Обучение технике высоких стартов. Обучение техники высокого и низкого старта Высокий старт техника выполнения

Задача №1 . Создать правильное представление о технике высокого старта на короткие дистанции. Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.

Средства :

1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется высокий старт. Ознакомить с правилами соревнований.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания:

В первые годы появления легкой атлетики применяли старт с ходу, наподобие старта в конных бегах. Затем получил распространение высокий старт, когда спортсмен отставлял одну ногу назад и наклонялся вперед. Именно на I Олимпиаде нашего времени (1896 г.) был продемонстрирован данный вариант старта.

Высокие старты применяются в Рис. 11

беге на короткие, средние и длинные дистанции. В беге на короткие дистанции (до 600 м включительно) высокий старт подаётся на три команды: «На старт!», «Внимание», «Марш!» (или по стартовому выстрелу). Обучение проводится фронтально для всех учащихся.

Задача №2. Учить положению бегуна по команде «На старт!».

Средства:

1. Дать представление о технике.

2. вариантов высокого старта (с опусканием одной и двух рук).

3. Выполнение команды «На старт!».

Методические указания:

По правилам соревнований учащиеся располагаются в одну шеренгу у линии сбора, которая находится не более 3 м от линии старта. По команде «На старт!» занимающиеся подбегают к линии старта, впереди устанавливается толчковая нога, маховая находится сзади (рис. 11).

По команде «Внимание» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука выводится вперед, Рис. 12

другая, согнутая в локтевом суставе, отводится максимально назад (рис. 12).

По команде «Марш» бегун начинает стартовое ускорение, которое продолжается до достижения максимальной скорости (рис. 13). Для спортсмена высокого класса – это 45 м и более, а для начинающих – 20-30 м.

Существуют два варианта Рис. 13

высокого старта – с опусканием одной и двух рук.

Вначале обучение проводится фронтально. Необходимо начертить линию сбора и линию старта. Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу у линии сбора. Преподаватель уточняет положение, занятое каждым учеником. Возможно использование индивидуального метода.

Двигательные установки:

1) по команде «На старт» ученики подбегают к линии старта, сильнейшая («удобная») нога устанавливается вплотную перед стартовой линией, маховая на расстоянии 1-2 стопы сзади от нее, упираясь носком в грунт;



2) туловище прямое, плечевой пояс расслаблен, руки свободно опущены вдоль тела;

3) тяжесть тела распределена на обе ноги, стопы параллельны, расстояние между стопами 20-30 см.

– по команде «На старт» стопа сзади стоящей ноги развернута наружу. Напомнить учащимся, что стопы параллельны, иначе при первом шаге колено маховой ноги будет направлено в сторону, а не вперед и соответственно шаг укоротится;

– стопы расположены на одной прямой. В данном случае положение бегуна будет очень неустойчивое. Напомнить, что расстояние между стопами должно составлять 20-30 см. По правилам соревнований любое движение будет считаться фальстартом, также как и при команде «Внимание», стартующий должен принять наиболее удобное положение для начала бега;

– пятка сзади стоящей ноги касается грунта, значит вес тела перемещен назад. Такое положение при следующих командах будет сохранено и бегун не сможет в дальнейшем наклонить туловище вперед, значит первое движение будет направленно вверх, что значительно повлияет на время пробегания стартового отрезка.

Для исправления других ошибок еще раз напомнить двигательные установки.

Задача №4. Учить положению бегуна по команде «Внимание!».

Средства:

1.Рассказ о технике выполнения с последующим показом.

2. Многократное выполнение стартового положения с исправлением ошибок.

3. Многократное выполнение команд «На старт», «Внимание».

Методические указания:

Довести до учащихся, что при выполнении команд «На старт» и «Внимание» необходимо принимать устойчивое положение.

Двигательные установки к выполнению:

1) по команде «Внимание» туловище наклонено вперед до 40-45 градусов, плечи слегка подаются за линию старта (не более 10 см), ОЦМ расположен ближе к впереди стоящей ноге, согнутой в коленном суставе, плечевой пояс расслаблен, спина круглая;



2) ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, оптимальный угол сгибания у толчковой ноги составляет 100–140 градусов, у другой ноги – 90–100 градусов, голени при этом параллельны;

3) противоположная толчковой ноге рука выводится вперед, одноименная, согнутая в локтевом суставе, отводиться максимально назад;

4) взгляд направлен вперед-вниз, на расстояние 1–1,5 м впереди стартовой линии.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– голова приподнята, спина прогнута, в таком положении мышцы туловища излишне напряжены. Для исправления ошибки необходимо опустить голову, при этом, сохраняя направление взгляда вверх-вперед, и максимально расслабить плечевой пояс. Необходимо почувствовать, что спина как бы округлилась;

– плечи недостаточно выведены вперед, вес тела расположен на обеих ногах, т.е. бегун находится в удобном опорном положении. Рекомендуется перенести вес тела на впередистоящую ногу.

– толчковая или маховая нога полностью выпрямлены (ноги «разряжены»).

Задача № 4. Учить команде «Марш!» и технике стартового разгона.

Средства:

1. Рассказ о технике выполнения с последующим показом.

2. Многократное выполнение команд «На старт!», «Внимание!» и «Марш!» на отрезках 10-40 м.

3. То же, с разметкой шагов.

4. «Старт падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки свободно опущены вниз или на коленях. По команде «Марш!» выполнить в «падении» 3-5 шагов.

5. То же из и. п. – ноги вместе.

Методические указания :

При повторном выполнении команд рекомендуется выполнять не более 2-5 раз, в зависимости от подготовленности и возраста учащихся. На начальной стадии обучения паузы между командами можно специально удлинить, чтобы учащиеся успели принять устойчивую и удобную позу и своевременно начать бег по сигналу.

Двигательные установки:

1) по команде «Марш!» сзади стоящая нога, выполняющая первый беговой шаг, должна кратчайшим путем коснуться грунта (стопа проходит низко под дорожкой). Следует вложить всю силу в первое движение. Впереди стоящая нога (второй шаг) должна «подхватить» движение;

2) на первых шагах нога ставится под себя;

3) при выходе со старта выполнить активное выталкивание на первых шагах с энергичной работой рук;

4) на первом-втором шаге стараться поставить ногу на дорожку сзади проекции общего центра массы тела (ОЦМ). Наклон тела уменьшается через 6-8 шагов;

5) необходимо сохранять наклон туловища на первых шагах, а затем постепенно выпрямиться и принять естественное беговое положение (беговую осанку).

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– резкое выпрямление туловища после команды «Марш». Укреплять мышцы ног и туловища, развивать скоростно-силовые качества, выполнять специальные упражнения, особенно в падении, сохраняя при этом наклон;

– длинный первый шаг, нарушение ритма выбегания. Рекомендуется уточнить стартовое положение, не поднимать голову, выполнять специальные упражнения (бег в упоре, из положения в упоре лежа);

– на первых шагах идет стопорящее («втыкающее») движение стопой в грунт. Необходимо учить, чтобы стопа была расслаблена и мягким загребающим движением ставилась «под себя»;

– при выходе со старта широкая расстановка стоп, бег не по одной прямой. Напомнить, что при движении маховой ноги, колено выводится вперед-внутрь, а не в сторону-наружу.

Задача № 5. Продолжить разучивание стартового разгона.

Средства:

1. Многократные выбегания на отрезках 20–70 м с высокого старта (сзади стоящая нога опирается на колодку, которая располагается на расстоянии 2–2,5 стопы от линии старта).

2. Многократные выбегания с высокого старта на отрезках до 40 м с исправлением ошибок.

Методические указания :

Стартовое ускорение продолжается до достижения максимальной скорости. Для спортсмена высокого класса до 45 м и более, а для начинающих – 10–20 м. Обратить внимание на активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление.

Двигательные установки:

1) по команде «Марш!» (или по стартовому выстрелу) следует вложить всю силу в первое движение. Опорная рука снимается с одновременным отталкиванием ногами и сразу следует быстрая смена положения рук;

2) сзади стоящая нога, выполняющая первый беговой шаг, должна кратчайшим путем коснуться грунта (стопа проходит низко под дорожкой). Впереди стоящая нога (второй шаг) должна «подхватить» движение.

3) на первом–втором шаге стремится поставить ногу на дорожку сзади проекции общего центра массы тела (ОЦМ). Наклон тела уменьшается через 6–8 шагов.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

б) длинный первый шаг, нарушение ритма выбегания. Рекомендуется уточнить стартовое положение, не поднимать голову, выполнять специальные упражнения (бег в упоре, из положения в упоре лежа).

Задача№6. Закрепить технику высокого старта и стартового разгона.

Средства:

1. Многократное выбегание с высокого старта поточным методом по команде учителя с исправлением ошибок.

2. Принятие правильных положений по команде «На старт!» и «Внимание!» с изменением расстояний стоп (от 1–2) на старте.

3. Выбегание из положения «растянутого» высокого старта (2–2,5 стопы от линии старта).

4. Бег на отрезках 20–70м с высокого старта (сзади стоящая нога опирается на колодку, которая располагается на расстоянии 55–60см)

5. Выбегание с рук партнера: по команде «Внимание!» партнер берет стартующего за таз и слегка приподнимает, лишая его опоры рук. По команде «Марш!» – разводит руки. Стартующему необходимо «поймать» этот момент и в падении быстро начать бег

Методические указания:

1. Не ограничиваться только стартами на 20–30 м, а многократно пробегать со старта 50–70 м и более.

2. На этапе совершенствования главным является постоянное согласование отдельных движений и элементов бега в соответствии с физической подготовленностью.

3. Применять упражнения, способствующие лучшему сохранению наклона туловища при выбегании.

4. Создавать условия для потери равновесия и облегченного выбегания: ОЦМ тела смешается вперед, ноги выбегающего не должны быть слишком распрямлены в коленях, не должно быть «подброса пяток».

Задача№7. Совершенствовать и оценить технику высоких стартов.

Средства:

1. Выбегания с ускорением из различных и. п.:

– ноги вместе, наклоняясь и «падая» вперед;

– упор присев;

– упор лёжа;

– упор лежа, правая (левая) впереди (положение выпада).

2. Повышение физической подготовленности занимающихся. Укрепление мышц стопы и ног, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Выбегание со старта в соревновательных условиях.

Методические указания:

На этапе совершенствования главным является постоянное согласование отдельных движений и элементов бега в соответствии с физической технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей учащихся.

По мере освоения техники упражнения необходимо постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения занимающихся были свободными, без излишних напряжений.

Двигательные установки и ошибки, которые встречаются во время бега, приведены выше. Также рекомендуется напоминать учащимся основные требования к беговой осанке.

С ОПОРОЙ НА РУКУ

Задача№1 . Создать представление о технике высокого старта с опорой на руку.

Средства :

1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется высокий старт с опорой на руку. Ознакомить с правилами соревнований.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания :

Высокий старт с опорой на руку применяется в эстафетном беге 4х100 м на 2,3,4 этапах. Это позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке, равную скорости передающего эстафету.

В других беговых дисциплинах правилами соревнований по легкой атлетике высокий старт с опорой на руку запрещен для выступлений на соревнованиях. Однако он используется как тренировочное средство для высокого старта на длинные и средние дистанции и подается на две команды «На старт!», «Марш!» или к низкому старту и подаётся на три команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Иногда этот старт называют «низкий старт с одной руки».

Задача№2. Учить положению бегуна по команде «На старт!»

Средства :

1. Дать представление о технике выполнения высокого старта с опорой на руку.

2. Выполнение команды «На старт!».

Методические указания:

Обучение проводится фронтально. По команде «На старт!» занимающиеся подбегают к линии старта, толчковая нога устанавливается на расстоянии 1.5–2 стопы от стартовой линии, маховая также на 1–2,5 стопы от носка толчковой. Тяжесть тела распределена на обе ноги, стопы параллельны (рис. 14). По команде «Внимание» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука ставится перед линией старта посередине Рис. 14

туловища, другая отводиться максимально назад (рис. 15).

Рис. 15 Рис. 16

По команде «Марш!» бегун начинает стартовое ускорение, которое продолжается до достижения максимальной скорости (рис. 16). Для спортсмена высокого класса – это 45 м и более, а для начинающих – 10–20 м.

Двигательные установки и основные ошибки те же, что при выполнении высокого старта на короткие дистанции.

Задача№4. Учить положению бегуна по команде «Внимание!».

Средства:

1. Рассказ и показ.

2. Выполнение команды «На старт!», «Внимание!» с исправлением ошибок.

3. Многократное выполнение стартовых положений.

Методические указания:

При выполнении команд «На старт!» и «Внимание!» необходимо принимать устойчивое и удобное положение. Важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руку и ноги.

Двигательные установки:

1) по команде «Внимание!» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука ставиться перед линией старта, образуя высокий свод (4 пальца вместе-наружу, большой внутрь) посередине линии туловища, другая, согнутая в локтевом суставе, отводиться максимально назад.

2) в этом положении ноги согнуты. Оптимальный угол сгибания в коленном суставе составляет 90–100 градусов, у другой ноги – 100–140 градусов, голени при этом параллельны.

3) взгляд направлен вперед-вниз, на расстояние 40–50см впереди стартовой линии. Плечи слегка выведены вперед за линию опоры рук (не более 5–10 см).

4) тяжесть тела равномерно распределяется на три точки опоры – ноги и руку.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– плечи недостаточно выведены вперед. Для устранения ошибки вывести плечи до перпендикуляра к дорожке. Распределить вес тела на руку и ноги.

Методические указания :

По команде «Марш!» (или по стартовому выстрелу) опорная рука снимается с одновременным отталкиванием ногами и сразу следует быстрая смена положения рук.

ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ

Эстафетный бег – это командный вид легкой атлетики, который по эмоциональности и увлекательности превосходит остальные виды. Эстафетный бег проводится на стадионе и вне его. Главным в эстафете является то, что во время бега участники команды поочередно пробегают определенные правилами соревнований отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку в выделенной 20-метровой зоне.

Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые он был включен в программу IV Олимпийских игр (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции – 200+200+400+800 м.

В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

– эстафетный бег, проводимый на стадионе (4х100 м, 4x400 м – это классические, т.е. олимпийские виды);

– эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);

– эстафеты, проводимые вне стадиона, например, на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, могут состоять только из мужчин или женщин, а также быть смешанными, где бегут и мужчины, и женщины.

По скорости техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости. В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II – 130 м, на III – 130 м, на IV – 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4х400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

На I этапе эстафетного бега 4х100 м бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии. Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и осуществляет передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу.

При рациональной технике передачи эстафеты принимающий палочку должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно он стартует с высокого старта или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой. Очень важный элемент техники в момент передачи – бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, начиная бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №11:

Конспект урока

по физической культуре.

Тема урока : Легкая атлетика в 4-м классе. Высокий старт.

Задачи урока :

  • Обучение технике высокого старта и стартового разгона.
  • Развитие быстроты, ловкости, координационных способностей посредством эстафет с предметами.
  • Воспитательные: формирование устойчивого интереса к активному образу жизни,к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
  • Здоровье- сберегающие: формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

Необходимое оборудование и инвентарь :

Футбольные конусы – 16 шт., свисток.

План урока:

I. Вводная часть -10 мин.

II. Основная часть - 30 мин.

Таблица. Краткое содержание урока.

Дозировка

Организационно-методические указания

I. Вводная часть - 15 мин.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

1 мин.

2. Техника безопасности на занятиях

2 мин.

3. Ходьба по линиям зала, с различным положением рук. Ноги на носках, перекатом с пятки на носок.

30 сек.

Следить за правильностью осанки.

4. Бег восьмеркой, равномерный.

1 мин.

Ногу ставить на переднюю часть стопы. Учимся бегать по виражу.

5. Перестроение в колонну по 4.

← 6м → туда – делаем упражнение

3 м обратно – отдыхаем шагом

5.1. Прыжки вперед на двух ногах на передней части стопы.

5.2. То же правым боком. Стопы на ширине плеч. Это расстояние между стопами удерживаем.

5.3. То же левым боком.

5.4. То же спиной вперед

6 метров

6 метров

6 метров

6 метров

Дистанция между четверками 3 метра

Коленный сустав сгибается минимально.

Упор на прыжок вверх, а вперед продвигаемся незначительно.

6. 1. Прыжки, стопы стоят носки наружу.

6.2. То же, носки внутрь.

6.3. То же, но со сменой положения стоп через два прыжка.

6 метров

6 метров

6 метров

Расстояние между стопами удерживаем.

7. Бег спиной вперед,

обратно лицом вперед.

6 метров

Для постановки стопы на переднюю часть.

Туловище держать вертикально.

8. Бег «ножницы» - прыжки на стопе, носок на себя, маховая нога прямая.

6 метров

9. Прыжки с ноги на ногу

2 по 6 метров

10. Эстафета 6 метров.

3 мин

Во избежание столкновения: обегать колонну с левой стороны, после передачи эстафеты.

II. Основная часть - 25 мин.

1. Теоретические сведения о высоком старте. Стартовые команды. На каких дистанциях применяется. Показ

2 мин

На высоком старте применяются только две стартовые команды.

2. Определение «толчковой» и «маховой» ноги.

Встать на линию и как бы падать вперед. Та нога которая пойдет вперед. Чтобы не упасть будет на высоком старте сзади – толчковая.

3 раза

3.1. Выполнить команду «на старт».

3.2. Выполнить команду «марш».

3 по 5 метров

3 по 10 метров

Правильное положение рук – разноименное с начала движения.

Наклон туловища к линии старта.

4. Учимся выбегать вовремя.

4.1. И.П. высокий старт, стоя правым боком к дистанции.

4.2. Принять положение высокого старта правым боком к дистанции.

1 раз

1 раз

Не должно быть заступа.

4.3. Принять положение высокого старта левым боком к дистанции.

4.4. То же спиной вперед к дистанции.

1 раз.

Поворот строго через левое плечо.

5. Игра «Вызов номеров»

7 мин.

6. Эстафета:

| ← 6 метров →∆

Передача эстафеты – касание правой ладонью правой ладони партнера.

2 раза

III. Заключительная часть - 5 мин.

Ходьба с упражнениями на дыхание.

Подведение итогов урока.

Задать домашнее задание.

Упражнения для укрепления рук (отжимания),

спины («лодочки»),

пресса.


Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки, метания. В тоже время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучение. Легкая атлетика основывается на ряде смежных наук – физиологии, психологии, анатомии, биомеханике, медицине и др.

1.Введение
2.Техника высокого старта и методика обучения высокого старта
3. Старт с опорой на одну руку
4. Техника низкого старта
5.Методика обучения высокого старта. Упражнения для закрепления и
совершенствования техники.
6. Заключение

Файлы: 1 файл

1.Введение

2.Техника высокого старта и методика обучения высокого старта

3. Старт с опорой на одну руку

4. Техника низкого старта

5.Методика обучения высокого старта. Упражнения для закрепления и

совершенствования техники.

6. Заключение

Введение

Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки, метания. В тоже время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучение. Легкая атлетика основывается на ряде смежных наук – физиологии, психологии, анатомии, биомеханике, медицине и др.

Легкая атлетика включает в себя пять видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.

Бег – является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, также, как прыжки в длину, в высоту и с шестом, метание копья. Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека.

Медленный бег (длительный) в парке или лесу (бег трусцой) имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение.

Быстрый бег, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств.

Бег на средние и длинные дистанции – выносливость.

Барьерный бег – ловкость, способность к высокой координации движений.

Бег подразделяется на гладкий, по пересеченной местности, эстафетный, с искусственными препятствиями.

Высокий старт

Обучение технике высокого старта начинают с демонстрации данного бега. Затем изучают основные положения бегуна по командам «На старт!», «Внимание!» «Марш!» и особенности стартового разгона. Группе занимающихся следует сразу изучить стартовые положения. По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт. Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.

По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед). Руки сгибают в локтевых суставах и одну, разноименную ноге, выставляют вперед.

По команде: «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

На начальной стадии обучения паузы между предварительной и исполнительной командами можно специально удлинить, чтобы начинающие спортсмены успели принять устойчивую позу и своевременно начали бег по сигналу из удобного положения. В дальнейшем пауза сокращается до обычной.

При обучении выходу со старта и стартовому ускорению сначала занимающиеся стартуют по отдельности. Преподаватель обращает внимание на работу рук, активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление туловища с переходом на бег по дистанции.

По мере освоения техники выполнения высокого старта стартовые отрезки удлиняются, а скорость их пробегания увеличивается.

Учитель должен следить за техникой и объяснять, чтобы учащийся не пересекал дорожку другому, т.е. избежать столкновение.

Методика обучения технике высокого старта

1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

2. Старты «падением» из положения стоя на двух ногах (на носках) и на одной (толчковой) ноге.

3. Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз или на коленях.

4. И.п. – стоя в широком шаге в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая, одноименная выставленной вперед ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с перекрестной работой рук.

5. Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.

Старт с опорой на одну руку

Старт с опорой на одну руку – вариант высокого старта – применяется, кроме того, как упражнение, подводящее к низкому старту.

В отличие от высокого старта по команде: «На старт!», ноги здесь согнуты сильнее, вес тела больше переносится вперед. Рука, противоположная ноге, выставленной вперед, касается грунта, другая, согнутая в локте, отведена назад.

По команде: «Внимание!» тяжесть тела переносится на руку и толчковую ногу.

По команде: «Марш!» бегун производит отталкивание от грунта рукой и обеими ногами. Первые шаги следует делать с большим наклоном, постепенно уменьшая его.

Методика обучения технике старта с опорой на одну руку

1. Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде: «На старт!».

2. Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде: «Внимание!», вернуться в положение «На старт!».

3. Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала.

4. Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.

Низкий старт

Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.

Низкий старт позволяет быстро начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 - 45 см. от стартовой линии (1 - 1,5 столы), а задняя - 70 - 85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной стопы и менее, отодвигая при этом, назад переднюю колодку (растянутый старт) или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 - 50°; а задней - 60 - 80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18-20 см.

Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 - 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге. По команде «На старт! » бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги - в переднюю колодку, и опускается на колено сзади стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию.

По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100 - 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.

Стартовый разбег выполняется на первых 7 - 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна - силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

Методика обучения низкому старту

1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз.

2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта.

5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнал а и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

6. Установка стартовых колодок.

7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания.

10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта

1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.).

3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.

4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Заключение

Итак, бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последние годы наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

На мой взгляд, я указала основные задачи, средства и методы обучения техник высокого и низкого старта. Каждый из них имеет свои собственные особенности, как в технике, так и в методике обучения. При обучении очень важна работа преподавателя и стремление ученика понять и научится всему, что даёт учитель.

Бег на короткие дистанции выделяется среди других легкоатлетических дисциплин своими особенностями – повышенной интенсивностью нагрузок, умением вовремя скоординировать свои движения и способностью в кратчайшие временные промежутки набирать высокие скорости. Самым распространенным способом преодоления спринтерских дистанций является бег с низкого старта, который позволяет развить максимальную скорость на коротком отрезке.

Особенности и виды низкого старта

При соревнованиях в беге на короткие дистанции, до 400 метров, спортсмен применяет технику низкого старта. Позиция на старте будет зависеть от индивидуальных особенностей телосложения спринтера. Чтобы обеспечить прочную опору ног и удобство, применяются специальные стартовые колодки.

Существует несколько разновидностей техники низкого старта – обычный, узкий и растянутый. Обычный старт предполагает такое расположение ног, при котором расстояние от первой колодки до стартовой линии составляет полторы-две стопы спортсмена, это же расстояние будет от второй до первой колодки. Начинающим бегунам рекомендуется использовать расстановку в соответствии с длиной голени.

При узком старте от первой колодки до стартовой линии будет такое же расстояние, как при обычном старте, а между колодками – в 2 раза меньше (до половины стопы). При растянутом старте от 1 колодки до линии старта будет 2-3 стопы, а между колодками – 1,5-2 стопы. Маховая нога при низком старте опирается на переднюю часть стартовой колодки, другая вторая нога – на заднюю часть. При этом касаться земли носком нога должна лишь чуть-чуть, а опираться в стартовую колодку – очень прочно.

Насколько успешно спортсмен будет выполнять тот или иной вид старта, напрямую зависит от его мышечной силы нижних конечностей и способности реагировать на сигнал. Между осями колодок устанавливается расстояние 15-25 см.

Техника бега на короткие дистанции с низкого старта

Бег с низкого старта на короткие дистанции происходит в несколько этапов, на каждом из которых необходимо соблюдать определенную технику, от которой будет напрямую зависеть успех соревнования.

Начало движения

При команде «На старт» бегун ногами должен упереться в колодки, а руки приставить к стартовой черте, при этом ему необходимо опуститься на колено ноги, расположенной позади. Такое положение называется “пятиопорным”. Голова расположена параллельно корпусу, спина сохраняется ровной (некоторым спортсменам удобнее ее чуть согнуть). Руки следует выпрямить в локтях и расположить их немного шире плечей.

Взгляд должен быть направлен в точку, которая находится на расстоянии метра за стартовой линией. Опора кистей рук должна осуществляться на указательный и большой пальцы, саму кисть расположить параллельно стартовой линии. Опора стоп осуществляется на поверхность стартовых колодок, при этом носочная часть кроссовок касается беговой дорожки.

Во время команды «Внимание» спортсмен должен оторвать колено задней ноги от опоры и приподнять тазовую область примерно на 10 см выше уровня, на котором находятся плечи. В это же время плечи должны выдвинуться немного вперед, за стартовую линию и опереться на колодки и руки. Угол, под которым сгибаются ноги в коленных суставах, имеется важнейшее значение. Между бедром и голенью той ноги, которая опирается на переднюю колодку, угол должен быть 95-100 градусов, а между бедром и голенью задней ноги – 112-139 градусов. Между корпусом и бедром передней ноги угол должен составлять 18-26 градусов. Во время обучения низкому старту для правильного выбора углов обычно используются деревянные рейки или транспортир.

Когда бегун принимает стартовую готовность, ему нельзя чересчур напрягаться и быть скованным. При этом ему необходимо проявить максимальную концентрацию внимания – быть словно сжатая пружина, в любое мгновение готовая начать движение.

Со стартовым сигналом бегун молниеносно отталкивается от колодки задней ногой, а от линии старта рукой, и начинает двигаться вперед. Маховое движение задней ноги начинается одновременно с отталкиванием от колодки передней ногой. При этом впереди стоящая нога должна резко начать разгибаться в суставах. Руки при этом двигаются одновременно, а частота их движения должна быть выше частоты ног, чтобы спортсмен первые шаги выполнил наиболее активно.

Отталкивание ног от колодок осуществляется под углом 45-48°. Первый шаг производится с углом между бедрами, равным 90 градусов. Это позволит принять низкое положение при отталкивании толчковой ногой, а также эффективнее управлять вектором движения корпуса.

В момент старта следует помнить, что если корпус и голова расположены неправильно, то ошибок в дальнейших движениях не миновать. Если голова находится слишком низко, а таз – слишком высоко, бегуну будет трудно выпрямиться со стартовым сигналом, он даже может упасть, если резко начнет выпрямляться из такого положения. Если же таз чересчур низко, а голова – высоко, подъем будет произведен слишком рано, а это приведет к утрате скорости на стартовом разгоне.

Стартовый разгон

На данном этапе забега спортсмен пробегает 15-30 метров (это зависит от способностей бегуна). Его основной задачей является быстрый набор максимальной скорости бега. Чтобы первые шаги от старта были выполнены правильно, необходимо сильно оттолкнуться и начать быстрое движение. Несколько первых шагов нужно бежать с наклоном корпуса, а уже с пятого шага постепенно начинать подъем туловища. Постепенность очень важна, поскольку при резком подъеме будет сложно достичь оптимального эффекта от начала движения и стартового разбега. Правильный наклон предполагает подъем бедра под углом 90° к выпрямленной передней ноге, при этом наибольшее усилие должно быть приложено к тому, чтобы направить бедро не вверх, а вперед.

На первых шагах требуется маховую ногу ставить назад и вниз, чтобы с усилием толкать тело вперед. От этого движения будет зависеть мощность следующего отталкивания. Первый шаг выполняется с максимальной мощностью и быстротой – это позволит задать необходимую начальную скорость. Поскольку корпус наклонен, длина шага во время стартового разгона составляет около 120 см. Сокращать эту длину не нужно, потому что равная частота шагов обеспечит повышенную скорость.

В начале движения центр тяжести бегуна должен приходиться впереди точки опоры, при последующих шагах – наравне с бегуном. В это время туловище выпрямляется и принимает положение, которое будет сохраняться на протяжении всего забега по дистанции. Вместе с наращиванием скорости нужно уменьшать величину ускорения, вплоть до 30 метров дистанции – к этому времени скорость должна составлять около 95% от максимальной.

Во время стартового разбега увеличение скорости больше достигается удлинением шаговой длины, а не частоты. При этом не допускается слишком широкая постановка ног, поскольку это может привести к переходу на прыжки и сбою двигательного ритма. Чтобы этого не происходило, нужно внимательно контролировать частоту и длину шагов, а достигнуть этого можно лишь в процессе длительных тренировок.

При забегах на короткие дистанции ногу нужно преимущественно на носок и не допускать, чтобы она опускалась на пятку, особенно на первом этапе забега. Скорость бега будет увеличиваться, если ноги будут быстро переставляться вниз и назад. Движения рук должны быть энергичными, с высокой амплитудой, которая заставит ноги повторять движения с крупным размахом. Постановка стоп осуществляется с большей шириной, чем на последующих этапах забега, затем она расстояние между стопами постепенно сужается. Но и слишком широко ставить стопы нельзя – это вызовет нарушение центра тяжести и приведет к раскачиванию корпуса, а также к снижению эффективности отталкивания.

Бег по дистанции

Во время бега по дистанции туловище должно быть наклонено на 12-15° от вертикали, при этом наклон меняется: когда происходит отталкивание, плечи чуть отводятся назад, а в фазе полета наклон повышается. Стопы нужно ставить вдоль одной линии, при этом ноги касаются поверхности упруго, начиная с носка.

При амортизации нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах, а разгибается в голеностопном. При отталкивании бегун быстро переносит маховую ногу вверх и вперед, а толчковая нога распрямляется во время высоко поднятого бедра второй ноги. Отталкиваясь, спортсмен разгибает опорную ногу.

В фазе полета бедра сводятся очень быстро, а нога после отталкивания двигается вверх и назад, при этом движение бедра маховой ноги выводит голеностопный сустав резко вверх, почти к ягодице. Когда маховая нога выводится вперед, голень перемещается вниз и вперед, при этом нога упруго опускается на носок.

Руки спортсмен должен согнуть в локтях под прямым углом, кисти при этом сжать в кулак, но без особого напряжения. Движение рук – разноименное, при котором движущаяся вперед рука несколько сгибается внутрь, а движущаяся назад – наружу. Чтобы туловище не раскачивалось, сильно перемещать руки в стороны не рекомендуется.

Финиширование

Примерно за 20 метров до финишной черты скорость бега неизбежно падает. Задачей спортсмена является продержаться с максимальной скоростью бега вплоть до финиша, либо устранить факторы, которые приводят к снижению скорости. Когда мышцы утомляются, длина бегового шага уменьшается. Поэтому, ближе к финишу, рекомендуется повысить частоту шага – это осуществляется увеличением интенсивности движения рук.

Завершение дистанции происходит в момент касания финишной черты. Чтобы коснуться ее быстрее, спортсмен должен сделать резкий поворот корпуса вперед, при этом отводя руки назад. Можно также немного развернуть туловище вбок и коснуться финишной ленты плечом. Данные техники позволяют ускорить касания спортсмена финишной черты.


Top