Экологическое воспитание дошкольников. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.



Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность






ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А














ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы






26 .


В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта:  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  Охранять и укреплять здоровье детей.

5 слайд

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

6 слайд

Описание слайда:

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

7 слайд

Описание слайда:

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

8 слайд

Описание слайда:

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

9 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников

10 слайд

Описание слайда:

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей

13 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В.С.Сухомлинский.

Только мы, воспитатели, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"

Поставила перед собой несколько задач:

  1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
  4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень" (Приложение №1)
  • "Путешествие в зиму" (Приложение №2)
  • "Прогулка с весной" (Приложение №3)
  • "Весна"

Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого оформила альбомы:

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название:

  • "В гости к старичку Лесовичку";
  • "Помощь рябинке";
  • "Путешествие с картой";
  • "Телеграмма от Домовенка Кузи";
  • "Встреча с Квакушей";
  • "Осень золотая в гости к нам пришла";
  • "Прогулка с лупой";
  • "Помоги природе";
  • "Найди сокровище";
  • "В лаборатории Капитоши";
  • "Мир вокруг сада";
  • "Загадки на грядке";
  • "Юные огородники";
  • "Весна пришла";
  • "Зимний денек";
  • "Встреча с удивительным";
  • "Собери приметы в лукошко";
  • "Жалобы растений";
  • "Компас - помощник";
  • "Растения - доктора детей";
  • "Волшебная клумба";

Вместе с нами гуляют сказочные герои: Квакуша, Каркуша, Баба-Ёжка, Домовенок Кузя, Мороз Иванович, Водяная капелька Капитоша, Девочка Почемучка.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий, записками и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, я составила карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Кеша. Проходя по тропинке, мы знакомимся с уголками сада, леса, огорода. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники. Во время путешествий предлагаю детям прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить, спрашиваю, что они чувствуют, обращаю внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни, выделяю время, чтобы с закрытыми глазами послушать тишину природы, пение птиц. Прошу рассказать о том, что они услышали: ветер, шум и шорох листьев, стук веточек, скрип деревьев, шагов, писк и пение птиц. У детей возникает много разных вопросов:

  • Как залечить ранку берёзке?
  • Как помочь букашке?
  • Почему нельзя трогать гнезда?
  • Зачем нужно убирать старые листья?

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Систематически подчеркиваю, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляю правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

  • Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
  • Не трогать муравейники, огородить забором;
  • Не разорять гнезда птиц,
  • Не бросать мусор, а убирать за собой;
  • Не расходовать зря воду, а беречь ее;
  • Оберегать животных, подкармливать их;
  • Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
  • Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;

Особую роль отвожу опытнической работе. Наблюдаем, как вырастают ростки на картофеле, корешки отростков герани, прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы, как растёт рассада, как появляются всходы моркови, укропа, фасоли, тыквы, бобов. С интересом следим за жизнью цветков в темноте и на солнце, что случается с листьями, если их закрыть бумагой, с какой стороны проникает воздух в лист, смазанный вазелином, как рыхлят землю черви и др. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т. д. Вот один из примеров. Я принесла в группу землю в овальной баночке, сверху насыпала опилки, положила проросшие зёрна пшеницы и завязала капроновой тряпочкой, придав форму ёжика, и оставила в природном уголке. Серёжа Б. первым заметил зелёную травку и закричал: "Смотрите, к нам ёжик приполз!". В другой раз дети наблюдали за жизнью пиявки, которая жила в банке с водой, завязанной марлей вместо крышки. Когда было тепло, она лежала на дне, свернувшись клубочком, а когда шёл дождь, всплывала наверх. Впечатления от своих наблюдений дети передавали в своих зарисовках.

На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, ромашкой, встречаемся с альпийской горкой, где расположены большие камни и растут разные виды цветов, где дети наблюдают за жизнью насекомых. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов: ландышей, тюльпанов, пионов, гладиолусов, ирисов, ромашек, нарциссов, весёлых ребяток, и т. д.

С помощью дидактических игр у детей развиваю у детей наблюдательность, речь, внимание, и память, формирую мыслительную деятельность.

  1. Большое место в жизни занимают такие игры как:
  2. Вершки и корешки (что едят);
  3. Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);
  4. Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);
  5. Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);
  6. Кто - где живет (место обитания);
  7. Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);
  8. С какого дерева лист (назвать дерево);
  9. Детки с ветки (Назвать дерево);
  10. Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);
  11. Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);
  12. Что было бы: (всегда была зима);
  13. Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);
  14. Собери грибы (съедобные в лукошко);
  15. Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);
  16. Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);
  17. Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);
  18. Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний оформила такие игры как:
  19. "Учим классифицировать"
  20. "Мир и человек"
  21. "Значение растений"
  22. "Что такое природа"

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:

  • "Экологический вестник";
  • "Природа и мы";
  • "Оглянись вокруг";
  • "Остановись, мгновение".

Дети нашей группы играют в "Экологическую полицию", которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:

  • Как работают дежурные?
  • Выключен ли свет?
  • Закрыт ли кран?
  • Есть ли пищевые отходы?
  • Как сегодня ухаживали за цветами?
  • Чистый ли воздух в группе?
  • Как убирали участок?

Итоги подводятся в "Экологическом экране", где дети становятся не просто девочками и мальчиками, белочками или зайчиками.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания. Когда Никита Ш. принёс в группу черепаху, он рассказал, откуда она появилась, чем её кормит, как ухаживает. Он разрешил детям потрогать, погладить, покормить свою любимицу. Родители приносили для наблюдения ящерицу, морскую свинку, волнистого попугайчика. Такая связь с миром животных помогает расширить знания, получить множество впечатлений, формирует личность. Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам. Родители окапывают деревья, кустарники, приносят семена и корни цветов для посадки, ежегодно строят горки и снежные фигуры, позволяющие детям физически развиваться, а дети оказывают посильную помощь (подвозят снег, утрамбовывают его и т.д.) Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птичек зернышками, крупой, принесёнными из дома. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.

Елена Романишина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию

Духовно-нравственное воспитание целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, использую для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно -нравственными нормами жизни в человеческом обществе.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т. е. экологическое воспитание . Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой смогут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения , повышение их экологической грамотности и культуры.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостях переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным , уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и других. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей , ожесточает их. «От чистоты душевной – к чистоте окружающей среды» - советуют православные священники. Исправить не правильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, что бы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

Главной целью является развитие экологической воспитанности у дошкольников . Для ее достижения необходимо решение следующих задач :

1. Освоение экологических представлений

2. Развитие познавательных умений

3. Овладение умением ухода за живыми существами

4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным

5. Развитие интереса к природе и проблемам ее охраны

Решение этих задач осуществлялось через систему педагогического взаимодействия : организованное обучение, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей .

В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплексы экологических знаний , если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям. В своей работе педагоги применяют организованную форму обучения, в которую входят :

1. Классификация представления о природе

2. Экскурсии (на реку, по экологической тропинке и т . д.)

4. Наблюдение за животными и растениями

5. Изобразительная деятельность по экологической тематике

6. Обобщение представлений о природе

7. Ознакомление с трудом взрослых в природе

8. Развитие речи

9. Обучение детей по уходу за растениями и животными

В группах создана соответствующая развивающая среда : экологический уголок , где сконцентрированы разные комнатные растения, календарь природы, мини-библиотека, содержащая книги экологической направленности , биологические паспорта растений, материалы для проведения опытов и наблюдений и т. п.

Огромное значение в экологическом воспитании дошкольников уделяю совместной деятельности взрослого и детей : экологические досуги , наблюдения и уход за растениями в уголке природы, труд на участке, целевые прогулки на природе, игры, рассказы воспитателя , проигрывание ситуаций и словесные обсуждения, выставки поделок из природного и бросового материала, рисунков (конкурсы на лучшую кормушку для птиц, инсценировки, театральные представления, чтение литературы природоведческого содержания, опыты, создания книг-самоделок.

В нашем детском саду ведётся кружок по экологическому воспитанию «Маленькие следопыты» , целью которого является воспитывать экологически грамотное поведение детей в природе и природоохранной деятельности.

Важная роль принадлежит наглядным пособиям, которые дают возможность подробно рассмотреть, описать предметы (изображения событий или природных явлений, установить между ними содержательные связи). Многие пособия изготавливаются педагогами своими руками, это природоохранительные знаки, перфокарты, дидактические картинки, биологические паспорта, схемы-модели. Также имеются дидактические игры и картотека подвижных игр на экологическую тематику .

Результатом такой работы является не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Таким образом, в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры . Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Литература :

1. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М., 2008.

2. Николаева С. Н. «Юный эколог »

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве » - М., Просвещение 2002.

4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - М., ТЦ «Сфера» 2001.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука») МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.


Top