Когда ребенок должен ходить на горшок комаровский. Как приучить к горшку ребенка: рекомендации доктора Комаровского

Когда мой малыш станет ходить на горшок? Такой вопрос волнует многих родителей, ведь приучение к «туалетным» делам считается одним из признаков взросления и поводом для гордости. Многие мамы могут заявлять, что ребенок приучен к горшку уже в год, а другие не могут наладить важный процесс и в трехлетнем возрасте.

А что говорят специалисты? С какого возраста приучать ребенка к горшку и как правильно приучить малыша ходить в туалет без слез и истерик: известный педиатр Евгений Комаровский вывел ряд рекомендаций, которые помогут родителям понять физиологию ребенка и принцип приучения без рыданий и неожиданных казусов.

Немного о физиологии

Доктор Комаровский объясняет важный факт – сроки формирования рефлексов у малышей индивидуальны . По этой причине не является редкостью ситуация, когда у чада до трехлетнего возраста не получается проситься на горшок. Как формируются физиологические процессы?

  • Естественный переход к контролированию выделений начинается в год и происходит в течение всего второго года.
  • Оптимальное начало навыка варьируется от года десяти месяцев до двух лет шести месяцев.
  • О стойком формировании рефлекса можно говорить к началу трех лет жизни.

Часть родителей пытается выработать рефлекс до года, например, озвучивая мочеиспускание ребенка словами «пи-пи». Путем долгих попыток это получается, но доктор Комаровский подчеркивает, что осознанный контроль у малыша в этот возрастной период отсутствует.

Что может произойти, если родитель активно приучал малыша к горшку до года? На втором году жизни все проделанные усилия могут быть напрасны, так как ребенок начинает отказываться садиться на горшок . Это связано с тем, что пришло время естественного контроля над процессами выделениями, взрослеющий годовалый карапуз не хочет высаживаться, когда его заставляют родители под «пи-пи». Он чувствует, что мочевой пузырь пуст, а его заставляют. Отсюда протесты, лужи на ковре или в углу комнаты.

Так во сколько же, в каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку по мнению Комаровского? Доктор советует ориентироваться на психологическую готовность ребенка при приучении к горшку . Поэтому рекомендуемый период начала ознакомления с правильным хождением в туалет начинается от года и продолжается до трех лет. К тому же надо учитывать индивидуальные особенности чада.

Таким образом, желательное время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1 года до 3 лет.

Успешное приучение будет зависеть от трех факторов . К ним относятся:

  • Развитие органов, в частности мочевого пузыря, прямой кишки, мышц брюшного пресса.
  • Развитие нервной системы.
  • Педагогическая наблюдательность и активность близких родственников.

Предлагаем взглянуть на фото интересных вариантов – это изящный выбор маникюра на долгое время.

О том, как самостоятельно сделать французский маникюр на коротких ногтях гель-лаком, читайте . А тут вы найдете больше идей для маникюра на коротких ногтях.

Давайте разберем точнее, когда надо попытаться приучить ребенка ходить на горшок и как понять, готов ли он к этому.

Как определить психологическую готовность?

Евгений Олегович Комаровский советует обращать внимание на признаки, которые говорят о психологической и физиологической готовности к познанию горшечных дел. Если не учитывать возрастные нормы и готовность ребенка, то можно столкнуться с истериками, апатией, слезами – малыш не готов к новой деятельности .

Если родители при этом применяют насилие, пытаются силой держать на горшке, наказывают за лужицы, то маленький человечек приобретает антипатию к предмету.

Иногда стоит подождать месяца два и снова попробовать приучение ребенка к горшку с рекомендациями Комаровского. Особенно, если ребенок демонстрирует желание к ознакомлению.

Итак, показатели готовности:

  • малыш может более полутора часов оставаться сухим;
  • режим дефекации стабилен и установлен более или менее установленный порядок в этом процессе;
  • чадо может назвать части тела, показать их;
  • ребенок понимает слова «какать», «писать»;
  • присутствует неприязнь к мокрой одежде, появляются отрицательные эмоции, если не меняется грязный подгузник;
  • имеются навыки самостоятельного раздевания.

Но самый главный момент, на который нужно обратить внимание, – это своеобразные способы, слова, жесты, которые демонстрирует малыш, сигнализируя о скором мочеиспускании. К примеру, дети могут зажимать ножки, снимать трусики, трогать низ живота или издавать определенные звуки.

Когда можно и когда лучше приучать ребенка к горшку? Если малыш показывает много признаков готовности, можно начинать важный процесс приучения к туалетному делу. Как сделать это правильно? Доктор Комаровский дает следующие рекомендации:

Чтобы приучение к горшку прошло успешно и без протестов со стороны малютки, доктор Комаровский советует не торопиться с началом . Самое лучшее время – второй год жизни.

Совершенно нормальным считается, если малыш до трехлетнего возраста иногда делает лужицы. Желательно приступать к началу туалетной науки при появлении первых признаков готовности.

Нельзя применять насилие при обучении, если у крохи не получается, то лучше отложить приучение до подходящего момента.

Самое главное, Евгений Олегович советует сильно не переживать за итоговый результат . В его многолетней практике врача-педиатра не было случаев, чтобы родители нормального четырехлетнего карапуза жаловались на неумение пользоваться горшком.

Из этого видео вы узнаете больше от доктора Комаровского – как приучить ребенка к горшку, когда (со скольки лет) нужно начинать приучение и каких правил придерживаться:

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племянник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант - унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими !
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспусканияи дефекацииребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:

    Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

    Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

    Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

    Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

    Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

    Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:

    установление более или менее стабильного режима дефекации;

    способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

    знание частей тела и названий предметов одежды;

    знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

    демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

    стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

    стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»... Надеюсь, аналогия понятна.

Здравствуйте, уважаемые родители, а также бабушки и дедушки. Сегодня мы поговорим о том, когда ребенку пора прощаться с подгузником и знакомиться с горшком. Сейчас большинство мам старается приучить чадо к горшку, чем раньше, тем лучше, во многом под настойчивым контролем бабушек.

Между тем, тему о том, как приучить ребенка к горшку, Комаровский и другие педиатры рекомендуют не открывать до определенного возраста.

Готовность ребенка сходить самостоятельно в туалет определяется:

  • Физиологической зрелостью выделительной системы (контроль над мочеиспусканием и дефекацией);
  • Психическим здоровьем;
  • Этапом развития ребенка (понимает ли он, чего хочет).

Рефлексы мочеиспускания и дефекации у ребенка от рождения не контролируемы, бессознательны. Понимание нужды сходить в туалет у ребенка происходит после года, а чаще всего к полутора годам. К этому времени он только начинает осознавать, но еще не может контролировать эти процессы.

Физиология детей такова, что они учатся туалетной науке долго, месяцами. Временные рамки можно установить между 1,5-2,5 годами. К 3 годам здоровый ребенок уже полностью должен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.

2. Когда приучать ребенка к горшку

Чтобы понять, готов ли уже ваш ребенок начинать знакомство с горшком, убедитесь, что он:

  1. Проявляет интерес к самому горшку;
  2. Понимает, что делают другие дети или взрослые в туалете;
  3. Каким-либо образом умеет демонстрировать то, что он хочет на горшок (переминается с ноги на ногу, зажимает ножки, говорит пи-пи или ка-ка);
  4. Умеет или стремится снимать штанишки;
  5. Знает название частей тела и одежды;
  6. Демонстрирует отвращение к грязному подгузнику или мокрой одежде.

Дорогие мамочки и бабушки, если вашему ребенку уже есть 1,5 года и он проявляет вышеописанные признаки, ему уже пора приучаться к горшку. Если не позволяет возраст или признаков готовности к самостоятельному туалету пока нет, подождите пару месяцев и наблюдайте за ребенком.

Нет смысла начинать постижение горшочной науки раньше времени, так как устойчивого успеха вы не добьетесь. Как говорит доктор Комаровский, это как отдать ребенка в школу до положенного срока:

Бывает, что ребенка высаживают на горшок еще до года, приучая его к нему. Часто такая практика дает результат, но этот результат еще никак не контролируется мозгом ребенка. Вследствие этого, к 1,5 годам ребенок может начать отказаться от попыток высаживания на горшок, протестовать и «делать свои дела» на ковре, рядом с горшком, в штанишки.

Такое поведение взрослеющего ребенка объясняется тем, что он уже понимает, что не хочет на горшок, когда его на него садит мама, он встает с него. Потом же он просто может заиграться и «сделать шкоду» вне горшка.

3. Как приучать ребенка к горшку

Теперь расскажем о том, как правильно начинать знакомство с горшком ребенка, который к этому готов.

Лучшие методы обучения горшочной науке:

  1. Ролевая игра . При этом мама показывает на примере игрушек, как нужно ходить на горшок и для чего.
  2. Пример старших или сверстников . При этом ребенок видит, как другие дети ходят на горшок (дома, в детском саду) или на улице (на прогулке, на площадке), а также видит, что родители тоже ходят в туалет.
  3. При «промахе», когда ребенок описался или обкакался, спокойно рассказать ему, что так делать не нужно, это неприятно, на горшке все получается лучше.
  4. Создать свои ритуалы хождения на горшок . Каждый раз перед выходом на прогулку, перед сном и после пробуждения высаживать ребенка на горшок.
  5. Зная установленный режим дефекации (например, утром или после обеда), а также после питья высаживать ребенка на горшок.

Познакомьте ребенка с горшком заранее и держите на видном месте в комнате, чтобы не пришлось его долго искать при надобности:

Каждый раз, когда ребенок просится на горшок или успешно сделал свое дело на горшке, когда вы его сами на него посадили, обязательно похвалите малыша, выразите свою радость. Тогда ребенку захочется чаще радовать маму, у него сложатся положительные ассоциации с горшком.

Если каждый раз кричать на ребенка за лужи и мокрые штаны, тыкать его попой на горшок насильно и ругать, ребенок будет бояться горшка, игнорировать его. Дорогие мамочки, криком вы не добьетесь послушания ребенка, а тем более не повлияете на естественные физиологические позывы. Когда мозг ребенка достаточно созреет для того, чтобы понимать, хочет ли он на горшок, ребенок сам на него сядет.

Если ребенок «наделает в штаны» пару раз, ему будет самому неприятно и гадко. В следующий раз он попросится на горшок:

  • Начинайте приучать ребенка к горшку в теплое время года, если ребенку исполнилось 1,5 года зимой, не спешите знакомить его с горшком, подождите следующего лета;
  • Держите горшок на видном месте и часто напоминайте ребенку о нем;
  • Обращайте внимание ребенка на других детей, которые справляют нужду на улице или в гостях на горшке (в семье, где есть старший ребенок, младший учится садиться на горшок без проблем);
  • Выбирайте простой горшок, который бы не ассоциировался у ребенка с игрушкой;
  • Можно не сразу пробовать спать без памперса, а снимать иногда при дневном сне, а также одевать в поездках, при этом высаживать ребенка на горшок перед одеванием подгузника;
  • Не начинайте приучать ребенка к горшку, когда он не в духе или болеет, подождите, пока у него проснется интерес к этой затее;
  • Наберитесь терпения и не настаивайте в случаях неудачи, возможно ребенок еще не готов к горшочным делам:

Дорогие родители, не паникуйте, если ваш ребенок еще носит подгузник в 2 года. Не слушайте советчиков, которые говорят, что у вас запущенный ребенок, что на горшок нужно начинать ходить до года. Придет время, и ваш ребенок будет пользоваться горшком. Если малыш уже готов к горшку и интересуется им, начинайте постигать с ним эту нехитрую науку, требующую всего лишь практики.

Снимайте подгузник на день, но одевайте на ночь, ведь ребенок еще не сможет контролировать мочеиспускание во сне. Со временем уменьшайте количество питья перед сном и высаживайте ребенка на горшок. Если несколько ночей подряд ребенок спит с сухим подгузником, можно снимать его и ночью, подстелив клеенку.

Со временем ваш малыш будет самостоятельно проситься в туалет, чему будет и сам рад, ведь это признак его самостоятельности.

Посмотреть видео от доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку можно здесь:

Берегите себя и не переживайте по пустякам. Не забывайте подписываться на наши новости. До скорого.

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только (на каком-нибудь дне рождения) вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант - унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И прежде всего - вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - не много, а если точнее, - вообще не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано - это когда: в полгода или в год? Поздно - это когда: в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определяться, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими !

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами.

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка.

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы отправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию, состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1) состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря;

2) состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;

3) интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленных составляющих тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано .

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8, даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по-большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пи-пиканьем и а-аканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с девяти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки - нестойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до трех лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам - в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на один-два месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

  1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
  3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более или менее стабильного режима дефекации;

Способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

Знание частей тела и названий предметов одежды;

Знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

Демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

Стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

Стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

  1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
  2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
  3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
  4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
  5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
  6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
  7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
  8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
  9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «это горшок, в него писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может три раза, а я вообще не могу!» А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Надеюсь, аналогия понятна.

Задача, как ребенка приучить к горшку, вызывает массу беспокойств у взрослых, ведь для некоторых родителей, хотя больше для бабушек и дедушек, это просто целая наука и сложный труд еще со времени, когда ребенок научился сидеть. Как это правильно делать и когда стоит приносить в свой дом это удивительное для ребенка устройство, горшок, да еще и такой, чтобы вызвал интерес у маленького члена семьи?

Физиология человека и позывы в туалет

Если обратиться к физиологии человека, то выяснится, что процессами мочеиспускания и дефекации управляет головной мозг, когда после наполнения соответствующих органов в него поступает информация и возникает побуждение сходить в туалет. Чтобы начать ходить на горшок, малышу необходимо научиться распознавать эти сигналы мозга и тогда только действовать. Пока малыш не научился делать этого, он просто делает свои большие и маленькие дела независимо от места своего нахождения или физической активности.

Только к 4 годам акт мочеиспускания у малыша формируется должным образом, т. е. практически к этому времени ребенок должен научиться ходить на горшок, но, как правило, родители приучают своих малышей к этому незамысловатому делу намного раньше и задаются вопросами, как ребенка приучить к горшку в 1 год или в любом другом раннем возрасте.

В 4 года ребенок контролирует процессы мочеиспускания и дефекации не только днем, но и ночью, хотя, согласно статистике, большинство деток успешно начинают ходить в туалет самостоятельно в период с 22 месяцев до 30 месяцев, т. е. к двум с половиной годам жизни. И если мамочка ставит перед собой задачу, как ребенка приучить к горшку в 2 года, то в принципе уже можно ознакомиться с основными рекомендациями для достижения положительного результата.

Как правильно приучить ребенка к горшку

Горшок — это не игрушка

Начинать процесс приучения к горшку лучше всего летом, когда в случае каких-то промахов одежду можно быстренько постирать и она быстро высохнет; когда малыш не замерзнет, если мама по каким-то причинам не заметила, что ребенок описался; когда попросту меньше одежды, и в случае удачного процесса приобщения к горшку ребенок сможет сам снять с себя штанишки и трусики и пописать.

В доме желательно держать горшок на видном месте, чтобы ребенок время от времени обращал на него внимание и для начала просто вспоминал, для чего же этот предмет предназначен. Ребенку необходимо показать, как пользоваться горшком и что в результате получается. Для этого можно использовать куклу, которая села на горшочек, посидела, встала, а в горшке осталась водичка. Это же действие можно повторить и с малышом.

Если периодически высаживать малыша на горшочек, он постепенно приучится к тому, что писать или какать необходимо ходить именно сюда, ведь вещи остаются чистыми, да и самому как-то более комфортно тогда. В доме уже можно ходить без подгузников, а вот во время выходов в город еще некоторое время памперсы придется надевать.
Если ребенок сделал свое дело в горшок, его обязательно надо похвалить, ну а если промахнулся, то ругать не стоит. Он обязательно справится с этим заданием в следующий раз.

Приучение к горшку — это длительный процесс, и родители должны с пониманием относиться к первому обучению своего ребенка.

Правильный горшок

Иногда причиной тому, что ребенок не может никак научиться распознавать вышеупомянутые сигналы головного мозга, является сам горшок, в частности, специальные музыкальные горшки, которые после того, как в них попадет жидкость, начинают играть. Если использовать такой образец, то у ребенка попросту вырабатывается условный рефлекс, похожий именно на тот, который проявлялся у собаки в опытах Павлова.

Именно звуковой сигнал из горшка может стать своеобразным побудителем испражниться в любом месте, где малыш услышит подобные звуки. Вряд ли это принесет радость родителям и окружающим. Появление подобных же рефлексов провоцируют и любимые всеми родителями и особенно бабушками и дедушками команды «пись-пись» и «а-а-а». Не нужно этого делать, ведь вы же себе не поете, когда оправляетесь в туалет или желаете справить нужду.

Не стоит также покупать горшки-игрушки для деток, чтобы научить ходить их в туалет в определенное место. Малыш будет только отвлекаться от основного процесса, и в результате он ничему не научится. Если ребёнок боится горшочка, то процедуру обучения лучше отложить на некоторое время. Оптимальным решением для родителей будет приобретение обычного горшка, на котором будет удобно сидеть и делать нужные дела.

После памперсов

Вопрос, как ребенка приучить к горшку после памперсов, пугает многих родителей, ведь бытует мнение, что именно после подгузников малыша этому придется учить очень долго. На самом деле это всего лишь миф, на который попросту не нужно обращать внимания.

Независимо от того, носит ребенок подгузники или нет, условные и безусловные рефлексы у него также вырабатываются, а процесс формирования понимания акта справления нужды все равно происходит в том возрасте, в котором это предусмотрено природой.

Как ребенка приучить к горшку по Комаровскому

В идеале лучше всего посмотреть видео известного педиатра Комаровского, чтобы прислушаться к его советам по приучению ребенка к горшку. Как уверяет специалист, это достаточно продолжительный путь, шагая по которому лишний раз нет необходимости переживать и беспокоиться, ведь все дети рано или поздно учатся ходить в туалет.

Мнение Комаровского заключается в том, что приучать малыша к горшку необходимо не ранее возраста в 18 месяцев. Именно к этому времени рекомендуется покупать горшок и начинать знакомить с новым предметом в доме своего ребенка. Поэтому вопросы на форуме типа «как ребенка приучить к горшку в 9 месяцев?» доктор просто не воспринимает. Всему свое время, и родителям необходимо научиться просто не заморачиваться на определенных моментах, а наслаждаться жизнью и просто следовать за природой.


Top