Интегрированное занятие «Пасха — Светлое Христово Воскресенье. Конспект открытого занятия по совместной деятельности педагога с детьми и родителями в подготовительной группе на тему: «Пасха

Наталья Набокина
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Пасхальное яйцо»

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе

Тема : «Пасхальное яйцо »

Программное содержание :

Учить детей видеть красоту обычных окружающих нас вещей, развивать фантазию, углублять познания о народном искусстве.

Учить видеть красоту человеческих отношений.

Закреплять умение работать с гуашью тонкой кистью.

Оборудование :

Гуашь, смешанная с клеем ПВА,

Тонкие кисточки,

Сваренные вкрутую куриные яйца (на каждого ребенка,

Музыкальное сопровождение во время работы детей (Моцарт «Пастораль» , «Акварель» )

Предварительная работа :

Чтение сказок «Зорька, Вечорка и Полуночка» , «Сказка о золотом, серебряном и медном царствах» , «Кощей Бессмертный» , «О Горе-горянине Даниле-дворянине» ; «Энциклопедии о животных» , беседы о семейных и религиозных праздниках.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Кто кем будет?» (котенок, щенок, теленок, ребенок, жеребенок, птенец, цыпленок, яйцо )

Дети отвечают, воспитатель подводит итог. Действительно из яйца может вывестись и цыпленок, и страусенок, и пингвиненок, и черепашка, и крокодильчик, и даже динозаврик.

Вообще, яйцо у наших предков , древних славян, считалось символом всего живого, символом возрождения.

Правда, интересно, мы держим в руках яйцо – оно твердое , не шевелится, не дышит, не растет – вроде бы и неживое? А на самом деле в нем хранится жизнь.

Вопрос : что нужно для того, чтобы эта жизнь пробудилась, в какие условия должно попасть яйцо , чтобы из него кто-нибудь вывелся?

Дети отвечают.

Древние славяне верили в чудодейственную силу яйца, наделяли его волшебными свойствами. Вспомните, в каких сказках встречается яйцо и какой чудодейственной силой обладает?

Дети отвечают.

Многие ваши бабушки и мамы красят яйца в разные цвета на праздник Пасхи . Так все же, почему красят яйца на Пасху ? Одно из объяснений трактует это так. Во время 40-дневного поста куры не переставали нестись, и хозяева варили яйца, чтобы они не испортились. Вареные яйца красили - так их легче можно было отличить от свежих.

Другая, более поэтическая версия. Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами : «Христос Воскресе!» В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.

С тех пор появилась традиция красить яйца. Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время как само яйцо было символом возрождения. Однако позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.

Совершенная форма и гладкая поверхность яйца красива сама по себе. Но она может стать прекрасным фоном для рисунка.

У древних славян рисунки, которыми покрывали поверхность яйца, имели определенный смысл, были символами (воспитатель вешает на доску или мольберт картинки) :

Мотылек – пожелание легкой доли,

цветок – пожелание достатка,

ветрячок (мельница) – к достатку,

цветок фасоли – девушкам на выданье, чтобы скорее вышли замуж,

голубь – душевное спокойствие,

рыба – символ нежности.

У детей на столе в подставочках стоят яйца, лежат кисточки, подготовлены краски .

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, внимательно рассмотреть картинки, подумать и нарисовать на яйце пожелание, которое бы они хотели подарить своим близким.

Дети работают самостоятельно, можно включить спокойную музыку.

После окончания работы воспитатель предлагает устроить выставку, а потом подарить яйца своим близким.

Публикации по теме:

Декоративное рисование в средней группе «Пасхальное яйцо» Декоративное рисование в средней группе «Пасхальное яйцо» Задачи: воспитывать интерес к русским пасхальным традициям; создавать условия.

Представляю вашему вниманию коллективную работу "Пасхальное яйцо" в средней группе детского сада. Вырезаем яйцо из разноцветного картона.

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе №2 «Солнышко»: «Украсим пасхальное яйцо» Воспитатель: Хлыстова Ольга Алексеевна. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие: Социально-коммуникативное,.

Конспект комплексного занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Весной в лесу» «Весной в лесу» Направление «Познавательно-речевое» Направление: Познавательно – речевое. Образовательная область: «Познание». Интеграция.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество» Программное содержание: Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве, - расширять представления о том, где «живет».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья» Авторы: учителя-логопеды высшей квалификационной категории МАДОУ города Рязани «Детский сад №134» Нехаева Людмила Ивановна, Кожина Лилиана.


Разинькова Наталья Александровна
Воспитатель ВКК
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 55»
2016г. г. Воронеж
Конспект ОД в подготовительной группеТема: « Пасхальное яйцо»
Цель:
Продолжать знакомство детей с русским народными традициями, с мастерством миниатюрной росписи.
Задачи:
Учить рисовать традиционные элементы;
Уточнить предоставление об элементах декоративной росписи яйца;
Совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном творчестве;
Продолжать учить пользоваться цветом как средством художественной выразительности;
Развивать фантазию, наблюдательность и воображение;
Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Предварительная работа
Знакомство с праздником «Пасха». Рассматривание иллюстраций сизображением яиц. Игра в мини-музей писанок. Беседа о том, что в разныхвидах декоративно-прикладного искусства часто встречается одинаковыеэлементы декора.
Оборудование, материалы, инструменты:
Плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники,звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые волнистые изигзагообразные линии), шаблоны в форме яйца с орнаментальными сетками;игра «Найди пару» - шаблоны в форме яйца с различными росписями. Яйца -писанки. Фотографии с изображением пасхальных яиц.
Запись колокольных звонов с пением птиц.
Аудиозапись «Арабеска».
Вода в баночках, кисти 3 шт. № 1, 2, 3 - белка, гуашь в палитре - яркиецвета, умные палочки, простые карандаши, подставки салфетки.
Корзина в ней шаблоны в форме яйца в цвете, конфеты, рушники.
Ход занятия
Эмоциональный настрой.
«Справа друг и слева друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вводная часть.
Ребята на прошлой неделе мы с вами праздновали один из величайших христианских праздников. А что это был за праздник? Что обозначает слово «Пасха» (избавление, освобождение). В этот день мы празднуем победу жизни над смертью. Победу добра над злом. Это праздник торжества жизни. А что в этот праздник вы слышите повсюду (слышен звон колоколов)?
Включается аудиозапись - «Звон колокола и пение птиц»
Ребенок читает стихотворение
«Колокол дремавший
Разбудил поля
Улыбнулась солнцу
Сонная Земля
Тихая долина
Разгоняет сон,
И за лесом синим
Замирает звон!
В какое время года это происходит (всегда весной, когда пробуждается природа)? А в какой день недели бывает этот праздник? Какое поверье раньше было у людей (на главную площадь люди ставили качели, а кто выше раскачается, будет самым счастливым и богатым в этом году, водили хороводы - это напоминало движение солнца, они верили, что это поможет быстрому приближению тепла)? Какая примета была в пасхальный день (если погода солнечная, то это к хорошему урожаю к жаркому лету)? Как праздновали? Что готовили? Что являлось главным символом стола? А почему? Яйцо - символ жизни, воспевание солнца как источника жизни на Земле. Что делали люди с яйцами? Как они их называли? Какие они яйца раскрашивали? Затем как стали называться яйца? Почему? Что с ними делали? Для чего их расписывали? Какой обычай был и есть в наше время? Что говорят люди друг другу на «Пасху»?
Показ яиц с росписью мастерицами.
Дети давайте рассмотрим вот эти яйца. Какую использовали мастерицы роспись? А какую роспись вы еще знаете? А какие элементы узора вы знаете?
Солнечные: круг, круг с прямыми и волнистыми линиями, сочетание кругов, круги с точками. Какой цвет?
Растительные мотивы: листья, ветки, цветки, деревья, венки.
Воздушные элементы: снежинки, дождинки, радуга.
Бесконечники: напоминают восьмерку, завиточки символизируют бесконечность жизни, возрождение природы
Зооморфорные: изображение птиц, животных (или только рожки).
А что помогало мастерицам в росписи яйца (орнаментальные схемы-сетки)?
Чем они облегчали труд (её делили на части, чтобы со всех сторон был виден ритмичный узор). А элементы можно разместить внутри участка и на пересечении линий. На основе орнаментальных сеток можно создавать множество композиций.
Игра «Найди пару»
Молодцы как вы много знаете, сегодня, когда я пришла в д/с, почтальон передал мне посылку из города Москва от детей д/с №3. Они пишут нам, что они научились только раскрашивать яйца, а расписывать еще не умеют. Но узнали, что в нашем детском саду настоящие художники и просят вас помочь им расписать яйца. Мы справимся? Тогда поспешите, порадуйте малышей научите их мастерству.
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Кисточку в руках катаю, между пальчиков кручу
Непременно каждый пальчик, быть послушным - научу.
Поднимаюсь вверх, опускаюсь вниз, рисовать сейчас начну.
Практическая работа детей под музыку «Арабески»
Анализ
Кто хочет рассказать о своей работе? Какой у тебя узор? Цвет? Почему? Вы все молодцы, вам понравились ваши работы? Вы настоящие художники. А за то, что вы потрудились, для вас есть угощенье.

НАТАЛЬЯ ФЕДОСЕЕВА
«Пасха - Светлое Христово Воскресение» (конспект занятия в подготовительной группе)

Цель : обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям, традициям праздника.

Задачи : пробудить интерес детей к народной культуре. Познакомить дошкольников с празднованием Пасхи, ее историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с ней. Уточнить значение новых слов: пасха, пасхальное яйцо, кулич, воскрешение, колокольный звон. Познакомить детей с особенностями празднования Пасхи в других странах мира.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, народному творчеству.

Подготовительная работа : беседы о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе.

Ход занятия:

Педагог : сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы поговорим о самом главном празднике христианской церкви – Пасхе. Её называют Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

К этому празднику люди готовились 7 недель - 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной.

Послушайте : Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Жестокие, злые люди решили убить Иисуса Христа. Долго они его мучили, требуя, чтобы он от своего учения отказался, сказал, что он все придумал, и что не является сыном Божьим. Но Иисус от своего учения не отрекся - ведь Бог действительно был его отцом, а в то, что проповедовал людям, безгранично верил.

Мучители на голову Иисуса надели венок из колючих веток. Иисус Христос от своих слов не отказывался, все терпел, потому что любил всей душой народ, хотел ему помочь, научить жить по совести.

Враги до смерти замучили его - прибили гвоздями к кресту - распяли на кресте.

Казнили Иисуса Христа в пятницу. За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса сняли его мертвого с креста и отнесли в пещеру. Легенда гласит: в это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.

Утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес. Этот день стали называть Светлым

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

(Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций)

Как праздновали Пасху

Педагог:

На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек, а особенно дети, имели возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.

На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.

Дети рассматривают иллюстрации пасхальных яиц: из дерева, кости, скорлупы, камня, ниток, фарфора, металла, украшенных бисером, драгоценными камнями и т. д.

Пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи - все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. Хозяйки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, доставали нарядные одежды из сундуков. С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии - это моря-океаны. Круг - яркое солнышко.

Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо. Говорили друг другу: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".

Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.

Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.

Дети рассматривают яйца. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".

Поселились птицы в гнёздах,

Снег растаял как свеча.

Пахнет сладким духом воздух,

Золотого кулича.

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес,

И меня целуя, мама

Говорит: «Христос воскрес!»

Воистину воскрес!

Пасхальные игры и развлечения

Педагог : ели крашеные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры: "Катание яиц", «чоканье», «боулинг по - русски», «раскрути яйцо» и др.

Как празднуют Пасху в других странах

Пасха – один из самых замечательных и светлых праздников. Его отмечают как религиозные люди, так и неверующие. При этом и те, и другие стараются следовать традициям и выполнить обряды, пришедшие к нам еще от дедов-прадедов. Несмотря на то, что суть праздника у всех народов одинакова, обычаи все же немного отличаются.

Праздновать Пасху в Австралии принято с пасхальными яйцами из шоколада или сахара. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента - билби. Этот зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи.

На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо -торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед посещением церкви.

Пасха в Болгарии

По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба.

Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.

Пасха во Франции

Главным символом Пасхи во Франции является колокольчик.

Только во Франции можно встретить пасхальные украшения и подарки в виде рыбок и колокольчиков.

Дома украшают разноцветными гирляндами и красными ленточками

Пасха в Польше

Одна из старых традиций – «мокрый понедельник» – в понедельник все поляки стараются щедро полить друг друга водой. Вода льется на головы отовсюду: из окон, балконов, «взрываются» пакеты наполненные водой на мостовых, в вагонах метро, но все довольны и никто не жалуется.

Остаться в этот «мокрый» день сухим, считается крайне плохой приметой – вода приносит здоровье, прибыль в хозяйстве и удачу.

Пасха в Швеции

Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками - желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большую конфету.

Педагог : Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.

Вы много нового о Пасхе узнали на занятии. Расскажите об этом родителям, поделитесь с друзьями.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна - пора чудес,

Журчит родник - Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес -

"Воистину Христос воскрес!"

Публикации по теме:

Проведение пасхального утренника в МБДОУ "Детский сад № 16ст. Архонская стало уже доброй традицией. 15 апреля состоялся такой праздничный.

Дорогие коллеги, приближается праздник Светлого Христова Воскресения. Праздник, который считается самым святым. Само слово «пасха» означает.

Конспект занятия «Как все живое растет» (подготовительная группа) Тема: «Как всё живое растет». Программное содержание: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу,.

«Барышня с куличом». Один из самых светлых, добрых, радостных праздников. Христиане празднуют этот день в ночь с субботы на воскресенье.

Цель мероприятия:

Воспитание любви к своей земле, к своему народу;
приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Познакомить с пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора;
совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, закличек, хороводов, русских народных игр.
формирование художественно – эстетического вкуса
развитие творческих способностей каждого ребёнка
активизация творческой фантазии и воображения

Ход занятия:

Постановка темы

В день Пасхи звонили в церквях колокола, звонили по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна

Тихая долина

Отгоняет сон

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С.Есенин.

Прослушивание магнитофонной записи колокольного перезвона

Сегодня мы будем говорить про Пасху.

Объяснение нового материала

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ПАСХА? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником?

Пасха – самый большой и светлый праздник христианской церкви. К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель), в эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Вовремя поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

1 ребенок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

2 ребенок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Воспитатель: Христос Воскрес, дети! Наступил праздник Пасхи. Церковь называет Пасху Праздником праздников. Когда-то очень давно Бог прислал к нам на Землю Иисуса Христа, своего сына, чтобы он победил Зло и Смерть, чтобы избавил всех людей от их первородного греха.

К Пасхе относились благоговейно. Вся семья собиралась за общим столом, дарили друг другу подарки.А на столе обязательно были пасхальные куличи.

Дидактическая игра

Перед детьми картинки продуктов. Их задача выбрать те, которые необходимы для выпечки пасхального кулича.

Мука, сахар, соль, молоко, яйца, изюм.

Объяснение нового материала

Воспитатель: На пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Народные приметы:

На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным,

На Пасху дождь с громом - к богатому урожаю

Ясная погода на пасху - к сухому лету.

А если погода была мрачная, толюди звали солнышко специальными закличками.

Учим закличку:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

На пасху всегда ждали гостей. А гости просили у хозяев подарки (Приход гостей)

Хозяюшка-батюшка,

Одари гостей,

Не камней, да костей.

Не хочешь дарить –

Пойдем с нами:

Грязь месить, собак дразнить,

Собак дразнить, людей смешить!!!

Воспитатель: А хозяева дарили своим гостям яйца-крашенки. Это вареные крашеные яйца, расписанные по особому обычаю.

А почему красили и угощались яйцами?

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, под углами дома закладывали яйца.

Прежде, чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет хороший урожай.

Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел, и вырос в крепкого коня.

А почему же красят яйца?

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!», и яйцо сразу стало ярко – красное, символизируя кровь, которую пролил Христос. И именно поэтому яйца на Пасху принято красить красным цветом.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:
Сосна и ель- символ здоровья.
Дубок - символ силы.
Точечки - символ плодородия, новой жизни.
круг – символ солнца

Практическая работа

Вареные яйца дети опускают в специальный мешочек, а затем, под контролем воспитателя, в горячую воду. Яйцо становится цветным. Затем вместе обсуждаем, какие узоры проявились и какой смысл они несут.

Подвижные игры

«Не урони»

Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо.

«Прокати»

Просмотр презентации о Пасхе
Итог

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали о праздновании Пасхи?

В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия состояла в расширении и активизации словарного запаса детей, расширения кругозора, закрепление лексико-грамматической стороны речи, развитие у детей художественно-творческих способностей, воображения, памяти. Также не маловажным моментом в занятии является развитие мелкой моторики детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

«ПАСХА. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ. СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ»

Левшенкова Галина Насурулловна , учитель-логопед

Цель:

  • совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; развивать диалогическую речь, закреплять умение правильно выстраивать предложение;
  • закреплять четкое произнесение поставленных звуков;
  • расширять знания о русских праздниках и обычаях, поддерживать интерес к народно-прикладному искусству;
  • закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца;
  • воспитывать уважение к народным умельцам; закреплять умение лепить из теста жаворонков, воспитывать уважение к хлебу, прививать интерес к кулинарии;
  • развивать у детей художественно-творческие способности, воображение, память;
  • развитие мелкой моторики.

Материал и оборудование:

  • русские народные костюмы, платки, кокошники, рубахи, кушаки, платок, очки, 2 корзины, свеча в подсвечнике, вареные яйца, плетенка с клубками, готовое тесто, клеенки, ножи, полотенца, подносы для жаворонков, фартуки, косынки, подставки для росписи яиц, кисти, подставки под кисти, краски, баночки с водой, тряпочки, угощение.
  • группа украшена в русском стиле: печка, люлька, прялка; выставка народно-прикладного искусства, выставка расписных яиц;
  • спички, огнетушитель.

Ход занятия:

I. Логопед и дети наряжены в русские народные костюмы.

Логопед: Дети, какие вы все нарядные, красивые. Расскажите, что на вас надето?

Дети рассказывают про свои наряды.

Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки.

Логопед: Какие вы молодцы. А чем украшена наша группа?

Дети перечисляют предметы, поделки русского народного искусства (павлопосадские платки, гжель, городец, дымку, жостовские подносы, хохлому).

Логопед: Ребята, хотите поиграть? У меня есть корзина с сюрпризом.

Логопед надевает платок и очки, в корзине лежат клубки.

Логопед: Я буду ваша бабушка. Здравствуйте мои хорошие. Садитесь на ковер и слушайте внимательно.

II. В группе выключается свет, логопед зажигает свечу в подсвечнике и ведет беседу:

«В далекие времена, когда электричества еще не было, люди пользовались лучиной, маленькой тонкой щепкой. У меня есть свеча. Ее мы и зажжем. Но я хочу вам напомнить, что самим без взрослых это делать нельзя. И в случае пожара мы воспользуемся огнетушителем. Свеча горит и рассказ льется. А пока я буду рассказывать, я буду перематывать клубочки. Давным-давно, когда я была еще маленькой девочкой, я очень любила праздники. А их на Руси было много. Но самым главным, самым светлым и радостным был праздник Светлой Пасхи. Для этого праздника готовились особо тщательно: чисто прибирались в избе, приводили в порядок одежду. И, самое приятное – готовили много угощений. Моя бабушка пекла куличи и делала пасху. А мы с мамой лепили из теста замечательных жаворонков. А еще на Пасху …. Ой, я, кажется, забыла, что же еще готовили к Пасхе? Внучата, стара я стала, помогите мне».

III. Дети дополняют рассказ. Логопед следит за речью детей, помогает правильно выстроить предложение, хвалит за полные ответы. Включается свет, логопед с детьми рассматривают образцы расписных яиц.

«Замечательно. На Светлый праздник Пасха красили яйца! Одни яйца были чисто красными, а другие расписывали всевозможными узорами. Как же назывались такие яйца? Правильно, красные яйца назывались крашенки, а с узорами – писанки. Для писанок использовали специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был ровным и красивым нужно работать аккуратно».

«А я принесла вам вареные яйца для росписи. Да только не помню, где оставила корзину. Чтобы ее найти, мне поможет волшебный клубок. Мы будем наматывать нитку в клубок, и двигаться по ней». (Заранее готовится «путанка» для физкультминутки).

IV. Физкультминутка. Дети идут за логопедом, преодолевая «препятствия».

V. Логопед вместе с детьми находят корзину и предлагает детям разбиться на две команды: девочки и мальчики. Мальчики садятся за столы для росписи яиц (фото 1) , девочки подходят к столам для приготовления жаворонков.

Фото 1.

Девочки моют руки, надевают фартуки, косынки. Логопед уточняет принципы работы росписи яиц, затем этапы изготовления жаворонков, дает рекомендации пользования ножом (фото 2) . Предварительно дети тренировались лепить птичек из пластилина.

Фото 2.

После выполнения заданий, писанки выставляются на поднос, а готовые жаворонки выкладываются на противни для выпекания (фото 3, 4) .

Фото 3. Фото 4.

VI. Дети рассматривают работы друг друга, дают оценку, объясняя, чем понравилась работа .

Логопед подводит итог:

«Ребята, вы все сегодня все очень постарались! Вы были молодцы! Я вами горжусь! А вы знаете, что на Пасху детки играли раскрашенными яйцами? Да, стучались ими. Чье яйцо останется целым, тот и выиграл. А с испеченными жаворонками поступали так: первого съедала хозяйка дома, чтобы никогда не болеть, второго давали корове – чтобы та давала больше молока, крошили курам – чтобы несли больше яиц. А еще одного жаворонка вешали на дерево перед домом – весну кликали. И мы с вами обязательно повесим жаворонка на дерево, чтобы быстрее наступила весна! А сейчас у меня для вас есть угощение». Логопед угощает детей.



Top