Одеваться в женское. Телефон редакции

Возьмите измерительную ленту.

  • Измерьте свою грудь под сосками, добавьте пару сантиметров, если хотите надеть бюстгальтер – это ваша грудь.
  • Измерьте талию, приблизительно на сантиметр выше пупка – это ваша естественная женская талия. Так же измерьте талию на несколько сантиметров ниже пупка. Это ваша женская «низкая талия» - вероятно, ваша мужская талия.
  • Не волнуйтесь по поводу бедер. Откройте любой сайт, говорит Джей Си Пенни и найдите женскую размерную таблицу. Найдите ваш размер. Этого не достаточно. Замеры талии самые важные, так как вы сможете регулировать свою грудь. Вы поймете, что в зависимости от стиля платья и производителя, размер платья – неточная наука. Так же измерьте размер вашего запястья для браслета. Здесь перечень того, что вам понадобится:
  • Парик. Не накручивайте парик, если не хотите прическу в стиле Афро. Не берите парики со слишком длинными волосами, так как такие парики синтетические, волосы ниже плеч быстрее запутываются и за ними тяжело ухаживать. Так же купите расческу для парика. Зайдите на сайты, вроде Трендов Красоты (найдите в Google) и готовьтесь заплатить за парик около 50 долларов со скидкой. Цвет? Попробуйте сочетать… Несколько цветов на кончиках, мелирование или блики. Размер: у них доступны размеры больше, а так же инструкция, как мерить голову для парика – маленький, обычный или большой. Парики дешевле 30 долларов скорее всего сделаны из нейлона и неприменимы, как парики на Хэллоуин.
  • Туфли. Добавьте один размер к вашему, и вы получите ваш размер женских босоножек. Добавьте полтора размера к вашему и вы получите ваш размер женских сапог и лодочек. Вам нужна широкая или даже экстра-широкая обувь, если вы большая девочка. Попробуйте Payless, если хотите найти дешевую обувь. Большие размеры есть на сайте Coward Shoes, onestopplus, cсилуэт и другие большие размеры. По поводу каблуков. Каблуки 12 сантиметров, конечно, подходят на фото, но если вы весите меньше 55 кг, они будут не практичны. Если вы собираетесь погулять на каблуках, выбирайте каблуки высотой 5 – 7 см. Черные или черные лакированные туфли будут в самый раз.
  • Бра. Купите себе бюстгальтер. Идите в магазин со своими замерами грудной клетки (не груди), может на 1 -1,5 см больше. Черный бюстгальтер универсальный. Размер чашечек? Что ж, если вы весите под 75 кг, выбирайте В или С чашку, весите больше 85 – С или D чашку. Если вы девочка побольше, по идее вы должны приобрести чашечку D или DD. Форма груди… Попробуйте PALS на eBay, заплатите менее 100 долларов, или идите в магазин и купите большую форму около 40 долларов или просто купите трусики, пока не решите, какой размер вам нужен. Маленькие девочки могут купить бюстгальтер везде, если вы большая девочка – попробуйте бренд Ланы Брайан, ее большие размеры не поглотят вас.
  • Колготы. Колготы – это косметика для ног. Они замаскируют царапины, порезы и другие физические недостатки. Попробуйте колготы ближе к талии, чтобы вы смогли видеть свое нижнее белье. Посмотрите таблицу размеров на задней стороне упаковки. ЛУЧШЕ ВЗЯТЬ НА РАЗМЕР БОЛЬШЕ. Возможно вы, как и некоторые девушки, являетесь обладателем длинных ног и сами по себе высокий. Вы не хотите, чтобы гульфик колгот висел возле коленей. Если вы оденете колготы, а они будут на вас висеть – хорошо, возьмите на размер меньше. Положите запасную пару в багажник вашей машины на первое время. Для чулок пользуйтесь подвязками. Да, звучит смешно, припасите их для коротких юбок, рок-н-ролл клубов или свиданий. >)
  • Корсет. Пока вы аккуратный, но потом…Вы можете стать слегка кривым. Модель rago 21 самая лучшая. Купите корсет на один или два размера меньше, чем нужно.
  • Хорошо, теперь давайте сделаем вас подходящим. Топы, юбки и платья. Хотите выглядеть моложе? Найдите сайт Alloy. У них есть одежда для больших девочек. Вы худой и хотите фетиши – вам помогут сайты Lipservice или Hot Topic. Хотите что-нибудь более MILT? Джей Си или Мэсси. Если вы большой, попробуйте V- образный стихарь, или топы. Маленькие девочки могут одеть более высокие вырезы, вырезы «лодочку», квадратные вырезы, драпировку. Ниже, наденьте пышную, что-то обтягивающее. Ваши бедра маленькие и компактные, чем у большинства девушек, расклешенные юбки вас немного округлят, особенно если вы оденете на талию какой-нибудь яркий пояс или шарф. Или пойдите другим путем, оденьте обтягивающую юбку, таким образом делая ваши ноги длиннее. Черный цвет худит, но не одевайте его так часто. Маленькое черное платье – это хорошая база под гардероб, но его нужно дополнять аксессуарами или драгоценностями.
  • Аксессуары. Вам нужно, как минимум, один браслет, кольцо и ожерелье. Поищите на Emitations – у них есть большие размеры, а так же клипсы. Сумочка. В идеале, цвет сумочки должен подходить к вашей обуви, но это не обязательно. Черная очень практична. Для начинающих, наплечный ремешок заставит почувствовать себя так, будто вы потеряли бумажник. Размер: маленькая сумочка очень милая, но что вы собираетесь в нее положить? Деньги, помада, компактная пудра, ручка, бумага - все это поместиться, но прибавьте к этому телефон, камеру, сигареты и вам понадобится размер побольше. Внутренний карман на змейке сохранит ваш ID, кредитные карты, счета от выпадения, когда вы будете рыться в сумке. И помните, что вам говорила ваша мама «если в сумочке нет тампона – это не сумочка». Девушка в соседней кабинке может приобрести ЛДН навсегда в вашем лице.
  • Макияж. Слишком много, чтобы здесь остаться. Лучшим вложением денег будет пойти в магазин для женщин MAC, купить косметику минимум на 50 долларов (очень маленькая сумочка), и получить бесплатный макияж. Они попытаются продать вам макияж, но вы рассчитайтесь за основу, карандаш для глаз, тушь и одну помаду. Будьте внимательны, задавая вопросы. Если магазин косметики MAC звучит слишком страшно, зайдите в салон красоты, где есть уголок макияжа и сервис по мейк-апу, вы можете позвонить им, если хотите прийти в тихое время. Ваши деньги будут тратиться немного дольше, и вы можете уделить больше внимания курсам.

Снова здравствуйте. Как я и обещала, в данной статье я рассмотрю выбор мужчин в пользу женской одежды или создания своего стиля с элементами женственности.
Вот казалось бы странность. Женщине простительно экспериментировать с мужской одеждой, простительно её носить, в обществе на это как-то спокойно смотрят. Но когда парень или мужчина поступает точно также по отношению к женскому гардеробу, то у многих возникают вопросы, недоумение и много чего другого. Что они гомосексуалисты, люди с отклонениями, трансвеститы и т.д. Хотя на самом деле люди просто пробуют новое. Пытаются выразить и найти себя, даже если их образ выглядит женственно.

Приведу в пример знаменитого представителя группы Tokio Hotel Билла Каулитца, который покупает женскую одежду для себя. При этом не сказала бы, что выглядит как-то пошло, странно, женственность присутствует, но все же парень выглядит своеобразно...Можно сказать, что вот он мол звезда, это часть сценического образа. Но надевать на себя женскую одежду или нет-это уже дело парней. То что мы видим на первой фотографии, вполне можно носить парням каждый день. Хотя многие или даже большинство отнесутся с непониманием. Хотя...как я уже говорила, человек самовыражается таким образом, и может именно в этом проявляется его вдохновение и индивидуальность.

Но перейдем к подиумным образам. В сети я нашла очень интересные фотографии, посвященные неделе моды в Париже за 2011 год. Где мы можем увидеть на мужчинах женские элементы одежды. Причем смотрится это на мой взгляд элегантно, стильно и интересно. И даже по мужски. Автором данной коллекции является японский дизайнер Михара Ясухиро . Интересный подход.

Вообще если просматривать историю, читать о том, что носили мужчины и женщины в разные времена, то никого не удивит тот факт, что мужчины носили обувь на каблуках. Но...времена меняются и восприятие тоже, потому сейчас это выглядит необычным для общества.

В 2006 году, дизайнер Руи Леонардес создал коллекцию, которая посвящалась обуви на каблуках для мужчин. "Мужчины имеют право быть женственными, ровно как и женщины-мужественными"-говорили новаторы.

Конечно-это очень смелые образы и мужчины все же не станут обувать себя ботинки или туфли на каблуках, надевать юбку, хотя есть которые и носят с удовольствием. Может быть со временем, когда общество будет готово это принять без всяких мыслей о том, что с человеком что-то не так.
Но что нынче мужчины могут позаимствовать у женщин для своего образа-это аксессуары, украшения. Иногда вижу надетым у стильных парней женские шарфики на шее, которые гармонируют с их образом. Кто-то более эпатажный и смелый пойдет дальше в этом направлении.
.

Но куда лучше смотрятся шотландские юбки. На мой взгляд -это очень красиво. Идея взята от такого элемента мужской одежды как килт. Отличается от юбки методом пошива и креплений. Если сама юбка- воспринимается как элемент гардероба женщин, то килт-это исконно мужской элемент гардероба.

P.S. И напоследок хочу предупредить Вас, дорогие читатели. Я не журналист и не стилист. Я лишь пишу о том, что меня заинтересовало, свои взгляды и мнение по поводу стиля и моды. Для обсуждения и обмену мнением. Потому в некоторых вопросах я могу быть не совсем компетентна и учить здесь чему-то и кого-то я не буду. Цель одних авторов-дать совет, помочь в выборе. Моя цель-делиться идеями и обсудить их.

Вернон Колеман (Vernon Coleman), английский врач общей практики, писатель и журналист, автор более 100 книг, переведённых на 24 языка, провёл крупнейший опрос кроссдрессеров. На основании результатов данного исследования им была выпущена книга "Мужчины в платьях", раскрывающая различные аспекты феномена кроссдрессинга.
В ближайшее время я начну поглавно выкладывать свой перевод этого труда здесь. А пока предлагаю заинтересованным лицам ознакомиться со статьёй, вобравшей в себя квинтэссенцию книги.
Итак:

Вернон Колеман
ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ НОСЯТ ПЛАТЬЯ?
(И ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЖЕНЩИНЫ ТАК РАССТРАИВАЮТСЯ ОТ ЭТОГО)

Кажется, не много вещей вызывает большее количество яда и презрения, чем кроссдрессинг.

Одна женщина, написавшая в газету, обнаружила, что её бывший муж был кроссдрессером. Она описала его как «извращенца», и вывалила кучу своих собственных обносков на порог его матери, чтобы доказать это.

Что вызывает во многих женщинах такой гнев? Страх, я думаю. Но страх чего? Боязнь конкуренции за ящик с нижним бельём? Страх, что их мужчина, возможно, гей? Боязнь, что он растянет бельё и порвёт колготки? Страх, что узнают соседи?



Переодевание в предметы одежды, обычно носимые женщинами, является одним из самых безопасных занятий, которые только можно представить, и при этом всё ещё одним из наиболее превратно понимаемых обществом.

Множество мужчин наряжаются - как вольные каменщики, солдаты, или особые должностные лица - и трансвестизм просто забавная вариация на тему переодевания, но наше общество развивалось таким путём, что выбор одежды имеет очень большое значение, определяет кто мы, что из себя представляем, и что другие думают о нас.

Судья носит мантию и парик. Священник носит платье. Епископ носит особенно красивое платье. Короли носят мантии и короны. Портье в отелях, работники автопарковок, железнодорожники, стюардессы, и люди тысяч других разных профессий носят одежду, которая идентифицирует их. Водопроводчики носят комбинезоны. Врачи носят белые халаты. Медсёстры носят униформу.

Поскольку наше общество становится всё более и более сложным, значение формы возрастает. Мы сортируем людей в зависимости от типа работы, являются они «белыми воротничками», или «синими воротничками».

Мужчины кроссдрессеры бросают огромный гаечный ключ в сердце этого безупречно отбалансированного участка социального механизма. И может быть, потому вовсе не удивительно, что кроссдрессинг вызывает такое огромное замешательство, негодование и беспорядок, и так много уничижительных комментариев.

Несмотря на популярность трансвестизма, об этом «хобби» едва ли что-то известно - кроме того, что множество мужчин занимаются этим. (Множество женщин также занимаются кроссдрессингом, но трансвестизм среди женщин социально приемлем. Миллионы женщин регулярно одевают брюки и костюмы.)

Идея мужчин в одежде, обычно носимой женщинами, может звучать как шутка. Но это не является шуткой. Облачение в женственные одежды является для тысяч мужчин лучшим способом побороть стресс и освободиться от обязанностей мужского бытия. «Если б я не переодевался - сказал мне один из них - я бы был мёртв. У меня высокое кровяное давление, с которым не могут справиться таблетки. Ношение женской одежды возвращает контроль над ним».

Точную картину получить трудно, но мои исследования показывают, что в среднем за неделю 100 000 мужчин из 1000 000 одеваются - время от времени - во что-нибудь мягкое, шелковистое или кружевное. Часто они одевают только кофточки и трусики под свою мужскую одежду.

Большинство кроссдрессеров живут в постоянном страхе быть обнаруженными. Около четверти мужчин трансвеститов никогда не отваживались разделить свой секрет с жёнами. Это значит, что повсюду в мире миллионы женщин замужем за трансвеститами - и не знают об этом. Среди каждого миллиона женщин найдётся около 25000 тех, кто неосознанно обручены (или живут) с трансвеститами.

Трансвестизм пересекает любые социальные и профессиональные барьеры. Ваш лучший друг, партнёр по гольфу, ваш доктор, начальник или ваш муж могут быть тайными трансвеститами. Велик шанс, что кто-либо из тех, кого вы хорошо знаете, кроссдрессер.

Приведу несколько фактов, которые я открыл на основании опроса 1014 британских трансвеститов: (Это, я думаю, был самый большой опрос кроссдрессеров, из когда-либо проводившихся.)

  • Значительно более трёх четвертей трансвеститов регулярно носят что-либо из женского белья под своей мужской одеждой. Многие из оставшихся поступали бы так же, если бы не опасались быть обнаруженными их жёнами.
  • Менее половины трансвеститов покидают свои дома полностью одетыми как женщины, и большинство из поступающих так, достаточно честны, чтобы признать, что им не удастся никого обмануть. Но для большинства это не важно. Они хотят носить предметы женской одежды, а не быть женщинами.
  • Трансвестизм должно быть одно из наиболее безопасных хобби. И, тем не менее, почти три четверти трансвеститов-мужчин признают, что живут в постоянном страхе быть обнаруженными предубеждёнными родственниками, соседями, или сослуживцами. Один мужчина, написавший мне, чтобы принять участие в опросе, уехал в ближайший город, чтобы отправить своё анонимное письмо. Многие говорят, что они не понимают, почему женщины могут носить мужскую одежду, но мужчины не могут носить женскую.
  • Некоторые жёны презрительны и отвергающи. Другие смотрят свысока, и отказываются проявить понимание. Время от времени я снова и снова читаю жалостливые письма от трансвеститов, чьи жёны «позволяют» им переодеваться один час в неделю - поскольку это делается в секрете.
  • Три четверти из всех партнёрш трансвеститов знают, что их мужчина надевает женскую одежду. Но четверть не догадываются об этом.
  • Веской причиной сохранения тайны является тот факт, что большинство жён и подруг, кто знает о переодеваниях партнёра, относятся к этому неодобрительно. Они многое теряют, будучи столь эгоистичными, узкомыслящими и отвергающими.
  • К счастью, немногим более трети жён и подруг активно содействуют своим мужчинам в их стремлении одеваться как женщины, помогают им с выбором одежды и макияжем. Многие женщины признают, что сексуально возбуждаются, видя своего партнёра-мужчину в шелковистой, женственной одежде. Для трансвеститов, чьи жёны признают их, являются обычными занятия сексом в женской одежде.
  • Подавляющее большинство трансвеститов гетеросексуальны.
  • Средний трансвестит проводит 12 часов в неделю одетым как женщина - но хотел бы проводить так 70 часов в неделю (несколько более половины времени бодрствования).
  • Растущее число мужчин открывает, что ношение чулок и платья является быстрейшим путём освобождения от напрягающей ответственности мужского бытия. У меня есть некоторые подозрения, что большее число мужчин жили бы дольше, если б трансвестизм был более широко приемлем.

Я уверен, что трансвестизм является одним из наименее вредных увлечений, и ни один мужчина не должен стыдиться этого. Это, я убеждён, совершенно приемлемый путь для любого мужчины, желающего освободиться от каждодневного стресса мужского бытия в нашем суровом мире. Это увлекательно, и, очевидно, приносит многим мужчинам большое удовольствие. Трудно придумать занятие, несущее меньше вреда для кого-либо.

Мужчины, которые одеваются в женскую одежду, выражают нормальную, здоровую часть их собственной женственности, расширяют свой взгляд на мир, и наслаждаются временной отсрочкой от обязанностей и требований мужского бытия.

Я думаю это ужасно, что какая-то женщина может иметь наглость сказать своему партнёру: «Ну хорошо, если тебе это так необходимо, то можешь заниматься этим. Но только один час в неделю, и ты должен убедиться, что шторы задёрнуты, и что меня нет дома, и, кстати, я не хочу видеть ни малейших признаков твоей дурацкой женской одежды, и прочего, когда вернусь».

Ни одна женщина не осмелится, я надеюсь, сказать ничего подобного мужчине, который играет в гольф, или занимается моделированием.

Я думаю, это печально, что трансвестизм должен быть рассматриваем как нечто гораздо более ужасное, чем всё остальное - хотя я считаю, что в основе этого лежат глубокие и полностью ложные предрассудки.

Многие женщины, вероятно, предполагают, что большинство трансвеститов либо гомосексуалисты, или иначе, кандидаты на операцию по смене пола.

Но, в целом, существует огромная разница между трансвеститами и транссексуалами. Транссексуалы похожи на игроков в гольф - они теряют свои мячи. Трансвеститы стремятся сохранить их.

Моё исследование сделало совершенно ясным, что подавляющее большинство трансвеститов гетеросексуальны, и счастливы быть мужчинами. (Любопытно, что кроссдрессинг понимается настолько неправильно, и так часто подвергается ругани, что некоторые женщины, несомненно, предпочли бы узнать, что их муж гей, или хотел бы сменить пол.)

Все результаты моего исследования кроссдрессинга приведены в книге «Мужчины в платьях», которая размещена в полном объёме на этом сайте.

Copyright Vernon Coleman 2004

Перевод: Snowlass

Отношение к актерам-травести в нашей стране мягко говоря не однозначное. Это амплуа считается маргинальным, порочным, аморальным и даже богомерзким. Признается это ремесло только в том случае, если актер комично изображает женщину, как Верка-Сердючка, например. Вынужденные переодевания явно гетеросексуальных персонажей в таких фильмах, как «Тутси», «Миссис Даутфайер» или «Здравствуйте, я ваша тетя» тоже не вызывают сомнений. Это же все ради смеха! А когда дело доходит до самой настоящей имитации женщины, у почтенной публики это вызывает резкое отторжение. Да, тут уже не до смеха. Актер «покушается» на самое дорогое – гендерную идентификацию. Возникают мысли: «А все ли с ним нормально?» или «А ты часом не содомит?». Дамы и господа! Неприятие культуры травести возникает чаще всего из-за невежественности. Искусство перевоплощения мужчины в женщину старше и глубже, чем вы могли бы подумать.

Украинская травести-дива Монро

Шекспир писал роль Джульетты для мужчины


Во времена Шекспира все роли в театре играли мужчины. Эта традиция корнями восходила к древнегреческому театру, куда не допускали женщин по одной простой причине – у них не было гражданских прав. Теперь многим сложно представить, но когда-то многие юноши-актеры мечтали о роли Джульетты. Женщин допустили на подмостки только после реставрации монархии. Карл II, сын печально известного Карла I, казненного революционерами, прославился, как «веселый король». Он любил театр и женщин. Видимо Карлу II очень хотелось совместить эти два удовольствия в одно, поэтому в 1660 году он издал указ, позволяющий женщинам блистать на подмостках наравне с мужчинами. Это было настоящей культурной революцией, так как мало кто представлял, что женщина способна сыграть женскую роль правильно. История реформы английского театра нашла свое отображение в фильме Ричарда Эйра «Красота по-английски» (2004). В центре повествования – известный в свое время травести-актер Нед Кинастон, который пострадал от указа Карла II и вынужден был учиться играть мужские роли.

Традиции театра Кабуки: женщина на сцене к беде


В традиционном японском театре Кабуки до сих пор женские роли играют мужчины. Этих актеров называют оннагата и их искусство передается из поколения в поколение. Самым известным из ныне живущих актеров-оннагата является Бандо Тамасабуро V. Он вывел свое искусство на мировой уровень, сыграв ряд главных женских ролей в классических европейских пьесах: «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Медея». Но одной из самых его самых известных актерских работ стала роль Настасьи Филипповны в фильме польского режиссера Анжея Вайды «Настасья», снятого по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Кстати, Бандо Тамасабуро V сыграл в картине и князя Мышкина – это была его первая и единственная мужская роль за всю актерскую карьеру.

Артист кабаре способен сыграть и Гитлера, и Еву Браун

В 1920-1930-е годы Берлин стал мировой столицей богемы. В это время именно здесь, в атмосфере вседозволенности и праздности, создавалось самое актуальное на то время искусство и формировался новый образ мышления, лишенный предрассудков. В берлинских кабаре рождался революционный театр Бертольда Брехта, первый раз звучали песни Курта Вайля и обретал очертания сценический образ Марлен Дитрих. Все это закладывало основы для нового типа актера-универсала, который позже возьмут на вооружение и stand-up комики, и рок-звезды и королевы травести-шоу. Для этого персонажа никаких ограничений не существовало: мужчина мог выйти на сцену в образе женщины, а женщина – в мужском смокинге. Еще чуть чуть и сексуальная революция громыхнула бы именно тогда, но к власти в Германии пришел Гитлер и задушил все эти идеи прямо в колыбели. Пройдет еще 30 лет прежде чем человечество освободится от комплексов и предрассудков старого мира.

В 1997 году на экраны вышел фильм Шона Матиаса «Склонность», рассказывающий об участи гомосексуалистов в немецких концлагерях. Миг Джаггер сыграл в этом фильме роль травести-актера Греты. Этот образ символизирует прекрасную и бурную эпоху кабаре.

Образ Drug-queen, как закономерный итог всей этой истории с переодеваниями

Сразу стоит пояснить: чтобы стать Drug-queen, не достаточно переодеться в женское. Травести - сложное искусство, впитавшее в себя и шекспировский театр, и стиль оннагата, и, что самое важное, культуру кабаре.

Про травести-королев снято немало фильмов, но одним из лучших безусловно является «Вонг Фу, с благодарностью за все! Джули Ньюмар» (1995). Героинями фильмма являются три типичные «королевы красоты», которые случайно попадают в американский провинциальный городок и начинают менять его жизнь к лучшему. В главных ролях снялись Патрик Суэйзи, Уэсли Снайпс и Джон Легуизамо. Эти три актера гениально перевоплотились в не характерных для них персонажей. Если вам интересно, к какому идеалу должна стремиться любая травести-дива, посмотрите именно этот фильм – Патрик Суэйзи показывает настоящий мастер-класс по перевоплощению в женщину.

Теперь вы, дорогие ханжи, знаете, что если мужчина переодевается в женское платье, это далеко не всегда фетишизм, эксгибиционизм и гомосексуализм. Иногда это – самое настоящее искусство, уходящее своими корнями глубоко в почву истории. Чтобы увидеть разницу, стоит всего лишь перестать отворачиваться.

Кирилл Шаповалов

20 лет, диджей, Санкт-Петербург

«Я называю себя артистом и диджеем, потому что не выступаю в обычной серой толстовке, а люблю наряжаться. Вечеринка - это праздник. Раньше я просто тусовался, а потом понял, что хочу делать свою музыку и собственные мероприятия. Сейчас у меня две серии вечеринок в Петербурге - «French Rave» и «Haute Dance», которая проходит в Kuznya. Периодически играю в Москве (например, в Squat ¾ и на афтепати Александра Арутюнова), а на прошлых выходных выступал в Берлине.

Для меня нет разницы между мужской и женской одеждой. Думаю, так было всегда. Хотя раньше родители навязывали мне свое мнение о том, что нельзя, например, носить узкие джинсы - в них ходят только девочки. Но чем больше я смотрел модных показов и видео с рейвов 70–80-х годов, чем чаще встречал на тусовках стильно одетых людей, тем лучше понимал, что не все живут как серая масса. Мне неважно, на какую сторону застегиваются штаны, если они мне идут.

Не нужно копировать других, нужно создавать свое. Со стилем та же история - ты либо рожден со вкусом, либо нет. Но я никогда не осуждаю других за одежду. Главное - не как ты выглядишь, а какой ты человек внутри. Моя одежда - это не образ, а сущность, с которой я родился. Дело не в том, что я хочу выделиться. Просто кому-то комфортно в толстовке и трениках, а мне - в пайетках и пиджаках.

Иногда я заглядываю в гардероб и сразу понимаю, в чем буду сегодня. А бывает, долго не могу выбрать. У меня нет тяги к вещам. Я могу надеть что-то новое два-три раза и подарить подруге. Поэтому мой гардероб довольно быстро обновляется. Некоторые вещи мне дарят, что-то вижу в магазине и сразу же покупаю. Но большую часть нахожу в винтажных магазинах, секонд-хендах и на блошиных рынках. Недавно был на Уделке - блошином рынке в Петербурге - и купил мотокостюм. Если носить куртку и штаны по отдельности, выглядит супер.

Я ношу обувь 39 размера, вся женская линейка подходит. Некоторые даже завидуют, ведь мужская обувь часто не такая красивая, как женская. Я очень люблю туфли, казаки и ботинки. Бывает, что продавцы странно реагируют, говорят, что я ошибся, взяв вещь из женского гардероба. Но я не обращаю на это внимания. Что понравилось, то и покупаю.

Со временем родители стали спокойнее относиться к моему стилю. А с тех пор, как я начал сам зарабатывать, вообще ничего мне не говорят - наоборот, поддерживают. Они слушали мои миксы и смотрели видео с выступлений. Знакомые, среди которых есть как творческие, так и далекие от искусства люди, спокойно относятся к моему внешнему виду. У меня вообще никогда не было проблем из-за этого. Даже в школе никто не задирал. Хотя классная руководительница, которая занималась своим похудением и часто была на негативе, периодически срывалась на мне. Но это из-за плохого поведения - я был неуправляемым и гиперактивным ребенком. Мне кажется, сейчас людям не так важно, как выглядит другой человек, у них своих проблем хватает. Хотя, когда я был в Екатеринбурге, прохожие оборачивались мне вслед - им казалось странным, что у мальчика могут быть длинные волосы».

Артур Айвазян

19 лет, фэшн-блогер, Москва

«Я интересуюсь модой с 12 лет. В 16 начал постепенно вливаться в модную среду: вести блог о своих аутфитах, посещать Недели моды, показы. В то время я понятия не имел, как на них попадают. Меня всегда вдохновлял Александр Рогов - мы с сестрой смотрели все его телешоу. Как-то раз он написал в инстаграме, что в «Афимолле» можно получить пригласительный на его показ. Я прогулял школу и побежал в молл в полной уверенности, что из этого ничего не выйдет. Но мне удалось достать билет.

На свой первый показ я пошел в рубашке, которая была мне велика, и черных джинсах с ужасной посадкой, подчеркивающих все мои недостатки. Просто отвратительно, но тогда мне казалось это нормальным. В следующем сезоне я посетил уже три показа. Спустя какое-то время попал в стритстайл-съемку. Так у меня появилась своего рода популярность - мои фото начали публиковать в модных изданиях: американском и русском Vogue, GQ и других. Примерно тогда я удалил блог - от него не было никаких результатов - и начал вести инстаграм. Аудитория росла, вскоре на меня начали подписываться люди с именем в модной индустрии - например, Александр Рогов и Гоар Аветисян.

Я сразу понял, что классика и элегантность - это мое. Сначала мои аутфиты состояли исключительно из мужских вещей. Честно скажу, в то время у меня были довольно простые образы. Проблема еще и в том, что у меня нетипичные для парня пропорции - очень тонкая талия, скромные параметры. Мужские вещи самого маленького размера мне велики. Помню, мне было 17 лет, я искал черные классические брюки, но подходящей пары нигде не было. Стоило зайти в женский отдел Zara, как у меня глаза разбежались при виде огромного количества нужных мне брюк. В тот момент меня даже не смутило, что это вещи из женского отдела. Они не выглядели как женские, но очень мне шли.

Из женской одежды у меня только брюки. Вся верхняя одежда мужская. Но в своих образах я обыгрываю вещи таким образом, что они выглядят на мне очень женственно. Для этого мне нужно только подчеркнуть талию и надеть остроносые туфли. Мне нравится казаться женственным, но при этом не перегибать палку и оставаться мужчиной. В наше время иметь свой стиль, который будет казаться окружающим нетипичным, довольно сложно. И я даже не думал, что, составляя образы из, в принципе, простых вещей, добьюсь успеха.

Мои родители родом из Армении, чистокровные кавказцы. Но они хорошо относятся к тому, что я делаю, хотя и не всегда меня понимают. Их не смущает женственность моих образов. Мне приятно, что родные поддерживают меня и ничего не запрещают. Хотя старшая сестра, скоро ей исполнится 26 лет, порой называла меня фриком.

Чаще всего я закупаюсь в Massimo Dutti и Zara. Но, если мне нравится какая-то вещь, я ее покупаю вне зависимости от цены и магазина. Бывало, что я не смотрел на качество, потому что мне было важно, как вещь выглядит и какого она цвета. В моем гардеробе есть вещи из секонд-хенда и с рынка. Иногда я беру старые вещи дедушки или отца. Я стараюсь составлять образы так, чтобы они рассказывали интересную историю».

Анатолий Карнаухов

22 года, главный редактор, Екатеринбург

«Я всегда мечтал стать главным редактором модного журнала. К этому постепенно и иду, но немного в другом виде - год назад создал небольшое модное медиа в Екатеринбурге под названием «Самиздат». У нас маленькая команда, но мы постепенно всему учимся и растем. Сейчас хотим работать с талантливыми ребятами из Москвы и Санкт-Петербурга.

В детстве я ненавидел одежду. Мой брат и сестра все время модничали, а я не понимал, какой в этом смысл. Я всегда был очень дружелюбным и общительным, поэтому в школе и колледжах быстро становился популярным. Я мог совершать разные безумства - например, привязывать к сумке штук сорок разноцветных шнурков, - а все повторяли. Сначала меня это немного пугало, а потом я понял, что мода - это работа и большая платформа, которая обозначает тебя в социуме. Это не просто игрушка, а реальные дела, которые не только приносят заработок, но и влияют на экономику, природу и, возможно, даже на войны.

Я не обращаю внимания, в каком отделе покупаю вещи: если мне нужен свитер, смотрю весь ассортимент, не придавая значения гендерным обозначениям. Грани абсолютно стерты. Я всегда был худым, а в какой-то момент еще резко вырос - получилось, что при росте 185 сантиметров я вешу 49 килограмм. Я не анорексик, просто у меня такое строение. В мужских отделах не было штанов моего размера, поэтому я начал покупать женские. В женских отделах прикольная одежда, но бывает проблема с рукавами: если брюки могут быть короче, то рукава - нет. Во многом поэтому я обожаю тенденцию на оверсайз, плюс не приходится ушивать одежду.

Мне нисколько не стремно носить женскую одежду. К счастью, большая часть моего окружения относится к моему стилю адекватно. Родителей сначала это напрягало. Но четыре года назад я начал жить отдельно, сам зарабатывать, и они постепенно поняли, что я свободный человек, могу носить что хочу. Сейчас говорят: «Ну, необычно», когда видят меня в женских кожаных штанах.

Консультанты в магазинах мне ничего не говорят. Только один раз был косяк. Я выбрал одежду и пошел в примерочную - тогда у меня еще были белые волосы до плеч, - а мне сказали: «Нет, вам в другую». Мне кажется, в какой-то момент Екатеринбург стал терпимее к необычно одетым людям. Но надо понимать, что, хотя это прогрессивный город, он маленький - все зависит от знакомств. Здесь я достаточно медийный человек, а потому могу позволить себе ходить в чем угодно. Правда, если поеду в неблагополучный район - а это все, кроме центра, - могу, наверное, и отхватить. Этим летом я ходил с зелеными волосами. Бывало, ко мне подходили, хотели что-то выяснить. Но я абсолютно спокойно общался, и люди понимали, что мой внешний вид не их дело.

Я довольно быстро собираюсь, потому что подобрал себе хорошую базовую одежду - что ни надену, будет смотреться прикольно. У меня нет цели выделиться в толпе или, как у нас говорят, чтобы «лук треснул» (произвести впечатление. - Прим. ред. ). Ношу то, в чем комфортно. Часть одежды мне дарят, часть покупаю как базу в магазинах (обычно выбираю вещи черного или белого цвета). Более интересные предметы гардероба заказываю у дизайнеров. В Екатеринбурге какое-то время были очень популярны корейские марки, сейчас все постепенно приходят к русским. Но это все равно такой базовый стилек, сдержанный. Не могу сказать, что у нас проблема с магазинами и дизайнерами: есть 12 Storeez и UShatava, Borismama, которая шьет сумасшедшую одежду, и классный бренд SiammSiamm.

Меня вдохновляют обычные люди, чьи профили я нахожу в инстаграме. За селебами следить неинтересно - в их аккаунтах все искусственно и продажно. А вот когда встречаешь классный аккаунт с двумя тысячами фолловеров и видишь, что его владелец что-то из себя представляет, - это здорово. Неважно, хочу я выглядеть как он или нет, - меня вдохновляет, что кто-то придает значение одежде и пытается носить ее по-новому. Правда, я столкнулся с тем, что интересные люди с классными аккаунтами в жизни оказываются пустыми. У них в головах картинка, которой они живут, - и все. К сожалению, с такими ни поговорить, ни потанцевать. Грустно, что современная молодежь превратилась в общество визуалов».


Top