Лечение наркомании самостоятельно. Лечение наркомании самостоятельно НЕВОЗМОЖНО Лечение наркомании - самая большая проблема в наркологической практике. Существует мнение, что «бывших наркоманов не бывает»,

Осторожно инсульт! Среди диагнозов, от которых не получается «отмахнуться» в надежде, что «само пройдет», инсульт, пожалуй, один из самых грозных. Все знают, что это состояние смертельно опасно. А что

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

АНТИДЕПРЕССАНТЫ Что такое депрессия Медикаментозное лечение депрессии Антидепрессанты и их применение 1 Что такое депрессия Депрессия это очень многоплановая группа заболеваний c выраженной взаимосвязью

106 1 Особенности ЛФК и физиотерапии при заболеваниях суставов Е.Ю.Панасюк ГУ Институт ревматологии РАМН 2 Реабилитация rehabilis - восстановление способности Реабилитация представляет собой совокупность

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ МЫ ВСЕ ЗНАЕМ... СЕНСОРНАЯ КОМНАТА - ЭТО специально..., мощный инструмент для людей, чьи возможности... окружающий мир ограничены болезнью. В сенсорной комнате происходит

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке. В отделения ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (25лет +/- 45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е. И. Гусев и А. С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, становится актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода к лечению больных инсультом пишет Мустафина Л.В. значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе . Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ - психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что, несомненно, требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается, прежде всего, на удобстве применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного . Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

Психологическое сопровождение пациентов с ОНМК и инфарктом миокарда включает несколько этапов:

Этапы психологического сопровождения больных с ОНМК и инфарктом

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А.Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень нарушений, не препятствующий усвоению новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «шкалирование» (Кулаков С.А.,2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P.Shimer,S.Ferguson,1990)) . Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировке (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация»., №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. Востриков А.А.,психотерапевт., проф.Табидзе А.А., психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия Целебная музыка рекомендована Центром восстановительной медицины министерства здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven - Moonlight Sonata, Grieg - Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky - Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart - Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М.Loscalzo,1996), «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» ., которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле. Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнение «Дыхание против боли» (по М.Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение» и многое другое.

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитие коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их . Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых по рекомендациям Краевой М.А., Тарасовой Т.О.,Чижовой Е.А , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт - это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это - больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации:

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратиться на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдением в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. ¬- 2008.108 (12): С. 27- 31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. - Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009. - 205-230с.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. - М.: Медицина, 2001. - 326 с.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. - 2008. - Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. - М.: Миклош, 2003. –176С.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов/ - Омск, 2011. - 76с.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями// Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. - 2012. - №3. - С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. - М., 2008. - 22 с.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. - М:.Медицинская литература, 2008 - 128 с.

Тарасова Екатерина Владимировна - медицинский психолог, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №39».

Содержание статьи:

Постинсультная депрессия - это состояние, из-за которого человек может полностью утратить вкус к жизни, перестать бороться за себя. Происходит озвученная проблема из-за того, что больной травмируется не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Исходя из актуальности озвученного фактора, стоит разобраться в некоторых аспектах его развития.

Что такое постинсультная депрессия

Постинсультная депрессия (ПИД) - это распространенное осложнение после подобного поражения организма и нарушения кровообращения в мозге. Больше трети людей, перенесших инсульт, испытывают в дальнейшем на себе эту душевную патологию. Развитие данного недуга зависит от множества причин, среди которых лидируют социальные и когнитивные факторы.

Эмоциональное расстройство в виде ПИДа возникает после воздействия очага инсульта на нейро-трансмиттеры, которые располагаются в головном мозге. Далее из-за недостатка медиаторов эмоций в виде норадреналина и серотонина происходит начало запуска постинсультной депрессии.

У некоторых людей она выражается исключительно в незначительной эмоциональной неустойчивости, которая легко корректируется. Однако большинство потерпевших после случившейся с ними трагедии очень остро ощущает на себе все проявления ПИДа.

Причины возникновения постинсультной депрессии


Как показывает жизненная практика, на ровном месте не возникает ни одна проблема. Специалисты после долгих исследований и наблюдений следующим образом определили факторы-провокаторы возникновения постинсультной депрессии:
  • Нестабильное эмоциональное состояние в прошлом . Существует специфический тип людей, который уже изначально предрасположен к постоянному нахождению в состоянии стресса. Следовательно, такая серьезная ситуация, как перенесенный инсульт, только усугубляет эмоциональную нестабильность больного.
  • Острая реакция на происшедшее . После частичной или полной потери профессиональных и бытовых навыков возрастает вероятность возникновения постинсультной депрессии. У больного появляется чувство собственной беспомощности, что крайне негативно влияет на его психологическое состояние.
  • Тяжелые последствия инсульта . Если очаг заболевания охватил левую часть тела человека, то вероятность возникновения ПИДа возрастает. К тому же следует отметить локализацию центра поражения в зрительном бугре и базальных ганглиях, что тоже приводит к вероятности развития стрессового состояния у больного.
  • Кислородное голодание мозга . Как уже было сказано, очаг инсульта крайне негативно сказывается на кровоснабжении этого органа человека. Следовательно, доступ кислорода в мозг становится проблематичным, что приводит к угнетенному эмоциональному состоянию.
  • Отсутствие поддержки близких . Беду легче перенести только в том случае, когда рядом находятся преданные и внимательные люди. В некоторых случаях родные воспринимают члена семьи после инсульта как обузу, что крайне негативно сказывается на его психике.
Перечисленные причины ПИДа имеют как физические источники образования, так и эмоциональные факторы-провокаторы проблемы. В большинстве случаев возникновение постинсультной депрессии имеет комплексный характер, поэтому не стоит игнорировать первые тревожные звоночки-предвестники надвигающейся беды.

Основные признаки наличия постинсультной депрессии у человека


В данном случае очень сложно дать четкое определение сложившейся проблемы, потому что она иногда имеет довольно скрытую картину патологической динамики. Однако по некоторым признакам можно без особых усилий определить человека, у которого возникла постинсультная депрессия:
  1. Эмоциональная нестабильность . Выражается подобное нарушение у человека с озвученной проблемой в виде постоянного чувства подавленности и нежелания воспринимать какие-либо жизненные удовольствия. К данному состоянию добавляется систематическое предчувствие надвигающейся беды и общий дискомфорт при восприятии действительности.
  2. Изменения в поведении . При постинсультной депрессии отклонение от нормы начинается с отсутствия инициативы у пострадавшего человека при ярко выраженном нежелании дальнейшей реабилитации. Вследствие этого больной становится раздражительным порой до проявления агрессии к близкому окружению. Выражается она в двигательном беспокойстве в зависимости от степени поражения организма.
  3. Соматические деформации . Больные с диагнозом «постинсультная депрессия» довольно часто ощущают так называемые «блуждающие» симптомы по всему телу, которые вызывают боль. Все это может сопровождаться астеническим синдромом и чувством дискомфорта в грудной клетке из-за недостатка кислорода.
  4. Когнитивный диссонанс . Замедленное и затрудненное мышление часто становится следствием озвученного фактора. При этом у человека после перенесенного инсульта снижается концентрация внимания и появляется негативное отношение к социуму.

Особенности лечения депрессии после инсульта

От данного состояния необходимо однозначно избавляться, потому что оно имеет довольно тяжелые последствия. Назначать лечение на основе данных интернета и советов знакомых категорически запрещается, потому что речь идет о серьезном психологическом расстройстве.

Лечение постинсультной депрессии медицинскими препаратами


При первых признаках озвученной проблемы необходимо срочно обратиться к специалисту. Лечение постинсультных эмоциональных расстройств - дело непростое, которое может подразумевать прием следующих препаратов:
  • Антидепрессанты . Как уже было сказано, очаг поражения негативно влияет на накопление норадреналина и серотонина в организме потерпевшего. Следовательно, необходимо во что бы то ни стало восполнить недостаток озвученных веществ. В этом помогут такие препараты, как Ципрамил, Сертралин и Пароксетин. Данные средства относятся к группе сбалансированных антидепрессантов. Моклобемид, Флуоксетин и Нортриптилин также станут спасением при озвученной проблеме. Эти препараты причисляют к группе активирующих антидепрессантов. Миртазапин, Феварин и Агомелатин существенно уменьшают интеллектуальные (когнитивные) нарушения после перенесенного инсульта. Относят их к группе седативных антидепрессантов, и принимать их нужно исключительно по назначению специалиста.
  • Атипичные нейролептики . Эмоциональное расстройство после инсульта искореняется при помощи озвученных препаратов. Типичный подвид подобных медикаментов может вызвать паркинсонические осложнения. Вследствие этого возможности двигательного аппарата человека существенно ограничиваются. Кветиапин, Клозапин, Зипрасидон, Перициазин и Оланзапин помогут решить проблему постинсультной депрессии без каких-либо осложнений. Обычный термин приема данных препаратов - 6 месяцев.
  • Психостимуляторы . Они могут быть назначены врачом в комплексе с антидепрессантами. Социальная настороженность, апатия и потеря интереса к жизни отлично лечится в этом случае при помощи Дезоксината, Риталина, Фокалина и Провигила. Использовать их необходимо с большой аккуратностью и только по назначению врача, потому что они способны вызвать психическую зависимость и даже спровоцировать стимуляторный психоз.

Лечение депрессии после инсульта без медикаментов


При лечении постинсультной депрессии можно вполне обойтись без применения медицинских препаратов. Для этого можно использовать приемы психотерапии, народные средства, лечебную гимнастику и массаж.

Рассмотрим популярные способы, которые помогут избавиться от депрессии:

  1. Психотерапия . Проводиться она может как в группах, так и при личном контакте со специалистом. Медикаментозную терапию данный способ борьбы с душевным недугом однозначно не заменит. Однако в виде сопроводительных мер при стремлении обрести жизнь без стресса она вполне сгодится. Родным и близким потерпевшего необходимо с большой ответственностью подойти к выбору специалиста. Он должен иметь опыт работы с такими пациентами, которые обрели затем положительную динамику после сеансов у психотерапевта.
  2. Народные средства . Помимо антидепрессантов, можно попробовать снять стрессовое состояние после инсульта при помощи рецептов, которые проверены веками. Отлично зарекомендовал себя настой дягиля, у которого самыми целебными являются корни. Две ложки измельченного сырья на 0,5 литра кипятка необходимо настоять в течение часа. Затем нужно пить полученный эликсир бодрости через каждые 6 часов (4 приема в сутки). Пригодятся в лечении постинсультной депрессии в домашних условиях также мята, мелисса, огуречная трава, хмель, ромашка и корень валерианы.
  3. Массаж больного . Естественным способом приведения в тонус всего организма всегда являлось озвученное средство. Множество центров реабилитации предлагают свои услуги данного плана. Можно прибегнуть к помощи массажиста, который будет приходить на дом к больному. Однако в этом случае надо предварительно поинтересоваться опытом работы специалиста и имеющимися у него рекомендациями.
  4. Методика транскраниальной стимуляции . Наука не стоит на месте, поэтому широкой популярностью стал пользоваться данный прогрессивный метод борьбы с постинсультной депрессией. Озвученная процедура заключается в том, что на мозг потерпевшего направляется воздействие слабого тока. Подобная манипуляция вызывает раздражение моторной коры мозга, запуская в дальнейшем эмоции пациента.
  5. Лечебная гимнастика . Путь восстановления после инсульта никогда не бывает легким и безболезненным процессом. Однако и в домашних условиях реально ежедневно выполнять специальные упражнения, которые посоветовал специалист. В итоге у больного появится стимул, который не позволит запустить механизм описываемого душевного недуга.

Обратите внимание! Указанные методы борьбы с заболеванием после инсульта довольно просты и не требуют существенных материальных затрат. Однако в большинстве случаев без употребления антидепрессантов и нейролептиков все равно не обойтись.

Правила поведения с человеком при депрессии после инсульта


Представляем вашему вниманию рекомендации по обращению с человеком при постинсультной депрессии:
  • Здоровый микроклимат в семье . Выяснение отношений в кругу близких в этот период просто неуместно, потому что может только усугубить постинсультную депрессию у больного. Необходимо зарыть «топор войны» раз и навсегда, когда в семье находится пострадавший человек. При острой необходимости вступить с родственниками в конфликт следует сделать это вне родных стен и не в присутствии больного после перенесенного инсульта.
  • Поведение по схеме «ты - не обуза» . Безусловно, как инсульт, так и микроинсульт вносят существенные коррективы в быт семьи потерпевшего. Он начинает болезненно ощущать свою ограниченность во многих вопросах, считая себя при этом неполноценным человеком. Необходимо скоординировать жизнедеятельность потерпевшего так, чтобы он мог выполнять посильные и необременительные ему вещи.
  • Организация полноценного общения . Нельзя замыкаться в четырех стенах, когда у близкого человека случился инсульт. Не нужно бояться визитеров, которые хотят пообщаться с потерпевшим. Общение с привычными людьми поможет избежать развития постинсультной депрессии.
  • Максимальная забота . Организовывая жизнь больного, следует помнить, что он серьезно пострадал и физически, и морально. Инсульт - это не грипп, при котором достаточно принимать антибиотики и соблюдать постельный режим. Следовательно, не вдаваясь в крайности в виде чрезмерной опеки, необходимо окружить потерпевшего максимальным вниманием.
Как избавиться от постинсультной депрессии - смотрите на видео:


Постинсультная депрессия - фактор, который должен встревожить всех членов семьи потерпевшего. Близкое окружение в силах избавиться от озвученной проблемы, если приложить к тому максимум усилий. Необходимо заботиться о своих родных, потому что их психологическое состояние после нанесенного судьбой удара может существенно осложнить реабилитацию после инсульта.

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке.

В отделениях ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые люди, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (+- 25-45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е.И. Гусев и А.С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, делается актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода в лечению больных инсультом пишет Л.В. Мустафина , в том числе значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе .

Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ - психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных "кризис личности", спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что несомненно требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается прежде всего на соображениях удобства применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию "субъективной адекватности" и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного .

Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А. Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень, не препятствующий для усвоения новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика "Осознание негативных мыслей", прием "Шкалирование" (С.А. Кулаков, 2003), упражнение "Уменьшение значимости предстоящего события" (по P. Shimer, S. Ferguson, 1990)) .

Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировки (используются техники: аутогенная тренировка №1 "Расслабление и релаксация", №2 "Уравновешенность и устойчивость к стрессу". Авторы: проф. А.А. Востриков, психотерапевт, проф. А.А. Табидзе, психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия "Целебная музыка" рекомендована Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven - Moonlight Sonata, Grieg - Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky - Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart - Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения "Место отдыха" (по М. Loscalzo,1996), "Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом" , которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле.

Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнением "Дыхание против боли" (по М.Е. Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания "Краски моей души". На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: "Я и мой мир", "Мои отношения с окружающими (моя семья)", "Я и болезнь", "Моя мечта", "Природа", "Чувства и настроение" и многое другое.

Психолог также использует упражнения "Мой портрет в лучах солнца", которое помогает в развитии коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение "Дерево чувств" способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их .

Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых людей по рекомендациям М.А. Краевой, Т.О. Тарасовой, Е.А. Чижовой , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа "Жизнь после инсульта". Это занятие лекционного характера по темам: "Механизм развития инсульта", "Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему", "Особенности реабилитации при инсульте", "Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии".

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации (часть 1):

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт это не грипп - восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется брать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения на депрессивное состояние, если возникли проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации (часть 2):

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратится на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдениям в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 2008.108 (12): С. 27-31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. - Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009: С. 205-230.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. — М.: Медицина, 2001: С. 326.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. - 2008. - Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. - М.: Миклош, 2003: С. 176.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов / - Омск, 2011: С. 76.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской - СПб.: Речь, 2003: С. 62.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. - 2012. - №3: С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. - М., 2008: С. 22.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. - М:.Медицинская литература, 2008: С. 128.
Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому! Сергей Викентьевич Кузнецов

Советы родным и близким

Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому человеку преодолеть первый, самый сложный период психологического шока, пессимизм, неверие в успешность восстановления. Избегайте споров и конфликтов, так как пострадавший после инсульта обычно раздражен, озлоблен, его психика сильно повреждена. Старайтесь постоянно вслух замечать улучшения в его состоянии, хвалить его успехи.

Здесь допустим и обман. Помню, как в первые после инсульта дни мне очень хотелось пошевелить ногой или рукой, чтобы убедиться том, что я смогу восстановиться. И здесь мне помогли родные люди. Они заставляли меня надавливать ногой на их руки или сжимать их моей рукой. У меня ничего не получалось, но они убеждали меня, что чувствовали движения моей ноги или руки, а в последующие дни говорили мне, что мои движения стали сильнее, хотя все это было далеко от правды. Но это вселяло в меня огромную радость от моих «успехов», уверенность в моем восстановлении. Обманывали они меня и другим образом, называя быстрые сроки восстановления, якобы услышанные от врачей, и значительно приукрашивая реальную ситуацию. Такой обман идет только на пользу и в дальнейшем вполне возможно, что именно выдуманные сроки восстановления, а не пессимистические врачебные станут реальностью.

Огромнейшее значение имеют положительные замечания лечащего врача и лиц, окружающих пострадавшего от инсульта, относительно его успехов в занятиях лечебной физкультурой.

Большой проблемой в реабилитации после перенесенного инсульта является депрессия потерпевшего, которая развивается более чем у половины лиц, перенесших удар. Это состояние значительно осложняет уход за больным и его контакт с окружающими. При депрессии иногда даже могут появиться головные боли и другие неврологические нарушения, которые иногда ошибочно расцениваются как прогрессирование сосудистой патологии головного мозга у человека, перенесшего инсульт. Целесообразно провести беседу с пострадавшим о том, что многие люди, перенесшие инсульт, смогли восстановить утраченные способности, бытовые навыки и даже вернуться к прежней работе. Очень важен для эффективности психологической реабилитации и тот факт, что больной должен желать восстановить свое здоровье. Он должен обладать умственными способностями, достаточными для того, чтобы следовать хотя бы простым указаниям.

Наиболее интенсивно процесс реабилитации после острого нарушения мозгового кровообращения идет в течение первого года, затем он все более замедляется, и начинается процесс приспособления (адаптации) к имеющимся дефектам. И если у человека, перенесшего удар, еще плохо работает парализованная рука или нога, необходимо убедить его в продолжении тренировок, главное внимание уделяя развитию навыков самообслуживания. Продолжайте настаивать на том, что нельзя останавливаться на достигнутом, приспособившись к сохраняющимся недостаткам – последствиям инсульта. Нужно продолжать тренировки и упражнения до полного выздоровления.

Я тоже в какой-то момент решил, что уже неплохо хожу и двигаю правой рукой, что мое состояние намного лучше, чем у многих других людей, также прошедших горнило инсульта. И я стал довольно халатно относиться к лечебной физкультуре, больше лежал, смотрел телевизор или сидел у компьютера. Но потом понял, что я все еще не могу бегать, быстро писать и что есть еще много других проблем, которые надо решить. И я снова приступил к восстановлению своего здоровья, при этом постоянно повторяя себе, что это у меня такой специфический ежедневный труд, а свои новые трудовые обязанности всегда надо выполнять на «отлично».

Да, это нудный, однообразный, тяжелый не только морально, но иногда и физически, через боль труд, но это не геройство, а повседневная работа над собой, если желаешь в дальнейшем вернуться в общество и снова стать его полноценным членом. Если вас хвалят за ваши успехи, говорят, что вы герой, не гордитесь собой, это просто отметили ваш добросовестный труд, не более того. Героем можете себя считать, когда полностью оправитесь от последствий инсульта. Вот тогда можно называть себя и победителем соцсоревнования, и ударником пятилетки, и передовиком производства.

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Советы: Попробуй обойти все «минусы» и использовать все «плюсы».И действительно осторожнее – в чатах много придурков-виртуалов, прикидывающихся девушками. Потом или смешно (когда понимаешь, перед КЕМ ты хвост распушил), или неприятно.Площадка для экспериментов, правда,

Из книги Половая психопатия автора Рихард фон Крафт-Эбинг

ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКАМ (ИНЦЕСТ) (Австрия. Уголовный кодекс, § 132; проект § 189. Германия. Уголовный кодекс, § 174)Охрана нравственной чистоты семейного очага является одним из приобретений культурного развития. Вот почему у нравственно нормального

Из книги Целлюлит? Не проблема! автора

Советы начинающим Базовая программа – это основа, и заниматься по ней следует до тех пор, пока вы не почувствуете, что освоили ее. Она рассчитана на равномерное развитие всех мышц. После окончания начального периода станет видно, какие мышцы и части тела нуждаются в

Из книги Путеводитель по оздоровительным методикам для женщин автора Валерия Владимировна Ивлева

Полезные советы. Никогда не делайте этого. - никогда не используйте жидкую подводку для глаз: она требует; времени и твердой руки;– не наклеивайте искусственные ресницы – это также требует времени;– не выщипывайте брови: чтобы исчезла краснота, требуется время;– не

Из книги Талассо и релаксация автора Ирина Красоткина

СОВЕТЫ Прежде чем принимать морскую ванну, запаситесь хотя бы тремя часами свободного времени. Не назначайте никаких дел и встреч сразу же после этой процедуры. Найдите возможность хотя бы немного отдохнуть и побыть в расслабленном, умиротворенном

Из книги Особенности национального лечения: в историях пациентов и ответах юриста автора Александр Владимирович Саверский

Памятка близким пациента Пусть вы и не врачи, но не оставляйте близких вам людей без поддержки, когда им хоть что-нибудь угрожает!От вашей настойчивости, знаний, способности принимать решения может зависеть жизнь близкого человека!Вы должны стать помощником и врачу, и

Из книги Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому! автора Сергей Викентьевич Кузнецов

Советы родным и близким Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

Советы психолога Чаще хвалите ребенка, говорите, какой он умный, хороший и как вы его любите. Малыш должен чувствовать, что родители его любят просто так, за то, что он есть. Даже когда ругаете кроху, делайте это очень аккуратно, чтобы не подорвать веру в родительскую любовь:

Из книги Китайские чудо-методики. Как жить долго и быть здоровым! автора Савелий Кашницкий

Советы психолога Было бы глубокой ошибкой считать, что маленький ребенок развивается без усилий, что все само приходит к нему в свое время. Малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами! Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть

Из книги автора

Советы психолога Что делать, если ребенок сосет пальцы? Уже и ругали, и наказывали, и пальцы зеленкой мазали – ничего не помогает. Важно понять, в какие моменты времени, на фоне каких событий, действий, слов ребенок кладет пальцы в рот. Внимательному родителю не составит

Из книги автора

Советы психолога Еще одним распространенным поводом для попадания пальцев в рот становится укладывание спать. Ребенок сосет пальцы, чтобы расслабиться и уснуть. Сосание здесь как бы становится важной частью ритуала для отхода ко сну. В этом случае необходимо

Из книги автора

Советы психолога Ребенок уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.То, что считаете «пока опасным», лучше убрать

Из книги автора

Советы психолога Что делать, если малыш плачет при расставании с мамой?? Зная, что ваш малыш трудно переживает разлуку с вами, попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания. Например, крепкое объятие, поглаживание по спинке, несколько

Из книги автора

Советы психолога Чем еще можно облегчить для малыша момент расставания с

Из книги автора

Советы психолога Разумеется, с появлением ребенка, хотим мы этого или нет, в нашей жизни появляется детский врач – педиатр. Он обязан следить за здоровьем, развитием наших деток.И конечно же, многие дети очень отрицательно относятся к посещению врачей. Бывает, что в


Top